Олег Целков. Бубновый туз

79-летний художник Олег Целков всю жизнь пишет одно и то же. Его персонажи — неестественных цветов человекоподобные существа с опухшими лицами-масками на одутловатых телах, населяющие мрачные замкнутые пространства. Первая из этих «рож» появилась ещё в начале 1960-х и быстро сделала молодого живописца звездой неофициального искусства Москвы и любимцем западных коллекционеров, которым он продавал картины, оценивая их по рублю за квадратный сантиметр. За столь активную деятельность в 1977 году советское правительство предложило ему покинуть пределы страны, чем он и воспользовался, сделав за рубежом успешную коммерческую карьеру. В живописи Целкова находят и очевидную критику советского строя, и общие рассуждения о мерзости человеческой природы.

ГДЕ:
Фонд культуры «Екатерина»

КОГДА:
4 июня — 10 августа

СТОИМОСТЬ:

100-200 рублей

 

Дизайн 007: 50 лет стилю Джеймса Бонда

Главный летний аттракцион — гастролирующая выставка, посвящённая вселенной Джеймса Бонда, подготовленная кураторами лондонского центра «Барбикан» по случаю 50-летия первой экранизации романа Яна Флеминга, фильма «Доктор Но». На три месяца Мультимедиа Арт Музей превратится в тотальную инсталляцию, внутри которой можно будет увидеть костюмы и реквизит (включая настоящий вертолёт и автомобиль Aston Martin), а также эскизы к ним, документальные съёмки и фотографии и, конечно же, кинофрагменты из всех частей бондианы.

ГДЕ:
Мультимедиа Арт Музей

КОГДА:
11 июня — 7 сентября

СТОИМОСТЬ:

400 рублей

 

Авангард и авиация

Огромный, за 300 экспонатов, выставочный проект, собранный из российских музейных и частных коллекций, сюжет которого раскрыт в его названии. В своём увлечении авиацией художники русского авангарда были не одиноки — так, в итальянском футуризме интерес к ней был не меньшим. Среди тех, кто был очарован полётом и гулом моторов, были, конечно же, все первые имена искусства 1930-х, от Александра Родченко и Владимира Татлина до Александра Дейнеки и Александра Лабаса. Живопись, графика и объекты будут дополнены документальными материалами, среди которых попадаются обёртки от конфет и настольные игры.

ГДЕ:
Еврейский музей и центр толерантности

КОГДА:
11 июня — 10 августа

СТОИМОСТЬ:

250-400 рублей

 

   

Детектив

Кураторский проект штатного обозревателя отдела искусства газеты «Коммерсантъ» Валентина Дьяконова может оказаться заживо погребённым от сложности придуманной им концепции: он предлагает рассматривать творческие методы приглашённых им авторов как «изготовление улик и алиби», а «поиск смысла той или иной работы возможен при внимании к деталям и обстоятельствам показа». И даже если «Детектив» окажется плох, с ним всё равно стоит ознакомиться — среди участников выставки сплошь молодые и подающие надежды художники, увидеть работы которых в таком количестве и в одном месте удаётся не часто.

ГДЕ:
Московский музей современного искусства, Гоголевский, 10

КОГДА:
17 июня — 10 августа

СТОИМОСТЬ:

20-250 рублей

   

Рубенс, Ван Дейк, Йорданс…

Эта выставка — настоящий подарок для тех, кто считает, что искусством может называться только то, что веками провисело на стене. 55 шедевров фламандской живописи из собраний князя Лихтенштейнского как нельзя лучше под это определение подходят. Среди того, что привезут в ГМИИ, — портреты и многофигурные полотна Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка и Жака Йорданса, анималистические композиции Франса Снайдерса и работы Питера Брейгеля Старшего и Питера Брейгеля Младшего, дополненные картинами их современников.

ГДЕ:
ГМИИ им. А. С. Пушкина

КОГДА:
20 июня — 19 октября

СТОИМОСТЬ:

200-400

   

IV Московская международная биеннале молодого искусства

В этом году куратор биеннале молодого искусства Дэвид Эллиотт по итогом открытого конкурса отобрал 83 художника и творческие группы из более чем 30 стран мира, работы которых будут показаны на выставке в Музее Москвы. Помимо этого, в Московском музее современного искусства в Ермолаевском, в Государственном центре современного искусства и в универмаге «Цветной» в рамках так называемого стратегического проекта будут показаны ещё семь небольших экспозиций молодых авторов родом от Чехии до Пакистана. Подробное расписание, включая параллельную программу биеннале, будет доступно здесь.

ГДЕ:
Музей Москвы и другие площадки

КОГДА:
26 июня — 10 августа

СТОИМОСТЬ:

50-100 рублей

 

Вим Дельвуа

Вим Дельвуа — ведущий представитель того типа современного искусства, которое попадает в категорию «арток» (термин, предложенный художником Аристархом Чернышевым: легкоусвояемое, «прикольное» искусство). Среди творческих достижений Дельвуа — машина по производству дерьма, татуированные живые свиньи,  вырезанные из дерева модели строительной техники в натуральную величину. И если показ работ этого откровенно второстепенного, коммерческого автора в коммерческой же галерее рядовой и не очень интересный факт, то от его присутствия в ГМИИ им. А. С. Пушкина начинают появляться многие вопросы.

ГДЕ:
Галерея Гари Татинцяна, ГМИИ им. А. С. Пушкина

КОГДА:
27 июня — 30 сентября

СТОИМОСТЬ:

200-400 рублей

 

Медиа Форум ММКФ

В этом году Медиа Форум ММКФ, к сожалению, решил отказаться от выставочной программы, сосредоточившись на конференции «От монтажа аттракционов до нейрокино». На ней представители различных дисциплин будут размышлять о перспективах развития визуальных искусств с точки зрении теории и практики нейросинематики. За зрелищную часть будут отвечать два специальных события: мультимедийный перформанс «Бесплодная земля» The Chameleons Group и Стива Диксона, а также мировая премьера медиаспектакля «Смерть Тарелкина», созданного Открытой школой «Манеж/ МедиаАртЛаб» в сотрудничестве с Центром танца и перформанса «ЦЕХ» и балетом «Москва».

ГДЕ:
ЦВЗ «Манеж», ДК «ЗИЛ»

КОГДА:
21–27 июня 2014

СТОИМОСТЬ:

200 рублей

 

The New International: дубль 1

С приходом куратора Кейт Фаул «Гараж» постепенно стал отходить от практики показа выставок-блокбастеров, делая сейчас ставку на демонстрацию более экспериментальных проектов. Выставка «The New International: дубль 1» будет посвящена 1990-м годам в мировом искусстве. Одновременно с потрясениями, связанными с изменением политической карты Европы, как раз в этот период начали возникать новые средства коммуникации. Вместе они повлияли на представления о территориальных границах, создав предпосылки для образования нового глобального общества. Эти изменения нашли своё отражение в работах Ширин Нешат, Феликса Гонсалеса-Торреса, Гошки Макуги, группы IRWIN и других.

ГДЕ:
Музей современного искусства «Гараж»

КОГДА:
1 августа — 21 сентября

СТОИМОСТЬ:

Уточняется

 

Юрий Соболев. Острова

Юрий Соболев (1928–2002) — важнейшая фигура отечественного искусства прошлого века. В 1960–1980-х он был главным художником издательства «Знание», а затем в журналах «Знание — сила» и «Декоративное искусство» и дал работу многим художникам, среди которых были Юло Соостер и Илья Кабаков. Рисунки Соостера во многом определили стиль журнала «Знание — сила», сделав его одним из самых примечательных изданий тех лет. Другой проект Соболева — организация в Царском Селе «Интерстудио» — международной мастерской синтеза и анимации, в которой получили образование многие деятели культуры. На выставке в ММСИ будет среди прочего воссоздан один из его аудиовизуальных полиэкранных слайд-фильмов.

ГДЕ:
Московский музей современного искусства, Ермолаевский, 17

КОГДА:
25 августа — 28 сентября

СТОИМОСТЬ:

250 рублей

   

Одно место рядом с другим

Русско-немецкая выставка, концепция которой настолько туманна, что человеческим языком пересказать её не удается. Однако, изучая список авторов, можно сделать предположение, что в первую очередь будут показаны произведения, существующие на стыке искусства и науки. Интерактивные и кинетические объекты, аппараты и устройства для производства искусства, произведения, использующие достижения научных лабораторий для создания впечатляющих (или не очень) художественных эффектов. Среди участников — группа Das Numen, состоящая из студентов Олафура Эллиасона; Карстен Николаи, выступавший как музыкант в «Арме», Юлиус фон Бисмарк, знакомый по прошлогодней LexusHybridArt.

ГДЕ:
Центр современного искусства «Винзавод»

КОГДА:
18 июня — 24 августа

СТОИМОСТЬ:

150 рублей

 

   

Манифеста 10

Главное художественное событие года в России — десятая европейская биеннале современного искусства «Манифеста» в Санкт-Петербурге. Каждый раз она проходит в новом городе, и впервые за 20 лет — в музее классического искусства — Государственном Эрмитаже. Ещё до открытия выставка вызвала массу скандалов: кто-то из художников отказывался от участия, против её проведения был организован сбор подписей, но, к счастью, «Манифеста» не сдалась. Состав выставки блестящий. Среди участников стоит отметить обладательницу «Золотого льва» прошлогодней Венецианской биеннале живописца Марию Лассниг, фотографа Вольфганга Тильманса, который представит свою новую серию, снятую в России, и замечательный анимационный фильм Ваэля Шауки, посвящённый крестовым походам. И это не считая параллельной программы, события которой охватят весь город. Одним словом, это событие мирового уровня, ради которого стоит поехать в Петербург.

ГДЕ:
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

КОГДА:
28 июня — 31 октября

СТОИМОСТЬ:

400 рублей

   

Текст: Антон Богданов