18 выставок лета Manifesta 10, World Press Photo, российский самиздат и открытие музея стрит-арта — главные выставки этого лета в подборке The Village
«Первая мировая война»
Выставка посвящена памяти участников и жертв Первой мировой войны 1914–1918 годов. Не ушедшие на фронт художники создавали плакаты и картины, призванные поднять боевой дух солдат. 250 таких работ представят на выставке — живопись Петрова-Водкина, Рериха, Малевича и Маяковского, карикатуры Ремизова, плакаты Коровина, а также документальные фотографии военных лет.
I’mpressed
В «Тайге» открылась самая крупная выставка современного российского самиздата. В экспозицию вошли 90 работ — фотокниги от студентов, преподавателей и независимых фотографов, представленные «Фотодепартаментом»; частная коллекция томского фестиваля «Сам издам!» с андеграундными работами из разных городов России; зины дизайнеров и иллюстраторов из сообщества сформировавшегося вокруг креативной площадки.
Владислав Мамышев-Монро «Жизнь замечательных Монро»
В ретроспективе художника, ставшего символом постперестроечной эпохи, собрали около 300 работ, до этого никогда не выставлявшихся вместе. Самые знаменитые серии объединили с произведениями из частных зарубежных коллекций, архивов семьи и друзей Мамышева-Монро. К выставке специально издана книга «Жизнь замечательного Монро», написанная кураторами О. Туркиной и В. Мазиным.
Veins. Андерс Петерсен, Якоб Ауэ Соболь
Первая совместная выставка всемирно известных фотографов-документалистов из Северной Европы. Петерсен — живая легенда фотоискусства, автор знаменитой серии об алкоголиках Café Lehmitz и лауреат премии «Фотограф года» в Арле 2003 года. Соболь — фотограф агентства Magnum, обладатель премии World Press Photo 2006 года, прославившейся проектом «Сабин» о Гренландии.
World Press Photo
200 лучших работ мировой фотодокументалистики этого года. На этот раз в числе призёров оказались трое российских авторов: Данила Ткаченко с серией о людях, живущих в условиях первозданной природы, Никита Шохов с проектом о нудистах острова Утриш и Елена Чернышева, запечатлевшая рабочие будни Норильска.
Вторая Международная триеннале графики
Основная задача триеннале — показать текущую ситуацию в местной современной графике и продемонстрировать её всевозможные направления, технологии и манеры с помощью серии мастер-классов. Главным событием на этот раз станет блок с молодёжными работами.
Weltformat
Швейцарская дизайн-группировка Weltformat везёт в Петербург крупноформатные плакаты, которые они ежегодно показывают в Люцерне. Дизайнеры и иллюстраторы представят созданные ими новые печатные медиа, актуальные несмотря на распространённость интернета.
What Thinks Me
Литовские кураторы объединили около двух десятков авторов со всего мира, высказывающихся на тему личности. Выставка вдохновлена текстовой работой о самосознании Джона Балдессари 1982 года What Thinks Me Now. Проекту было отказано в финансировании из-за того, что он реализуется в России, но концептуалисты объявили сбор средств на Kickstarter и всё равно предстанут перед зрителями в Петербурге с видеоработами, объектами, перформансами и воркшопами.
«Синие носы». «Случайные совпадения»
Коллектив художников тронула статья американского журнала «Арт-форум» о том, что никакого современного искусства ни в Советском Союзе, ни в России не существовало вовсе, а авторы лишь копировали западные сюжеты. В экспозиции собраны очевидные примеры такого копирования и несколько доказательств обратного заимствования.
«Этюды оптимизма»
В рамках параллельной программы Manifesta 10 в Первом кадетском корпусе, до этого закрытом для посещения, открывается сразу несколько проектов. Один из них — коллективная выставка российских художников, посвящённая теме старения, вдохновлённая трудами русского биолога Ильи Мечникова. Даже название экспозиции взято из его научной работы. Свои видео, инсталляции и живопись представят Владислав Ефимов, Михаил Максимов, Иван Лунгин, Эльдар Ганеев и другие.
Стас Шурипа и Анна Титова. Observatorium
Художники воссоздадут обстановку конспиративного жилища, принадлежащего автору теории заговора. Работа включает дневниковые записи, архивные материалы и личные вещи воображаемого субъекта. Стас и Анна создают метафору глобальных коммуникационных сетей, где реальность формируется за счет производства бесчисленных образов и множества вариантов их интерпретации.
Полина Канис. «Парадный портрет»
Новый проект лауреата премии Кандинского посвящён культуре парадов. Девушка поставила спортивный спектакль, видеодокументацию которого будут показывать на выставке. Участники перформанса изображают поднятие флага. Торжественная церемония становится метафорой победы, которой никогда не произойдёт.
Иван Плющ. «Процесс прохождения»
Иван Плющ привозит в Санкт-Петербург инсталляцию в виде бесконечной ковровой дорожки, имитирующей покрытие пола в коридорах и на лестницах государственных ведомств. Проект был награждён премией «Инновация-2012» и был продолжен ещё двумя работами на тему советского культурного наследия, в которых полуразрушенное прошлое не маскируется, а выводится на передний план.
«Манифеста 10»
Гастролирующая биеннале современного искусства каждый раз открывается в городе с наиболее непростой политической ситуацией. На это раз им стал Петербург, а главной площадкой — Эрмитаж, в контекст которых будут вписаны работы Герхарда Рихтера, Франсиса Алюса, Хуана Муньоса, Томаса Хиршхорна, Йозефа Бойса и других — начиная от разбитой машины во дворе Зимнего дворца и видеодокументации групповых перформансов на Дворцовой площади, заканчивая мусорными нагромождениями в атриуме Главного штаба и ироничными инсталляциями в барочных интерьерах.
Casus Pacis. «Повод к миру»
Петербургский Музей уличного искусства открывает свою первую выставку. На действующем производстве, где уже второй год уличные художники разрисовывают стены заводских цехов, представят свои работы 60 художников из России, Украины и других стран. Первоначально выставка была полностью посвящена 100-летию Первой мировой войны, но затем в ней намеренно выдвинули вперёд настоящее, а именно события на Украине. Вся экспозиция встроена в ландшафт завода — руины заброшенных цехов, промышленные площади между ними и дымовые трубы.
«Ащущение другова»
Выставочный проект собрал работы, вдохновлённые творчеством Сергея Курёхина, а также художественные воспоминания его современников и друзей. Самым молодым участником выставки является семилетняя Анфиса Ануфриева — дочка одесского художника-концептуалиста, которая выразила в своей работе чувство присутствия в мире внеземной творческой силы.
Dosки & Краsки
Очередной выставочный проект, объединяющей молодых художников и скейт-культуру, спустя пару лет возвращается в «Этажи» и на этот раз представляет работы Стаса Багса, Сергея Паршина, Милы Северцевой, Томы Чернобай, Вани Варыгина и ещё около двух десятков авторов.
«Красота под пеплом»
Несколько московских фотодокументалистов, в числе которых Игорь Старков, Митя Нестеров, Максим Копосов и Сергей Шечков, решили представить, как выглядит Россия на самом деле, в городе, который принято считать европейским. Экспозиция в здании «Тайги» будет разбита не несколько частей и занимать самые неожиданные локации, некоторые из которых можно будет найти только с помощью специального гида.
фотографии: space-taiga.org, whatthinksme.tumblr.com, DoskiKraski, shutterstock.com
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.