The Village составляет традиционные планы на сезон. О весенних выставках мы уже писали, впереди — фильмы, игры, книги, концерты и спектакли. Сегодня речь пойдет о главных альбомах весны.

Текст:
Артем Макарский


Март

Nelly Furtado — «The Ride»

31 МАРТА

Нелли Фуртадо не выпускала альбомы пять лет, что по меркам поп-музыки огромный срок. За это время она работала над собственным лейблом, занималась благотворительностью в Кении, окончила курсы драматургов и гончарного мастерства, рассталась со старым менеджментом, познакомилась с молодыми музыкантами вроде Карли Рэй Джепсен и Дева Хайнса, более известного как Blood Orange, — словом, без дела это время не прошло. «The Ride», по словам Фуртадо — это альбом о похмелье, не настоящем, а метафорическом, о состоянии после бала, когда в голове еще есть воспоминания о веселье, но на деле в голове какая-то неясно откуда взявшаяся грусть.

Несмотря на то что по первым синглам кажется, будто знакомство с Девом Хайнсом не прошло даром (сама певица их встречу сравнивает с давней встречей с Тимбалэндом, с которым она стала более дерзкой поп-звездой), сама она говорит, что песни с «The Ride» звучат так благодаря совсем другому человеку — работавшему с Сент-Винсент, Эрлом Свитшотом и Sparks Джону Конглтону. В ее песнях легкая ностальгия соседствует с более новым звучанием — в общем-то, помощники, ранее работавшие с Шер и Тейлор Свифт, к такому соседству поколений располагают. Пока что «The Ride» кажется пусть и несколько необязательным, но очень симпатичным альбомом — хочется верить, что публика примет его благосклонно.

The Magnetic Fields — «50 Song Memoir»

10 марта

В 1999 году лидер группы The Magnetic Fields Стивен Мерритт записал «69 Love Songs» — трехчасовой альбом с небанальными песнями о любви, часть из которых была песнями о песнях о любви, часть — о песнях не о любви, ну и так далее. Чудесный мета-альбом с радостью приняли критики — и 18 лет спустя Мерритт выпускает альбом, длящийся немногим меньше: каждая из песен будет посвящена одному году из его жизни, в каждом из которых он находит важное для него событие, будь то провал на экзамене, прогулка до бара или встреча с кем-то, повлиявшим на него. Слушать это, по крайней мере, будет крайне интересно — настоящий экскурс в жизнь одного человека.

Depeche Mode — «Spirit»

17 марта

Вышедший четыре года назад альбом «Delta Machine» возводил Depeche Mode в особую и не самую приятную категорию групп — такую, про которую пишут, что они создают свой собственный мир с узнаваемым звуком. Это был альбом, сделанный скорее для фанатов, что вкупе с неоднозначно принятым «Sounds of the Universe» вызывало опасения за студийные работы группы. «Where’s the Revolution», не революционная, но попросту хорошая песня эти опасения пока не снимает — в конце концов, и на «Sound of the Universe» первым синглом был «Wrong», — однако дает надежду на альбом, который группа не записывала уже много лет, пусть и с плохой обложкой — ну так и последняя хорошая была у них в начале века.

Mount Eerie — «A Crow Looked at Me»

24 марта

Под псевдонимом Mount Eerie Фил Элверум долгое время записывает чаще всего тихие простые фолк-песни, но «A Crow Looked at Me», скорее всего, нельзя будет слушать с легким сердцем: он будет посвящен смерти, и смерти близкого человека. В прошлом году у Элверума умерла жена Женевьева — после этого события он, сидя в ее комнате, играя на ее инструментах и используя ее бумагу, и записал этот альбом. Судя по первым доступным песням, Элверум предпочел практически не петь, а проговаривать свою боль — нас явно ждет душераздирающая, но и самая честная пластинка за долгое время. Возможно, в ней как раз будет то, чего недоставало «Carrie & Lowell» Суфьяна Стивенса, другому фолк-альбому о смерти.

Jamiroquai — «Automaton»

31 марта

Прошлый альбом Джея Кея выходил довольно странно — семь лет назад его могли послушать британцы, а американцы лишь два года спустя, что с учетом интернета нельзя не воспринимать без недоумения. Это, впрочем, неважно — за это время «Rock Dust Light Star» не успел толком запомниться слушателям: на московском концерте Jamiroquai прозвучала лишь одна песня из этого альбома.
У новых треков есть все шансы этой участи избежать — и «Automaton», и «Cloud 9» хоть и чуть уступают главным нетленкам музыканта, очень даже хороши. Остается только лишь надеяться, что классического фанка на альбоме будет меньше — и больше экспериментов. Совсем без них, к счастью, явно не обойдется.

Апрель

Arca — «Arca»

7 апреля

Венесуэльский музыкант Алехандро Герси работал с Бьорк, FKA twigs, Канье Уэстом, Фрэнком Оушеном и Дином Блантом — а еще вместе с Kamixlo, Dinamarca, Embaci и другими представителями лейблов Bala Club, Staycore и NON Worldwide представляет поколение эмигрантов, двигающих современную музыку вперед. С последними его роднит новое представление о звуке, жизнь в эпоху, когда музыка с радио ничем не хуже последней новинки с SounCloud, с первыми — теперь и любовь к пению. Начав с инструментальных микстейпов и альбомов с неизменным визуальным сопровождением от его товарища Джесси Канды, на последнем релизе «Entrañas» он начал делать настоящие песни — с большим количеством тишины, странными звуками, но все-таки песни.

На сайте его лейбла XL вместе с «Arca» предлагают — то ли в шутку, то ли всерьез — купить в придачу и два альбома Адель. Это сравнение только поначалу кажется диким — но Адель тоже из инди-музыканта стала большой поп-певицей: Арка, кажется, добивается других, куда более скромных целей, но его последний клип «Anoche» уже снят профессиональнее, его звук стал чуть доступнее, так что большая популярность музыканта — это только вопрос времени. Тем не менее пока кажется, что лавры Граймс и других поп-музыкантов, делающих странную, но вполне себе прилипчивую музыку, пока Арке не грозят — для многих и такая музыка может показаться чем-то из ряда вон. Трансформация тем не менее преинтереснейшая.

Хаски — «Любимые песни (воображаемых) людей»

1 апреля

Дмитрий Кузнецов, он же Хаски, — один из самых обсуждаемых сейчас рэперов: о нем пишут The Flow, «Афиша», GQ, Esquire и издание, которое вы читаете прямо сейчас. Тем не менее шумиха пока не превращается в просмотры, по меркам жанра вполне себе обычные; однако его песни и правда стоят того, чтобы их послушать. Это злой, уязвимый и уязвленный хип-хоп маленького человека, которому хочется — но это не точно — стать большим. Очевидцы сообщают, что альбом, который в указанную дату может и не выйти, — это пока одна из самых интересных записей в жанре за этот год.

Father John Misty — «Pure Comedy»

7 апреля

«Посмотрите, как Father John Misty строит рожицы в промо SNL», «Father John Misty: „Я за Nickelback“», «Father John Misty обсуждает Трампа, тирады со сцены и Леди Гагу в новом интервью», «Бесконечно длинное и бесконечно прекрасное объяснение Father John Misty, о чем его новый альбом» — вот избранные заголовки сайта Pitchfork за последние полтора месяца. Father John Misty — это альтер эго бывшего барабанщика группы Fleet Foxes Джоша Тиллмана: мегаломан с кучей проданных альбомов, на деле издевающийся как над медиа, так и над слушателем, знающий, как попасть в заголовки. Сейчас эта шутка начала несколько надоедать, но есть проблема: Тиллман и правда умеет писать песни — «Pure Comedy» способен будет это доказать.

Mr. Mitch — «Devout»

21 апреля

Альбом «Parallel Memories» Майлза Митчелла, предпочитающего скрываться под псевдонимом Mr. Mitch, стал единственным альбомом в списке лучших альбомов этого десятилетия по мнению журнала Fact, который на тот момент успела послушать только редакция — настолько велико было желание его туда включить. Митчелл работает с двумя не самыми схожими жанрами — граймом, который в последнее время силами Скепты и Вайли стал на слуху, и так называемой лефтфилд-электроникой, чаще всего приятной слушателю, но не поддающейся классификации. На «Devout» нас ждет еще большее сближение противоположностей — то есть самый красивый и нежный грайм в мире; вокал Митчелла и его маленького сына прилагаются.

Colin Stetson — «All This I Do For Glory»

28 апреля

Несмотря на то что канадский саксофонист Колин Стетсон время от времени выступает на джазовых фестивалях, его все-таки неплохо знают и в среде независимых музыкантов — он играл с Arcade Fire, TV on the Radio, Файст, Bon Iver (вокалист которых, Джастин Вернон, потом пел на его альбомах). Выступал он и с Томом Уэйтсом, и Дэвидом Гилмором — но куда больше впечатляет не его послужной список, а манера игры, такая, которую сложно с чем-либо спутать: его звуки вызывают самые разные ассоциации (например, животные), самые разные мысли (например, о мелкости человека перед Вселенной), от них попросту оторопь берет — скорее всего, на «All This I Do For Glory» ничего не изменится, и к лучшему.

Май

Mac DeMarco — «This Old Dog»

5 мая

За последние пять лет канадец Мак ДеМарко (сейчас, к слову, живущий в США) стал одной из главных звезд независимой музыки и кумиром молодежи — практически всех его слушателей сразили и легкая ленца, с которой он делает свою музыку, и прилежное исследование песен 70-х, и намеренное выпадение его творчества из времени, а значит, и из контекста. «This Old Dog» только на первый взгляд продолжает разработку классического для ДеМарко звука, только невнимательный слушатель не увидит, что между легким и слегка необязательным альбомом «Another One» (впрочем, такое уж у него название) и новой пластинкой — пропасть.

На «This Old Dog» ДеМарко заинтересовала акустика — в этот раз он не задумался о том, как ему потом придется с группой эти песни исполнять. Гитара, драм-машина, еле заметные синтезаторы и пианино — вот, в общем-то, и все. Раньше ДеМарко заполнял все пространство песни, оно было плотным; даже когда в треке толком ничего не происходило, все равно ощущалось что-то в воздухе. Теперь же звук максимально прозрачен, чист, легок — возможно, к нему будут прилагаться самые честные и личные песни ДеМарко за долгое время. Впрочем, вряд ли — судя по тому, что пластинка так названа не в честь какого-то особенного пса, а в качестве подмигивания американскому певцу Джеймсу Тейлору и его альбому «One Man Dog», ДеМарко скорее может предпочесть дистанцироваться от своего лирического героя, сыграть кого-то еще.

At The Drive-In — «in • ter a • li • a»

5 мая

Одна из главных групп постхардкора, At The Drive-In, уже возвращалась — но в 2012 году больше, чем на тур, музыкантов не хватило. В том же году Седрик Бикслер-Завала и Омар Родригес-Лопес распустили не менее известную свою группу The Mars Volta, после чего записали два альбома в рамках группы Antemasque, а Родригес-Лопес и вовсе выпустил 20 с лишним сольных альбомов (и выпустит еще три до выхода «in • ter a • li • a») и сыграл еще в двух группах. Все эти будоражащие воображение факты как-то оттеняют то, что в рамках At The Drive-In Бикслер-Завала и Родригес-Лопес чувствуют себя прекрасно.

Blondie — «Pollinator»

5 мая

Дебби Харри со товарищи уже второй альбом подряд не чураются гостей — но если на прошлом «Ghosts of Download» они в основном только пели, то на «Pollinator» еще и помогали писать песни: среди тех, кто принял участие в записи, есть и Charli XCX, и Дев Хайнс, он же Blood Orange, и Сия, и Дейв Ситек из TV on the Radio, и Джоан Джетт, и Лори Андерсон. Несмотря на довольно эклектичную компанию, по первому синглу «Fun» можно заподозрить, что нас ждет все тот же звук поздних Blondie — бодрый, но обращенный в прошлое, запоминающийся, но уступающий старому материалу. Впрочем, в отличие от многих других долгоживущих групп, Blondie как раз не выезжают за счет старого, а живут настоящим, так что стоит оставить весь скепсис при себе.

Girlpool — «Powerplant»

12 мая

На своем втором альбоме и на четвертый год существования девичий дуэт решил добавить в свою музыку барабаны — до этого Клео Такер и Хармони Тивидад справлялись только при помощи баса, гитары и двух голосов, пытающихся петь в унисон. Получалось при этом довольно искренне, свежо и доступно — их песни о подростковых переживаниях, открытиях и страхах многим пришлись по вкусу, но новый инструмент эту идиллию никак не нарушает. Судя по первому синглу «123», это все такая же душераздирающая музыка для двадцати с чем-то-летних, которые не знают, что им делать по жизни и с жизнью, только на этот раз еще и с более привычным для рок-группы составом. Лучше ощущение потерянности, чем Girlpool, сейчас все равно никто не передает — и это хорошо.

Wavves — «You’re Welcome»

19 мая

Нэйтан Уильямс из группы Wavves буквально только что превратил пресс-релиз по поводу своего будущего альбома «You’re Welcome» в отповедь по поводу того, почему рок-группам не стоит никогда подписывать контракты с большими лейблами — они разорвали контракт с музыкальным подразделением Warner Bros. «You’re Welcome», чье название в свете этой перепалки выглядит довольно иронично, и правда может быть лучше «V», вышедшего полтора года назад: первые две песни с него звучат бодрее и искреннее того, что они делали в последнее время, что определенно к лучшему. В свете того, что рок-музыканты пока либо становятся излишне благостными (см. Cloud Nothings), либо уходят в эксперименты (см. Japandroids), «You’re Welcome» правда стоит дождаться.

Весна

Дебютный альбом Kedr Livanskiy

дата неизвестна

Ровно два года назад москвичка Яна Кедрина выпустила дебютный ЕР «Солнце января», где она под местами довольно сухую, но при этом нисколько не скучную музыку, смешивающую в себе элементы сразу нескольких электронных стилей, спела несколько простых песен о потерянности, одиночестве и любви. Одинаково вдохновленные Геннадием Шпаликовым и Евгением Головиным песни заприметил Майк Симонетти, бывший соратник Джонни Джуэла из Chromatics и Glass Candy, и вот уже «Солнце января» можно послушать не только во «ВКонтакте», а весной у Кедриной выходит дебютный альбом.

Скорее всего, очаровательный лоу-фай песен Кедра никуда не исчезнет — а если судить по песням, которые пока можно услышать только на концертах, тематика тоже практически не поменяется. Тем не менее за два года изменилось многое — и на концертах Кедрина выжимает из старых и новых треков по полной, доводит их длительность до десяти минут, повторяет слова как мантру и вообще вводит в транс. Пока непонятно, сохранится ли эта концертная практика на альбоме, попадут ли туда исполняемые сейчас песни про остановку, про огонь и воду и многое другое, как и неясно точно, выйдет ли он весной или все-таки в начале лета, неясно, как он будет называться, но этих песен, кажется, стоит дождаться — просто потому, что у Кедриной получается работать с этой формой и нашим языком так, как у мало кого еще.

Второй альбом Винса Стейплза

дата неизвестна

Два года назад выпустивший до этого пару занятных микстейпов рэпер Винс Стейплз замахнулся на двойной концептуальный альбом про события десятилетней давности — в итоге его дебют «Summertime’ 06» приняли на ура как критики, так и слушатели. Прошлогодний ЕР «Prima Donna» также незамеченным не остался, и сейчас Стейплза уже можно считать одним из самых интересных рэперов на данный момент. Второй альбом он обещал разослать тем, кто купил VIP-билет на концерт его тура, но при этом не уточнил когда. Словом, про второй альбом Стейплза непонятно вообще ничего, однако затравка в качестве трека «BagBak», вышедшая месяц назад, совсем не расстраивает: рэпер планку снижать явно не собирается.

Moa Pillar — «Hymns»

дата неизвестна

Московский музыкант Федор Переверзев пару лет назад выпустил альбом «Humanity», в котором ритмы, будто вдохновленные чем-то этническим, сочетались с прогрессивной электроникой — кто-то прозвал эту запись «spiritual techno». Альбом окончательно вывел музыканта в ряд самых интересных местных электронщиков — и под конец весны выходит его новая пластинка. «Hymns» очень легко сравнить с «Humanity» как минимум в плане того, что монохром прошлого альбома сменили полные цвета — он чуть более динамичен, чем прошлый альбом, здесь чувствуется, что Переверзев нашел, куда идти дальше. Это очень живая запись, большой шаг вперед: тем интереснее, как на нее сейчас отреагируют, однако причин для беспокойства, кажется, у Moa Pillar нет.

SZA — «CTRL»

дата неизвестна

Солана Роу начинала с выпущенных в сети микстейпов, но уже на третьем из них отметились Ченс и Кендрик Ламар, а все потому, что ее заметил лейбл Top Dawg Entertainment, на котором, кроме Кендрика, выпускаются еще и рэперы Скулбой Кью и Джей Рок. За три года, впрочем, мы могли слышать ее лишь в совместных треках, самым громким из которых был «Consideration», блистательно открывающий последний альбом Рианны. Какое-то время назад Сиза хотела с лейбла уйти, но конфликт был замят, а в январе вышел первый сингл «Drew Barrymore», но осадок остался: некоторые фанаты считают, что решение поменять название дебюта с «A» (а до этого, соответственно, были и «S», и «Z») на «CTRL» связано с давлением и контролем Top Dawg.

Третий альбом Ивана Дорна

дата неизвестна

Какое-то время назад стало известно, что Иван Дорн планирует поездку в Лос-Анджелес, где хочет записать англоязычный альбом, — буквально в этот понедельник вышла первая часть документального сериала об этой поездке. Пока, правда, можно понять только то, что в одном из треков засемплирована группа «А-Студио» (тоже, впрочем, ценная информация). Страницы музыканта в соцсетях оповещают о чем-то под названием «Collaba», но под таким названием на стриминговых платформах ничего не находится. Портал The Flow уже с уверенностью пишет о весеннем альбоме. Что все это значит, что из этого правда и когда нам ответят на загадки — неясно. Что ж, придется ждать второй серии — а там и альбом уже выйдет.


обложка: St John Sessions + Thirty Three Thirty Three