2 июня — 22 сентября

«Круг Петрова-Водкина»

Преподавать в частную художественную школу Званцевой на углу Таврической и Тверской Петрова-Водкина привёл Лев Бакст. В Первую мировую школу закрыли, но от преподавательской деятельности Петров-Водкин не отказался, и после революции ещё 14 лет служил профессором в Академии художеств. В Русском музее собрали работы учеников Петрова-Водкина, как «званцевцев», так и студентов академии. «Круг» в названии — не дружеский кружок и не семейный, а что-то вроде жерновов, пройти сквозь которые, не растеряв индивидуальность, было трудно. Автор знаменитой картины «Купание красного коня», недаром его любили итальянские фашисты, в жизни был тиран и деспот, гордился, что «не плодил дилетантов» и был безжалостен к тем, кто его профессиональный ценз не прошёл. На выставке это самое интересное — наблюдать за этими трансформациями, отделяя тех, кто преступал заветы учителя, и тех, кто в силу слабости характера до конца дней вынужден был спорить и пререкаться по мелочам.

Где: Русский музей, корпус Бенуа

Стоимость: 300 рублей

8 июня — 11 сентября

Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом

«Венера и Амур» — эрмитажная картина великого немца Лукаса Кранаха Старшего, ставшая заглавной на только что закрывшейся выставке в Пушкинском музее в Москве, возвращается в Петербург. С ней переезжает и сама выставка, на которой впервые в России собраны вместе работы Лукаса Кранаха Старшего и Лукаса Кранаха Младшего — отца и сына, двух важнейших авторов, олицетворяющих собой переход от Возрождения к маньеризму. К открытию московской выставки The Village готовил подробный гид, с которым теперь самое время познакомиться петербуржцам.

Где: Надворная галерея Зимнего дворца

Стоимость: 400 рублей

7 июня —
18 сентября

«Реализмы»

Где: Главный штаб

Стоимость: 300 рублей

После наделавшей шума прошлогодней выставки «Россия. Реализм. XXI век» в Русском музее, которую многие сочли скучной и политически ангажированной, Эрмитаж готовит свои «Реализмы» — выставку трёх общепризнанных мастеров: британского живописца Митча Гриффитса и двух американцев — скульптора Тони Мателли и концептуалиста Джима Шоу. Гриффитс использует иконографические сюжеты, помещая в них героев современного мира, Мателли — создаёт гиперреалистичные силиконовые фигуры, композиционно сходные с библейскими и античными сюжетами. Наконец, Шоу пишет сюрреалистические полотна, в которых на фоне классических декораций разворачиваются баталии нового быта. Реализм здесь — игра, подразумевает не столько тягу превозносить реальность, сколько отказ авторов игнорировать её. Для Эрмитажа эффектный способ высказаться на тему того, чего на самом деле ждут от реализма в ХХI веке.

9 июня — 31 июля

«Это только текст. Ростислав Лебедев и Владимир Козин»

В «Новом музее» совместная выставка Ростислава Лебедева и Владимира Козина. Оба преимущественно работают в жанре соцарта. Москвич Лебедев — ярче и оптимистичней, Козин по-петербургски саркастичен и мрачноват. Совместная выставка заявлена как своеобразный диалог на актуальные проблемы искусства и общества: здесь и импортозамещение, и духовные скрепы, и русские просторы.

Где: Новый музей

Стоимость: 200 рублей

с 16 июня

First Crew

На месте закрывшегося в прошлом году клуба Beatnik в июне открывается новое пространство «Бездельники». Одним из главных его резидентов станет галерея Лизы Савиной. Первая выставка откроется уже в середине июня. Это будет проект Дениса Прасолова и Натальи Пивко «Первый отряд». Прасолов делает серию скульптур, посвящённых животным и растениям, отправленным с научной целью в космос. Пивко рассматривает сюжет с другой стороны: в её работах инопланетяне вторгаются на Землю. Однако вместо картинки полыхающих городов зритель видит идиллические пейзажи. Пришельцы устраивают привал в тени пионов, доят зайчиху и маршируют на спине попугая. С людьми в контакт не вступают, для этого они слишком малы.

Где: Savina Gallery в пространстве «Бездельники»

Стоимость: бесплатно

22 июня — 18 сентября

«Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург»

Настоящее имя Эрте — Роман Тыртов. Родился в Петербурге. Отсюда упоминание о возвращении в названии выставки. Сам Тыртов, покинув Россию перед Первой мировой, никогда больше на родину не приезжал, перебрался сначала в Париж, а позднее в США, где прославился как мастер ар-деко, создавая одежду, графику, оформив множество театральных и кинематографических постановок, а ещё более сотни обложек Harper's Bazaar. На выставке в Эрмитаже, которая будет первой в России выставкой Эрте, покажут 136 работ: акварели и гуаши, рисунки пером, несколько примеров печатной графики и скульптуры.

Где: Двенадцатиколонный зал Нового Эрмитажа

Стоимость: 400 рублей

22 июля —
23 октября

Выставка фотографий Себастьяна Сальгадо

Где: «Эрарта»

Стоимость: 500 рублей

245 фотографий, сделанные в различных уголках Земли, которых не коснулась цивилизация. На них живущие в первобытном мире африканские племена, поселения инуитов на Крайнем Севере, заповедники и национальные парки. Выставку бразильского фотографа и путешественника Себастьяна Сальгадо уже показали более 20 музеев по всему миру. В «Эрарту» выставка переезжает прямиком из московского «Мультимедиа Арт Музея».

24 июня — 17 июля

«Русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное»

«Манеж», построенный в 1807 году по проекту Джакомо Кваренги для лейб-гвардии Конного полка после революции перестраивали дважды. Сначала в просторном помещении разместился гараж НКВД, а в 1977 году к 60-летию Октябрьской революции в нём открыли выставочный зал, который, впрочем, устроен в экспозиционном плане был настолько убого, что никакая классицистическая архитектура пробиться сквозь хаос бесчисленных перегородок не могла. В результате новой реконструкции всё лишнее наконец убрали, перепродумав пространство так, чтобы по нему было удобно перемещаться и, главное, при необходимости можно было в два счёта трансформировать.

При этом ясного ответа на вопрос о том, какой будет выставочная политика «Манежа», до сих пор никто так и не дал. Открывается «Манеж» грандиозной выставкой российских художников, участвовавших в Венецианской биеннале в последние 25 лет. Набор впечатляющий: здесь и Илья Кабаков, и Эрик Булатов, и Тимур Новиков, и Олег Кулик, и вообще, кажется, все главные художники нового времени.

Где: ЦВЗ «Манеж»

Стоимость: уточняется

29 июня — 28 августа

«Другое кино. Выставка самодельного африканского киноплаката»

С конца 80-х, когда видеомагнитофоны и видеокассеты упали в цене и стали относительно доступны, в деревнях в Гане начали появляться крохотные кинотеатры, представлявшие собой небольшие комнаты с телевизором, на котором крутили нелепые в африканской действительности голливудские блокбастеры. Чтобы привлечь публику, владельцы этих заведений делали афиши, самостоятельно или с помощью местных художников перерисовывая картинки с обложек кассет на бумагу. Коллекцию таких афиш собрал Вольфганг Штеблер —немецкий учёный, многократно посещавший Гану. Выставку в Россию привёз ГЦСИ, и уже показал в нескольких региональных филиалах, а теперь самые показательные работы добрались до «Эрарты».

Где: «Эрарта»

Стоимость: 500 рублей

29 июня — 7 августа

«Игорь Мухин. Я видел рок-н-ролл»

Один из лучших современных российских фотографов, Игорь Мухин с середины 80-х и до начала 90-х снимал тусовки московских и ленинградских рок-групп. В кадре Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Жанна Агузарова, Константин Кинчев, Олег Гаркуша и многие другие. Выставка приурочена к выходу одноимённой книги Мухина, которая ещё подробнее демонстрирует тот заряд свободы, который теперь, спустя 30 лет, кажется выдумкой.

Где: «Росфото»

Стоимость: 150 рублей

1 июля —
3 сентября

«Aljosha. Лотофагия»

Где: Галерея современного искусства
Anna Nova

Стоимость: бесплатно

В июле галерея Anna Nova открывает выставку Алёши — немецкого скульптора украинского происхождения. Он известен тем, что разрабатывает новое направление в искусстве — биосизм, или биофутуризм. Его работы напоминают разом и научную фантастику, и учебник биологии: истончённые нити кровеносных сосудов, белизна пластиковых костей, тонкие провода. Главная цель этих экспериментов — поиск черты, за которой мёртвое и живое сливается в сознание зрителя.

29 июня — 29 августа

«Моё я. Автопортрет в собрании Русского музея»

Очередная выставка Русского музея, выстроенная вокруг объединяющего мотива, на этот раз это автопортрет. Жанр во всех смыслах примечательный и особенно актуальный сейчас, когда создание селфи стало своего рода спортом. Автопортреты, если не брать в расчёт трудозатраты, — те же селфи, и законы там действуют похожие: здесь и неизменное самолюбование, и желание создать символичный образ, и, на первый взгляд, подобранный случайно антураж. Карл Брюллов, развалившись на мягком бархатном кресле, смотрит с тоской, Натан Альтман юн и свеж, точно цветы, которые он держит в руке, Георгий Гурьянов поигрывает мускулами на фоне серого беспросветного пейзажа.

Где: Русский музей, корпус Бенуа

Стоимость: 300 рублей

со 2 июля

«Называние»

Уже третий подряд учебный год «Фотодепартамент» заканчивает масштабной коллективной выставкой студентов, которые сами в процессе обучения формируют тему и способ её воплощения. В этом году импульс исследовательской работы был найден в тексте философа Олега Аронсона, где речь идёт о повседневности. Называние — психоаналитическая практика, которая заключается в отслеживании бессознательно совершаемых действий. Чем-то подобным и занимались студенты. Проекты самые разные: кто-то увлёкся тотальным фотографированием, регистрируя буквально каждый свой шаг, кто-то искусственно создавал предметы, нарушавшие привычный ход вещей. Варвара Кузьмина, например, заново реконструировала несколько этапов своей жизни, отправившись в путешествие по сохранившимся в памяти местам.

Где: «Фотодепартамент»

Стоимость: бесплатно


Фотографии: обложка, 2, 3, 5 – Государственный Эрмитаж, 1, 11 – Русский музей, 4 – Новый музей, 6 – Sebastião Salgado/Amazonas images, 7 – Манеж, 8 – Эрарта, 9 – Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, 10 – Галерея современного искусства Anna Nova , 12 – «Фотодепартамент»