В «Экспоцентре» на Красной Пресне до 22 марта работает выставка Натана Савайи «Искусство лего». Художник представил 100 экспонатов, сделанных из конструктора. The Village встретился со взрослыми фанатами лего и узнал, что можно собрать из конструктора, сколько можно на этом заработать, как снимаются лего-мультфильмы и почему это совсем не детское занятие.

Дмитрий, 40 лет

юрист-международник, автор лего-мультфильмов

Я работал много где, много кем, в том числе в нефтяной компании и на Дальнем Севере с долгими командировками, а заканчивал я свою карьеру, пытаясь развивать фармацевтическую отрасль вместе с Первым медом. К сожалению, проект оказался очень дорогим и не прошел, так что с тех пор я взял некоторую паузу и ушел на каникулы, которые у меня продолжаются уже где-то полгода.

Лего я начинал увлекаться в три этапа. Сперва, когда еще был маленький, наборы лего были в валютных магазинах, но мы не могли себе этого позволить. Потом мне подарили первые наборы, когда лего появилось на рынке. А затем, где-то в конце школы, мои конструкторы мне надоели и все лего было подарено друзьям. Позднее, в институте, я осознал свою ошибку и начал заново собирать. Года через три меня опять все достало, я опять посчитал себя взрослым, но, памятуя старую ошибку, уже не стал никому ничего раздавать, а просто сложил все в пакет на долгое хранение. Третий приход случился, когда появились дети.

Очень смутно помню свой первый набор. Он был из некой серии, где ниндзя против самураев. А самый мой любимый набор из тех, что есть, — «Дикий Запад». Он воссоздает классический форт — деревянный, с башенками, с кучей солдат американской кавалерии, с бандитами, с индейцами. Его я очень давно увидел в детстве на витрине и решил, что, когда вырасту, это будет первое, что я себе куплю. Так и вышло.

Мне нравится тема Дальнего Востока, а в серии «Ниндзяго» пару лет назад вышел большой набор, который воссоздает очень большой красивый японский храм с атмосферными постройками по бокам, с маленьким прудиком и мостиком. Такой набор стоит примерно 200 долларов. Но у «Лего» есть очень прикольная фишка: все яркие наборы с годами только дорожают. У них очень много проходных серий, которые либо замирают на той цене, по которой продавались, либо даже дешевеют. Но есть такие серии, которые выходят — и все сразу понимают: эта серия будет дорожать. Например, есть один набор по «Звездным войнам», который я покупал года четыре назад за 200 долларов, он сейчас стоит около 3 тысяч долларов. Конечно, я немало потратил на лего за всю свою жизнь. Здесь траты можно сравнить с тратами курильщика. Но если станет совсем плохо, можно будет продать все мои наборы и купить хорошую машину.

Я стараюсь не приобретать наборы в России, потому что у нас на них идет приличная наценка. Но, как правило, выходная цена больших наборов — в районе 200 долларов, что терпимо. У меня где-то под сто штук наборов, но все-таки я не безумный фанат. Есть в России несколько человек, у которых около 500 наборов. У меня другая страсть — я снимаю мультики. Поэтому и покупаю наборы, которые мне нужны для декорации или где есть какие-то полезные фигурки.

Моей дочери было три-четыре года, когда она меня спросила, как делаются мультфильмы. Я как порядочный отец взял толстенький блокнот, нарисовал галочку на краешке примерно 40 листочков и показал, что если листочки быстро перелистывать, то галочка движется — так мультики и снимают. Естественно, ребенок не впаял. На тот момент у меня еще был этап увлечения 3D-анимацией, и я в 3ds Max показал дочери, как едет паровозик. Ребенок снова не понял. А тут как раз конструктор стоит. Я говорю: смотри, вот мы ставим фигурку так, фотографируем. Потом передвигаем у нее ногу, фотографируем, заходим в видеоредактор, загружаем эти шесть фотографий, уменьшаем время показа кадров, а фигурка раз — и пошла. Ребенок обрадовался, а меня как будто накрыло. Врата ада открылись. С фантазией у меня всегда все было хорошо, и я стал снимать мультфильмы. Первый вышел про то, как едет карета и на нее нападает злой рыцарь. А потом я посмотрел фильм «Государственная граница», пустил слезу на 9 Мая и подумал, что можно снять что-то вроде военного мультика по следам фильма. Снял первый, а на YouTube выложил, чтобы с друзьями поделиться. Снял вторую часть по «Государственной границе», и в первый же день получилось набрать тысячу просмотров. Потом появилась история про мальчика по кличке Кондор, про которого я снял один полноценный сезон приключенческого детского сериала.

Сейчас я пытаюсь раскрутить канал на YouTube. Живут же там всякие Ивангаи — почему бы и мне не попытаться? Я, в принципе, раньше даже делал обзоры лего-наборов. Но сейчас с покупкой наборов временно завязал и клепаю обзоры, только если мне пишет магазин и сам присылает набор.
Если набор в принципе ничего, я беру. Видео на канале, к тому же набор остается — сплошные плюсы. Раньше-то в месяц я покупал несколько наборов — пять-шесть, может быть. Теперь куда реже.

Антон, 23 года

журналист, театральный критик

Впервые мне подарили лего где-то 13 лет назад. Тогда были наборы, которые я очень давно не видел в магазинах — о том, как снимают кино. Не знаю, как они правильно называются, но в таком наборе была воспроизведена сцена какого-нибудь известного фильма с фигурками оператора и режиссера, и у меня оказался набор со сценой из «Парка юрского периода». Там был маленький Стивен Спилберг и динозавры. Позже у меня появился корабль графа Дуку из «Звездных войн», но это были такие очень маленькие вещи, к тому же рассчитанные на то, чтобы с ними играли детишки. Именно это меня больше всего и раздражает в лего — элемент интерактивности для детей. Когда, например, шагоход из «Звездных войн» стреляет маленькими пластмассовыми штуками — это полный бред. Ведь с ним в любом случае нельзя играть, он попросту развалится. Третьим моим лего стал набор из серии классической трилогии «Звездных войн» — тот момент, когда C3-PO и R2-D2 приходят во дворец Джаббы и их встречает какой-то миньон c щупальцами на голове. Но набор был небольшой — все поместилось бы на ноутбуке. После него я как-то забросил это дело. В какой-то момент, много лет спустя, мы с женой были в торговом центре «Тройка» на «Красносельской», где есть бутик «Лего». Мы зашли туда попялиться, и я увидел его — шагоход AT-AT из классической трилогии «Звездных войн». В тот же день я его купил, он стоил около 5 тысяч рублей. Вместе с женой я собираю шагоход целый день. Тогда оказалось, что нам обоим это интересно. Все проходило довольно утомительно, потому что там четыре абсолютно одинаковые ноги.

Следующий набор был из серии коллекционных наборов: кинотеатр «Палас». Предполагалось, что ты докупаешь к нему детективное агентство, зоомагазин, ресторан и создаешь ретроквартал начала XX века. Тогда он стоил 9 тысяч, а сейчас стоит все 12. Я впервые собрал из лего большое здание, на это ушел день. Это помогло мне понять, что я не буду делать свой лего-город, потому что собирать простое реалистичное здание скучно. И следующая моя покупка стоила совсем дорого — башня Ортханк из «Властелина колец». Это абсолютно безумная вещь. В ней есть всякая ерунда для детей: фигурки, разрез, но это чепуха. Самый кайф — с внешней стороны. Тут все детали черные, и они разные по фактуре. Есть шершавые, гладкие, есть с ребрами, есть с зубчиками. Плюс эта вещь огромная, ростом с хорошую собаку. Мы с трудом нашли ей место в нашей советской стенке.

Последнее, что я купил, был Тауэрский мост. Он оказался неприлично гигантским: это две башни, соединенные пешеходным и автомобильным мостами, и еще справа и слева от башней есть пролеты. К тому же из-за постоянного мучительного поиска нужных деталей было сложно его собирать. Как в целом выглядит набор: это громадная коробка, а детали внутри расфасованы по пакетикам. В хорошем наборе эти пакетики пронумеруют. Например, у тебя есть первая тетрадка с инструкцией и тебе понадобятся детали из первого пакета. Но когда я купил Тауэрский мост, по какой-то неведомой мне причине детали были расфасованы по пакетикам абы как. Сборка началась с того, что мы взяли всю посуду в доме и разложили детальки по цветам.

Существует такая совершенно прекрасная вещь, как самоделки: можно купить наборы универсальных деталей и собрать все что угодно. Я никогда ничем таким не увлекался, но знаю, что по части строительства зданий есть огромное количество фанатов самоделок. Существует книга «Лего-архитектура», где автор, историк архитектуры, рассказывает, например, про классицизм, а дальше тебе надо построить здание в классицистском стиле, причем не какое-то конкретное, а любое — из белых деталей определенного набора.

Лего — это не только детская игрушка. Зачем ребенку собирать Тауэрский мост? Он никогда в жизни не слышал про Тауэрский мост. Ребенок соберет Гэндальфа на орле, и с него довольно. Ему важна история. Но, по-моему, возможности лего совершенно не в том, что с его помощью можно рассказывать истории, а в том, что из абсолютного хаоса и груды кирпичей рождается некая форма. С одной стороны, здорово просто сидеть и собирать — совершенно буддистская фигня, а с другой стороны, потом у тебя появляется классная вещь. Хотя каждый раз, когда я собираю лего, у меня случается истерика: что-нибудь ломается, и я начинаю психовать и пугать жену.

Я очень хочу сделать полки с подсветкой. Мне кажется, идеальный вариант — это приспособить часть интерьера именно под лего. Его можно расположить так, что конструктор будет задавать тон всему интерьеру, как ковер в «Большом Лебовски». Но не думаю, что в ближайшее время буду еще что-то покупать, потому что в квартире больше нет места. Вот разве что переедем, и тогда может быть. Вообще, у меня есть мечта — хочу сделать лего-театр. Периодически я общаюсь с Театром наций на эту тему. У них теперь есть свое выставочное пространство. Хотелось бы взять примеры актуальной отечественной сценографии и сделать их из лего. Причем не самому сделать, а найти людей, которые собирают самоделки, и предложить им такую историю. Не знаю, насколько самим представителям «Лего» будет интересно во все это впрягаться, потому что такая вещь совершенно не для всех.

Если начинать фантазировать, мне хотелось бы собирать из лего какие-нибудь необычные достопримечательности типа алмазного карьера в Мирном, космической станции «Мир», марсохода «Кьюриосити». А еще я бы собирал разную современную архитектуру. Тот же «Гараж» Колхаса: можно сделать все здание из прозрачных кирпичей, потом ты открываешь крышку, а внутри — панно из лего. Или Дворец пионеров — это было бы шикарно, у меня там был лицей.

Не знаю, откуда у людей проблема наступания на детальки. Это, опять же, происходит, потому что детишки играют. У меня вот деталька никогда не будет лежать на полу. Я всегда все собираю в тарелочках и не знаю, что нужно сделать, чтобы у тебя деталь лего оказалась на полу. Я каждый раз, когда вижу эти шутки, думаю: «Е-мое, вы что. Это же сколько стоит денег в пересчете на одну детальку, а вы вот так все это разбрасываете».

Константин, 27 лет

продавец-консультант

Сейчас я работаю в первом неофициальном музее лего в Москве. Де-юре я продавец-кассир, де-факто я занимаюсь там буквально всем: провожу экскурсии, собираю и покупаю экспонаты. До этого мне случилось поработать администратором в разных магазинах игрушек — в «Мире кубиков» и «Той.ру», например.

Первый конструктор лего мне подарили в три года, это был Lego Basic для детей старше семи лет, но со сборкой я справился. Потом мне покупали и другие наборы, но где-то после того, как мне исполнилось 12, весь мой конструктор куда-то пропал. Лет в 18 я решил заглянуть, что сейчас происходит на сайте лего, и купил себе первый набор с пультовым управлением и еще несколько других. В 20 лет я решил, что лего мне надоело, и распродал все наборы — кроме тех, которые стояли собранными на полке. Спустя три года я вновь стал закупаться конструкторами, на сей раз серией «Техник» и эксклюзивными наборами вроде Lego Ideas. У меня появились любимчики. Первый любимый набор — суперкар, черная машина с огромным количеством деталей. Второй — зеленый грузовик, по сути первый программируемый робот лего. В детстве это была моя мечта, и я ее осуществил.

Поскольку я работаю в музеях, где есть магазины, то теперь могу покупать наборы по закупочным ценам. Это очень и очень помогает, ведь почти все наборы я рассматриваю как ресурсные. То есть я, конечно, сперва собираю задуманную дизайнерами модель по инструкции, но она у меня не стоит и дня: я разбираю ее на детали. Я вообще не храню лего дома. Часть продал в музей, и теперь модели стоят за стеклом.

Самое яркое впечатление от сборки и полученного результата я получил, собирая на конкурс лего модель «порше». Я был после операции, мне нельзя было никуда ходить, и я неделю сидел дома, занимаясь этой моделью с утра до вечера. Считаю, это моя лучшая самоделка. Как происходит сборка: начинается все с того, что в гугле ты выбираешь модель, которая тебя интересует, находишь большую картинку и выстраиваешь чертеж машины. Затем, отталкиваясь от размера колес (так как они у лего бывают только строго определенных размеров), собираешь модель.

Самым дорогим моим приобретением был коллекционный набор «Звездных войн» — «Звездный разрушитель». Он стоил около 45 тысяч рублей, а спустя некоторое время я продал его за 100 тысяч. Этот же набор, кстати, был самым сложным в сборке. Он примерно метр в длину, а все вместе весит килограммов пять. Подобная тяжелая монотонная сборка мне очень нравится.

Свои работы я только недавно начал выкладывать в во «ВКонтакте» и на «Пикабу». Но обычные люди, те, кто не собирает лего, реагируют по-разному. Кто-то пишет: «Вау! А где такое можно купить?» Я объясняю, что нигде, что я сам это придумал, но цену могу назвать. А есть люди, которые, наоборот, очень агрессивны и начинают возмущаться: «Великовозрастный придурок, а занимается фигней». Таких, к счастью, очень мало. Зато теперь я хочу завести собственный YouTube-канал для собственного контента. А так, периодически я смотрю разные обзоры лего — например, одного польского самодельщика. Самоделки у него уже не такие интересные, как раньше, но у него по-прежнему любопытные обзоры. А еще я слежу за двумя российскими обзорщиками — один из Петербурга, другой из Ижевска. Единственное, жанр обзоров сам по себе уже никому не нужен. Нужно больше экшна.

Тимофей, 20 лет

кондитер, зарабатывает с помощью лего

Я раньше работал в ресторанах, но сейчас только временами подрабатываю по специальности. Главное — это мое хобби, лего. Оно помогает мне зарабатывать, потому что я продаю свои самоделки. Еще есть опция собрать на заказ, но в основном люди сливаются, потому что цена деталей выше, чем они думают. В принципе, есть специальный сайт, на котором продавцы со всего мира предлагают тебе ассортимент деталей, в России многого не купишь. Сами по себе есть и редкие детали. А в каждом наборе, например, есть одна-две уникальные. Их можно купить по 100 рублей, а некоторые и вовсе по 500.

Я с самого детства увлекаюсь лего. Многие фанаты рассказывают, что сперва собирали в детстве, потом у них наступал какой-то перерыв, и затем они возвращались к этому снова. У меня все началось с Lego Duplo — уже и не помню, сколько мне тогда было лет. Серьезное увлечение пришло пять лет назад, когда я зарегистрировался на форуме лего-фанатов. Там ты сразу начинаешь по-другому расти, встречая критику от более опытных форумчан. Тем более у людей, которые живут за рубежом и которые сидят на форуме, культура лего развита лучше и качество игрушек выше. Там и цены меньше, и объем деталей больше. Так что европейские выставки проходят интереснее, чем наши: там, бывает, арендуются и футбольные поля. А еще на некоторые выставки не пускают детей и всюду ходят бородатые дяди с пивом и смотрят на экспонаты.

Я покупаю наборы только в качестве ресурса.
И собираю каждый набор один раз: смотрю, как поработали дизайнеры, и, может быть, пишу про него обзор. Это для меня просто развлечение. Но потом я разбираю модель и раскладываю по специальным кассетницам, в которых я храню детали. Для людей, у которых много деталей, хранение дома — это больной вопрос. В мешках трудно ориентироваться, даже если раскидал по цвету, и сортировка — это сложно. Многие собирают себе шкафы на заказ, покупают те же самые кассетницы. Получается недешево, зато эффективно. В квартире у меня детали не помещались, поэтому я переехал жить в Подмосковье, чтобы за те же деньги снимать жилье побольше. На третьем этаже дома есть комната, где стоят ящики. Вообще, я хотел для них сделать стеллаж с рельсами, но пока не дошли руки. Вместо этого я купил в «Ашане» несколько десятков ящиков для швейных принадлежностей. Какие-то крупные детали храню в пакетах. Но все равно они занимают много места, так что приходится учиться организовывать пространство. Впрочем, сами собранные конструкции места не занимают: все свои самоделки я разбираю после того, как фотографирую — меня за это ругают, но у меня нет столько денег, чтобы постоянно покупать новые детали.

Наборы очень различаются по стоимости.
К примеру, запечатанный набор из 90-х может стоить любых денег, которые человек готов заплатить. Но я в основном покупаю детали. Есть «Лего» на «Войковской». Там можно покупать детали по объему — сколько набрал в специальный стакан, столько и уносишь. На кассе проверяют, что ты честно набрал свой стакан: если крышка закрывается, значит, все в порядке. Поэтому очень смешно наблюдать, как люди мучаются, пытаясь всунуть как можно больше в этот несчастный стакан, утрамбовывают его и что есть сил прижимают крышку. Но здесь многое зависит от конструкции деталей. Если есть время, особенно когда приходишь с компанией, можно сесть за столик, высыпать на него детали и собрать какие-нибудь кусочки, чтобы в стакан поместилось сразу много всего. Есть специальная фирменная наклеечка — ею можно заклеить крышку так, чтобы, переворачивая стакан, не просыпать детали.

Я собираю в принципе все что угодно. Есть люди, которые работают в определенном жанре — например, делают только машинки, причем определенного масштаба. Вот у них идут жуткие споры, как у моделистов. Некоторые люди масштабируют исходя из высоты машины, некоторые — из ширины. И вот они спорят между собой на форумах, кто прав.

Я как-то раз собирал, например, фанатский набор по сериалу «Доктор Кто». Правда, в сам сериал я не вник — посмотрел две серии и бросил. Но набор я тоже разобрал на детали. Все мои работы у меня на Flickr. Модель паровоза Черепановых, например, обложка с альбома, печатная машинка — ее я продал за 20 тысяч рублей, продешевил. Делал пейзаж с перспективой, сцену из «Догвилля», персонажа на тему Бёртона. Также собирал дом своей мечты и, к примеру, звездолет. Звездолет просто огромного размера — на стол бы он не поместился. Форма у него довольно сложная, а прочность обеспечивает внутренний каркас из деталей. Его я даже возил в музей лего на фестиваль в Москве. Была еще такая история: мне на форуме продали очень много деталей, а у девушки, которая продала, была мечта построить японский храм. В стоимость входил уговор, чтобы я за нее собрал храм. Я строил его несколько месяцев — где-то четыре в общей сложности. Иногда несколько дней не строил, иногда сидел ночами с кофе.

Хобби себя не окупает. Ты всегда тратишь на лего больше, чем зарабатываешь. Когда я был кондитером в одном отеле, выходил после получения зарплаты, звонил другу и покупал на половину суммы у него наборы модульных зданий. Модульники делятся на этажи — это здания, у которых внутри есть еще и интерьер.

Самая большая моя трата на набор — 20 тысяч рублей. Но у нас на форуме есть человек из Белгорода, у которого на каждый набор уходит тысяч 50–100, а наборы он покупает раз в месяц. Крутой парень.

Иллюстрации: Анаит Оганян