«Транспозиции II»

Резиденция для художников — это нечто вроде хостела или общежития, только непременно оборудованного мастерскими, где можно рисовать, фотографировать или, например, монтировать видео. Резиденции популярны, их становится все больше, отдельные художники иногда по несколько лет перемещаются из одной в другую, реализуя на практике известную максиму о том, что художник должен быть гол, нищ и в идеале бездомен. Как раз вот такой трансцендентальной бездомности посвящена выставка в Музее нонконформистского искусства. К участию пригласили авторов, которые в последние два года жили и работали в арт-резиденции при центре «Пушкинская-10», и предложили им поразмышлять над тем, что для них значит дом. Американские художники Андреа Станислав и Дин Лозов искали ответ на улицах в рамках своего перформанса Reflect: они бродили по Петербургу в авторских костюмах, покрытых тысячами зеркальных значков, и раздавали их прохожим взамен на фото и ответ на вопрос «Что такое дом?». А японский автор Нобушиге Коно сконструировал для музея своеобразное жилище из мусора, найденного на улицах Петербурга.

Когда: 11 марта — 9 апреля

Где: Музей нонконформистского искусства (Лиговский пр-т, 53)

Стоимость: 100 рублей

www.nonmuseum.ru

«Константин Сомов. Живопись и графика»

Последний раз в России ретроспективные выставки Константина Сомова — одного из важных представителей художественного объединения «Мир искусства» — проходили в конце 60-х и были приурочены к 100-летию со дня рождения художника. С тех пор ничего подобного не было. Восполняет пробел KGallery в свойственной ей манере: в основе выставки работы из частных коллекций, плюс отдельные экспонаты предоставят музеи (например, Русский музей и Музей Анны Ахматовой). Из редкостей: все три существующие издания знаменитой «Книги маркизы» — сборника фривольных текстов с иллюстрациями Сомова, — а еще коллекция фарфора, созданная по эскизам художника, и уникальный фотоархив.

Когда: 24 марта — 14 мая

Где: KGallery (набережная реки Фонтанки, 21)

Стоимость: 100 рублей

www.kgallery.ru

Георгий Верейский

Одновременно с выставкой Сомова в KGallery в Русском музее будет идти большая ретроспектива Георгия Верейского — тоже, к слову, успевшего побыть мирискусником (но на поколение младше) и революцию поддержавшего. Верейский — мастер печатной графики, большую часть жизни проработавший в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа. Помимо графических портретов, которыми он известен в первую очередь, на выставке покажут пейзажную графику: изображения Ленинграда и Москвы, а также трогательные деревенские пейзажи.

Когда: 30 марта — 15 мая

Где: Михайловский замок (ул. Садовая, 2)

Стоимость: 300 рублей

www.rusmuseum.ru

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Когда: 1 апреля — 2 июля

Где: Музей Фаберже (набережная реки Фонтанки, 21)

Стоимость: 450 рублей

www.fabergemuseum.ru

После прошлогоднего успеха выставки работ Фриды Кало Музей Фаберже готовит новый потенциальный хит: этой весной здесь покажут ретроспективу Сальвадора Дали, которую готовят испанские кураторы из фонда «Гала — Сальвадор Дали». Фонд этот сверхактивен, регулярно открывает выставки и даже музеи-представительства по всему миру и, прямо скажем, излишне коммерциализирован. Улучшить репутацию помогают концептуальные проекты, объединенные ясной идеей. В Музее Фаберже, например, экспозиция будет построена вокруг классических мотивов в работах Дали: так, на выставке покажут серию графических иллюстраций к знаменитой автобиографии итальянского скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини, серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, а также картину «Геологическое эхо. Пьета» 1982 года, в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме.

«Структуры»

В аннотации к выставке «Структуры» в Мраморном дворце Русский музей дает пояснение, переводя с латыни: «Структура — строение, упорядоченное строение, расположение, порядок, связь». Другими словами, это проект про чистую форму, формализм — то, за что в советское время можно было вылететь из Союза художников, а в современных реалиях больше соответствует критериям промдизайна, чем искусства. Так, здесь, например, покажут инсталляции Алексея Костромы из расставленных ровными рядами яичных скорлупок, геометрические композиции из разноцветного фарфора Олега и Ольги Татаринцевых и эффектную деревянную скульптуру Виталия Пушницкого.

Когда: 6 апреля — 29 мая

Где: Русский музей, Мраморный дворец (ул. Миллионная, 5/1)

Стоимость: 300 рублей

www.rusmuseum.ru

«„НОМ“ 30 лет. Короли Санкт-Петербурга»

«Драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических» — такой была идейная установка панк-группы «НОМ» на момент ее появления в конце 80-х. Помимо музыки, команда решала эту задачу и альтернативными методами: устраивала перформансы-интервенции в городскую среду, снимала игровые короткометражки и создавала рок-оперу. На выставке к 30-летнему юбилею проекта покажут фильмы, костюмы, фотографии, а еще картины примкнувшего к «НОМ» художника Николая Копейкина.

Когда: апрель-июнь

Где: «Эрарта» (29-я линия В.О., 2)

Стоимость: 500 рублей

www.erarta.com

«Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения»

Верещагин в России не обладает такой всенародной любовью, как, например, Айвазовский, но перспектива есть. Главное — правильно расставить акценты: тут важна и специализация на батальной живописи, и личное участие в многочисленных битвах, и несколько тяжелых ранений, и героическая смерть во время морского сражения у берегов Порт-Артура. Верещагин был большой патриот, но и любитель путешествий, одно время очень увлекся Востоком, чем, по слухам, навлек на себя недовольство императора и вроде бы даже сжег после этого несколько картин. К 175-летию художника в корпусе Бенуа пройдет большая ретроспектива: покажут около 200 работ; помимо собственной коллекции Русского, будут работы из Третьяковской галереи и нескольких других российских музеев.

Когда: 20 апреля — 24 июля

Где: Русский музей (набережная канала Грибоедова, 2)

Стоимость: 450 рублей

www.rusmuseum.ru

«Сдвигая метафоры: Куба в эпоху перемен»

Когда: 23 апреля — 24 июня

Где: «Росфото» (ул. Большая Морская, 35)

Стоимость: 150 рублей

www.rosphoto.org

«Росфото» готовит большую выставку, посвященную кубинской фотографии. Подробностей пока нет, но в музее проект называют энциклопедичным: он, по задумке кураторов, должен описать историю островного государства с момента прихода к власти Фиделя Кастро и по настоящее время. В смысле техник выставка также будет разнообразной: она включает в себя как работы классиков документалистики, так и актуальный видеоарт.

«Сотворенная Жизнь»

Галерея Anna Nova с большим опозданием, но все же откроет выставку петербургской фотохудожницы Юлдус Бахтиозиной, известной благодаря своим поставочным снимкам. С их помощью она в манере глянцевых изданий и недавних блокбастеров вроде «Он дракон» (для которого Юлдус, к слову, делала постер) изучает русскую идентичность — фотографирует парней в балетных пачках, модельной внешности барышень в русских кокошниках и метросексуалов в рыцарских доспехах.

Когда: 28 апреля — 10 июня

Где: Anna Nova (ул. Жуковского, 28)

Стоимость: бесплатно

www.annanova-gallery.ru

«Под одеждой. История дизайна нижнего белья»

С конца апреля в «Эрарте» будет гастролировать выставка лондонского Музея Виктории и Альберта, посвященная истории нижнего белья. Покажут около 150 вещей, начиная с корсета XVIII века и заканчивая работами современных мировых брендов. Сделано это все не только ради удовлетворения любопытства, кураторы берут выше и проводят параллели между особенностями конструкции и фасонов нижнего белья и развитием общества: например, рядом с корсетом из китового уса, способным утянуть талию до 50 сантиметров, будут выставлены рентгеновские снимки деформированных им органов, способные шокировать любого.

Когда: 29 апреля — 30 июля

Где: «Эрарта» (29-я линия В.О., 2)

Стоимость: 500 рублей

www.erarta.com

«Маноло Бланик. Обувь как искусство»

Когда: 29 апреля — 23 июля

Где: Главный штаб (Дворцовая площадь, 2)

Стоимость: 400 рублей

www.hermitagemuseum.org

Эрмитаж продолжает серию выставок, посвященных работам известных дизайнеров. Следом за итальянским модельером начала ХХ века Мариано Фортуни идет современный испанец Маноло Бланик — основатель одноименной компании, выпускающей дизайнерскую обувь. На выставке покажут около 200 пар туфель, созданных за 45 лет. Среди экспонатов — обувь, вдохновленная путешествиями, отдельными личностями вроде Рианны и Брижит Бардо, созданная для фильма «Мария-Антуанетта» Софии Копполы и сериала «Секс в большом городе», который, собственно, и прославил дизайнера на весь мир.

«Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920–1930-х годов»

Одна из самых необычных выставок Эрмитажа, приуроченная к 100-летию Октябрьской революции, — она же и самая простая. Братьев Якова и Евгения Хенкиных события 1917 года разделили: один оказался в Ленинграде, другой — в Берлине. Оба снимали будничную жизнь горожан, в которую незаметно вторгается политика. Финал истории трагичен для обоих братьев: Яков погиб на фронте в 1941-м, а вернувшийся из Берлина в 1936 году Евгений был вскоре арестован и расстрелян НКВД. Все, что осталось, — большой и причудливый семейный фотоархив, который на выставке в Эрмитаже покажут впервые.

Когда: 6 мая — 2 июля

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая площадь, 2)

Стоимость: 400 рублей

www.hermitagemuseum.org

Новый сезон в Музее уличного искусства

В середине мая Музей уличного искусства откроет четвертый сезон. Выставочная площадка снова полностью сменит концепцию, темой нового проекта выбрана революция. В роли кураторов выступают руководитель берлинского стрит-арт-проекта Urban Nation Яша Янг и директор музея Андрей Зайцев. Под их руководством 30 художников из девяти стран представят свой художественный манифест на тему разрушения и созидания.

Когда: с 13 мая

Где: Музей уличного искусства (шоссе Революции, 84)

Стоимость: 350 рублей

www.streetartmuseum.ru

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову»

Когда: 31 мая — 3 сентября

Где: Государственный Эрмитаж (Дворцовая площадь, 2)

Стоимость: 400 рублей

www.hermitagemuseum.org

Вероятно, главная выставка грядущего лета: Эрмитаж первым привозит в Россию культового немецкого художника Ансельма Кифера, последовательно, начиная с конца 60-х, изучающего феномен нацизма. Ученик концептуалиста Йозефа Бойса и поклонник неоэкспрессиониста Георга Базелица, Кифер умеет удивительным образом сочетать мрачную экспрессивную живопись с постмодернистскими техниками вроде инсталляции и перформанса. Для выставки в Эрмитаже он готовит особый проект, посвященный Велимиру Хлебникову. Для него художник создает около 20 полотен, оттолкнувшись от идеи русского поэта о бесконечной цикличности судьбоносных военных столкновений.

изображения: обложка, 1 – Музей Фаберже, 2 – «Росфото», 3, 4 – Эрмитаж