Четвертая Уральская индустриальная биеннале современного искусства пройдет в Екатеринбурге и городах Урала с 14 сентября по 12 ноября, однако предварительная программа выставки открывается уже 15 июля. В уральском ГЦСИ разработали 59 экскурсионных маршрутов по 27 городам, где будут располагаться арт-резиденции участников. Экскурсии будут проходить каждые выходные до ноября, первая из них отправит зрителей в Сатку. Продажи билетов в кассах центра и на сайте биеннале стартуют уже 1 июля.

В программе арт-резиденций примут участие художники из Швейцарии, Финляндии, Мексики и России, они будут творить в Кыштыме, Сысерти и Богдановиче, на Сысертском фарфоровом заводе, Белоярской атомной станции и в других скрытых от лишних глаз местах. Художница Женя Мачнева создаст собственную текстильную копию Каслинского павильона, а Тимофей Радя посвятит работу поэзии и металлургии. The Village рассказывает, какие города и артисты уже есть в списках предварительной программы биеннале.

Руди Десельер, Швейцария

rudydeceliere.net

Кыштым, Усадьба Демидовых («Белый дом»)

Саунд-художник Руди Десельер живет и работает в Женеве, где окончил высшую школу искусства и дизайна HEAD. Руди работает как внутри помещений, так и на открытых пространствах, исследуя в своих инсталляциях возможности звука. Художнику интересны архитектурные элементы, расположение предметов и естественный звуковой пейзаж.

В течение 15 лет он исследует медь как источник звука. Работая с особенностями звукоизвлечения с помощью металла, Десельер выводит звук в пространство и создает его визуализацию. Инсталляции швейцарского художника резонируют с архитектурными формами, в них звучит сама структура звука.

В рамках программы арт-резиденций Уральской биеннале Руди Десельер создает пространственную инсталляцию в кыштымской усадьбе Демидовых совместно с Кыштымским медеэлектролитным заводом.

Флориан Граф, Швейцария

floriangraf.com

Богданович, завод «Огнеупоры»

Екатеринбург, Уральский Приборостроительный завод

Флориан Граф получил архитектурное образование в Швейцарии, учился в школах искусств Великобритании и США, в том числе по американской программе Фулбрайта. Его работы трижды выставлялись в России, а некоторые персональные выставки были приурочены к международным ярмаркам современного искусства Art Bazel и Art Chicago.

Граф изучает отношения между человеком и архитектурой, ее психологическое и эмоциональное влияние. Путем вмешательства и интеграции художник сталкивает архитектуру и социальную среду, создавая поэтическое пространство, в котором воображение и мечтания претворяются в жизнь.

В рамках программы арт-резиденций Уральской биеннале Флориан Граф создает интерактивный скульптурный объект совместно с богдановичским предприятием «Огнеупоры». Объект будет представлен в Екатеринбурге и Богдановиче.

Ханналеена Хейска, Финляндия

hannaleenaheiska.com

Сысерть, Сысертский завод художественного фарфора

Екатеринбург, Уральский приборостроительный завод

Ханналеена Хейска окончила Финскую академию изобразительных искусств, живет и работает в Финляндии. Работы художницы представляет одна из крупнейших национальных галерей Helsinki Contemporary, а ее выставки проходят в частных галереях и музеях Японии, Литвы, Норвегии. В своих легких и непринужденных рисунках Ханналеена делится осознанием скоротечности и мимолетности момента. В последних работах художница использовала уголь, отсылая к его центральному компоненту — углероду, ключевому элементу органических веществ и самой жизни.

В рамках Уральской биеннале Ханналеена Хейска создает объектно-графическую инсталляцию с использованием древесного угля и объектов, найденных в помещении бывшего Приборостроительного завода и предоставленных Сысертским заводом художественного фарфора.

Гектор Самора, Мексика

lsd.com.mx

Екатеринбург, Уральский приборостроительный завод

Гектор Самора получил степень бакалавра по графическому дизайну в UAM-X, живет и работает в Португалии. Его работы входят в коллекции немецкого музея Цеппелина, новозеландского Chartwell Collection, мексиканского фонда Jumex Collection, AXA. Художник участвовал в биеннале современного искусства в бразильском Сан-Паулу, в южнокорейском Бузане, на Кубе, в Венеции и Китае.

Самора работает с предметами и пространствами общественного пользования, дает новые формулировки их понятным физическим характеристикам. В разнообразных инсталляциях художника архитектурные элементы, предметы городского обихода и отдельные строительные материалы оказываются универсальным ядром для построения пространственных композиций и массивов. Несмотря на высокий уровень абстракции, финальные объекты имеют очевидную отсылку к повседневности места действия.

В Екатеринбурге Гектор Самора создает саунд-перформанс в пространстве Приборостроительного завода совместно со Свердловской железной дорогой и заводом «Уральские локомотивы».

Тимофей Радя, Россия

t-radya.com

Три металлургических предприятия

Екатеринбург, Уральский приборостроительный завод

Выпускник философского факультета Уральского государственного университета, Тимофей Радя получил всемирное признание благодаря серии портретов воинов, сделанных на территории заброшенного госпиталя ветеранов в центре Екатеринбурга с помощью огня. Свои мысли и взгляды он выразил в виде манифеста, текст которого нанес на гигантскую стену фабричного здания в Санкт-Петербурге. Проект «Твой ход» вошел в каталог Trespass как единственная русская монументальная работа.

Тимофей Радя работает с городским пространством и воспринимает весь город как текст, в который он может вставить свое слово. Он взаимодействует с публичными пространствами, но не ограничивает себя привычными техниками уличного искусства. Радя находит форматы, в которых текст воспринимается как объем.

В рамках программы арт-резиденций Тимофей Радя работает в непривычном для себя жанре, обнаруживая пути интеграции поэтического текста в логику металлургического передела. В проекте задействованы три предприятия одной производственной цепи.

Татьяна Ахметгалиева, Россия

Екатеринбург, Уральский приборостроительный завод

Татьяна Ахметгалиева из Кемерова окончила факультет монументального искусства Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени Штиглица и является лауреатом конкурса Эрмитажа «Новояз», премии Сергея Курехина в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» и финалистом премии Кандинского. Ее работы входят в коллекции Московского музея современного искусства и музеев Финляндии.

Художница работает с текстилем, совмещая с ним графику, видео, инсталляции. Татьяна Ахметгалиева рассказывает о многообразии человеческой повседневности. Многие ее проекты основаны на личных архивах и представляют собой своеобразные дневники наблюдений. Порой она работает с эстетикой глянца, но и за этой формой стоит глубоко личное переживание.

В рамках программы арт-резиденций Уральской биеннале Татьяна Ахметгалиева создает многомедийную историю, рассказчиками в которой станут графические листы, видео и найденные объекты.

Женя Мачнева, Россия

Екатеринбург, Уральский приборостроительный завод

Женя Мачнева родом из Санкт-Петербурга, выпускница Художественно-промышленной академии имени Штиглица и «Школы молодого художника» фонда ПРО АРТЕ и ГЦСИ. В 2015 году она впервые участвовала в программе арт-резиденций III Уральской биеннале.

В своих работах художница документирует промышленные образы, исследует точки соприкосновения традиционного искусства с техническим прогрессом. В рамках предыдущей Уральской биеннале на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья Женя Мачнева работала с образами тиражной художественной продукции и выткала ее на шпалерах.

Продолжая тему каслинского литья, в 2017 году художница занимается разработкой проекта воссоздания Каслинского павильона с помощью техники шпалерного ткачества, участвует в резиденции в Париже и собирает информацию о путешествии Каслинского павильона на Всемирную выставку. В рамках программы арт-резиденций IV Уральской биеннале Женя Мачнева создает текстильную копию Каслинского павильона, которая будет представлена на итоговой выставке.

Творческое объединение «Куда бегут собаки», Россия

Екатеринбург, Уральский приборостроительный завод

Участники группы считают символической датой основания коллектива 1961 год, когда Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. В реальности ее деятельность началась в 2000 году в Екатеринбурге с экспериментов в области электронной инженерии. В объединение входят Наталья Грехова, Ольга Иноземцева и Алексей Корзухин — участники многочисленных групповых выставок, в том числе лондонской The Russian Art Show, Уральской индустриальной биеннале современного искусства, выставок в Московском музее современного искусства.

«Куда бегут собаки» создают мультимедийные инсталляции, перформансы и кинетические скульптуры «сайнс-арт». Среди их проектов — электромеханическая шарманка, которая служит архивом окружающей среды, наполненной запахами, звуками и ситуациями, шары-роботы, объединяющие математические модели с реальными физическими параметрами, которые делают движение этих шаров непредсказуемым, а также мультимедийная инсталляция, создающая иллюзию наличия сознания в неживой материи за счет магнитной жидкости, принимающей форму глаза и следящей за зрителем.

В рамках новой Уральской биеннале творческое объединение «Куда бегут собаки» проводит научно-художественный эксперимент, промежуточные итоги которого представят на выставке программы арт-резиденций.

Нина Бисярина, Россия

Екатеринбург, Уральский приборостроительный завод

Нина Бисярина родом из закрытого Свердловска-44, мультипликатор и художник, анимационные работы которой отмечены международными наградами. Она работает в классической рисованной технике. Дипломный фильм Нины Бисяриной «Воробьи — дети голубей» был отмечен на Суздальском и нескольких европейских мультипликационных фестивалях. Эта работа стала началом трилогии, в которую позже вошли «Поездка к морю», также получившая фестивальные награды, и «Не забывайте свои вещи». Аниматор создала персонажей и анимацию для клипа группы «Сансара» «Любящие глаза» и для документальных фильмов Ромы Либерова «Ильфипетров» и «Сохрани мою речь навсегда».

В арт-резиденции Уральской биеннале Нина Бисярина дополняет анимационный фильм тотальной инсталляцией, построенной на ее детских воспоминаниях.


Фотографии: обложка — Сергей Потеряев/Уральская индустриальная биеннале, 1 — Rudy Deceliere, 2 — Florian Graf, 3 — Hannaleena Heiska, 4, — Тимофей Радя