На фотографии: выставка «Мечты о мировом расцвете»

«Мечты о мировом расцвете»

Русский музей встречает осень большой выставкой русских художников — свидетелей Революции: традиционалистов показывают вперемежку с новаторами, делая акцент на различиях в интерпретации происходивших в стране перемен. На экспозиции представлено около сотни работ из собрания музея, в том числе произведения Ильи Репина, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Казимира Малевича и Павла Филонова.


Когда

14 сентября — 20 ноября

Где

Русский музей, корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2)

Стоимость

450 рублей

«Эрте и современники. Жизнь в стиле ар-деко»

В прошлом году в Эрмитаже работы Эрте показывали в России впервые. Выставка имела подзаголовок «Возвращение в Петербург», напоминая о том, где провел свои детство и юность будущий мастер ар-деко, прежде чем перебраться сначала в Париж, потом в США — и прославиться как уникальный график и журнальный иллюстратор. Этой осенью произведения художника показывает Театральный музей. Основную часть экспозиции — скульптуры, рисунки и оригинальные принты из частной коллекции — дополняют работы современников и последователей художника: Альфонса Мухи, Натальи Гончаровой, Льва Бакста, Сальвадора Дали, Жореса Мачадо, Арсена Аветисяна, Карлы Толомео и Беллы Матвеевой.


Когда

14 сентября – 7 октября

Где

Музей театрального и музыкального искусства (пл. Островского, 6)

Стоимость

150 рублей

«Видеоискусство в Мраморном дворце»

Другой масштабный проект Русский музей запускает в Мраморном дворце. В течение года здесь одну за другой представят девять выставок видеоарта из коллекции парижского Национального центра пластических искусств. Первым покажут проект американского художника, обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале Дуга Эйткена, «Бриллиантовое море» — кинематографическую панораму пустыни Намиб в Юго-Западной Африке с алмазными шахтами, занимающими десятки тысяч квадратных километров. А с середины октября — работу Кристиана Марклея, автора знаменитого 24-часового видеоколлажа «Часы», объединяющего отрывки из тысяч фильмов, где в кадре появляются часы или персонажи говорят о времени. Кроме увлечения кинематографом (а у Марклея есть аналогичная по устройству работа «Телефоны»), художник много лет экспериментирует со звуком: в Петербург, например, привезут его работу «Гитара волоком», где главным персонажем является электрогитара.


Когда

14 сентября — 30 июня

Где

Русский музей, Мраморный дворец (ул. Миллионная, 5/1)

Стоимость

300 рублей

На фотографии: выставка «Андрей Тарковский. Художник пространства»

«Андрей Тарковский. Художник пространства»

Масштабный проект к 85-летию Андрея Тарковского, материал для которого Русский музей собрал, кажется, по всем доступным источникам — от мемориального музея-квартиры в Юрьевце (где хранится основной архив режиссера, выкупленный в 2012 году на аукционе Sotheby's ) до коллекции агентства Magnum, Шведского киноинститута и частных собраний. Основа экспозиции — фотографии со съемок, которые дополнят сценарии, эскизы к костюмам, плакаты, дневники, письма, а также рисунки самого Тарковского, которые он делал с раннего детства и до последних дней жизни.


Когда

20 сентября — 20 ноября

Где

Русский музей, Строгановский дворец

(Невский пр-т., 17)

Стоимость

300 рублей

«Мне время тлеть, тебе цвести»

В галерее Гисич на осень запланирован кураторский проект художника Петра Белого с цитатой из Пушкина в названии и фильмом Евгения Юфита «Папа, умер Дед Мороз» в качестве пролога. Речь притом не о смерти, а о природе, — или, возможно, о смерти, но тогда такой, какой ее видит поэт : не конечной точкой, а с вариациями, где есть «до», «после», «во время» и еще сотня иных неочевидных романтических коннотаций. В числе участников проекта — коллекционер засушенных крылышек и травинок Сергей Деникин, любитель ботанических инсталляций Денис Патракеев, бывший митек Владимир Яшке, работающая с металлическими скобами и скрепами Елена Слобцева и другие современные авторы.


Когда

14 сентября — 12 ноября

Где

Галерея Марины Гисич (наб. реки Фонтанки, 121)

Стоимость

бесплатно

Фестиваль «Бумфест»

Фестиваль книжной графики и комиксов «Бумфест» в этом году проходит почти что в формате конференции. Из-за отказа города участвовать в финансировании проекта количество выставок сократилось до двух (обе пройдут в Библиотеке книжной графики). В качестве компенсации устроители расширили образовательную программу: запланированы мастер-классы, лекции и встречи с художниками-иллюстраторами, писателями, издателями комиксов, а также историками и филологами. В частности, в Петербург приедут классики бельгийского комикса Бенуа Петерс и Франсуа Скойтен, французский иллюстратор Бенуа Гийом, основатель латвийского сборника комиксов kuš! Давид Шилтер и  многие другие. Большинство мероприятий пройдут на Новой Голландии, там же состоится и специальная ярмарка фестиваля, где, помимо комиксов, можно будет найти иллюстрированные книги, фэнзины и печатную графику.


Когда

20 сентября – 8 октября

Где

адреса площадок уточняйте на сайте фестиваля

Стоимость

бесплатно

На фотографии: фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

В конце сентября в Петербурге в четырнадцатый раз пройдет фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», в рамках которого городские малые и естественно научные музеи на месяц превращаются в площадки современного искусства. Два года назад организатор проекта фонд «ПроАрте» впервые ввел должность куратора фестиваля и одновременно решил локализовать площадки — тогда все музеи-участники были сосредоточены на Васильевском острове. Оба нововведения, похоже, прижились.

В этом году мероприятия фестиваля ограничены Петроградской стороной, а на роль куратора приглашена Катрин Беккер — директор видеофорума в Новой берлинской ассоциации искусств, в 2012 году возглавлявшая III Московскую биеннале молодого искусства. Она выбрала тему «Факты и вымыслы», предложив художникам поразмышлять о современных СМИ, неоконсьюмеризме и глобализации информационных потоков. Например, турецкий художник Халил Алтиндере создает инсталляцию «Космический беженец» — иронично обыгрывающий страхи европейцев перед мигрантами, предлагая переселенцам убежище в открытом космосе, которым можно воспользоваться с помощью выдуманной космической программы «Пальмира». Выпускники Школы дизайна Parsons готовят фотопроект, посвященный кураторам и хранителям петербургских музеев. А, например, москвич Ростан Тавасиев, известный своими работами с использованием мягких игрушек, делает инсталляцию «Туннель» в музее Кирова — она состоит из детской железной дороги и невидимого туннеля, въезд и выезд из которого фиксируют раскрытые книги.


Когда

23 сентября — 22 октября

Где

адреса площадок уточняйте на сайте фестиваля

Стоимость

250–300 рублей

Ася Маракулина. «Дневник»

Работы Аси Маракулиной мы видели совсем недавно. В середине лета ее совместный с Евгением Гранильщиковым проект открывал здание «Бутылка» на Новой Голландии. Маракулина тогда показывала свою фирменную картографию — схемы и наброски городских пространств, в которые она превращает свои личные переживания и одержимости. Карты будут и в музее Фрейда: проект «Дневник» представляет собой серию графики, с помощью которой художница фиксирует историю своих перемещений в течение дня, соединяя их с воспоминаниями и бессознательными блужданиями памяти.


Когда

21 сентября — 31 октября

Где

Музей сновидений Зигмунда Фрейда (Большой пр-т. П.С., 18а)

Стоимость

бесплатно

Waterfront

21 сентября на Васильевском острове запускается новое городское пространство «Порт Севкабель». В исторической части завода на Кожевенной линии появится прогулочная зона вдоль Финского залива и event-площадка, предназначенная для фестивалей, концертов и выставок. Открывает новую общественную территорию проект Института исследования стрит-арта, посвященный урбанистке приморских городов: 13 художников (в их числе — Марина Алексеева, Андрей Рудьев, Андрей Люблинский, Сергей Катран и другие) представят свои работы, так или иначе раскрывающие тему воды в городском пространстве. Помимо выставки, запланирована дискуссионная программа, включающая выступления и встречи с российскими и зарубежными урбанистами, девелоперами, архитекторами, а также городскими активистами и исследователями.


Когда

21–26 сентября

Где

«Порт Севкабель» (Кожевенная линия, 40)

Стоимость

бесплатно

На фотографии: выставка «Ранняя британская фотография»

«Ранняя британская фотография»

«Росфото» продолжает понемногу знакомить зрителей с собственной коллекцией. На этот раз покажут больше 200 уникальных образцов ранней британской фотографии, в том числе работы одного из пионеров жанра Уильяма Тальбота, а также снимки фотографов из его ближайшего окружения и важных современников: шотландских калотипистов Дэвида Октавиуса Хилла и Роберта Адамсона, изобретателя мокроколлодионного процесса Фредерика Скота Арчера и первого официального военного фотографа Роджера Фентона. Предметы, представленные на экспозиции, — редкие авторские отпечатки, из-за хрупкости практически никогда не покидающие хранилищ, потому посетить выставку можно будет только в составе экскурсий, по предварительной записи.


Когда

4 октября — 5 ноября

Где

«Росфото» (Б. Морская ул., 35)

Стоимость

300 рублей

«70-е. Сопричастность»

В этом году «Манежу» как выставочному центру исполняется 40 лет. К юбилею кураторы музея готовят большую выставку, посвященную ленинградскому искусству 1970-х. Берут разом всех: официоз вперемежку с газаневщиной, профессоров академии художеств и отверженных экспериментаторов, перебивавшихся случайными заработками, — скажем, Евсея Моисеенко, настоящую в то время академическую глыбу, и, например, Владимира Шагина, которого в конце 60-х только-только отпустили после принудительного лечения в психиатрической больнице. Попытку сделать нечто подобное лет пять назад предпринимал Русский музей — тогда гигантский проект, описывающий условно все русское искусство 80-90-х годов, буквально расслаивался на отдельные микропрезентации одного за другим непохожих, часто вообще никак не пересекающихся течений. И это было в корпусе Бенуа с его анфиладами и коридорами, а как оно будет в наконец-то освобожденном от лишних перегородок «Манеже» — и не представить.


Когда

29 сентября — 29 октября

Где

ЦВЗ «Манеж» (Исаакиевская пл., 1)

Стоимость

100–300 рублей

Денис Патракеев. «Мира течение»

Молодой петербургский художник Денис Патракеев известен тем, как ловко умеет наводить тень на плетень, притом часто — в буквальном смысле — соединяя классические и актуальные техники: от живописи до видеоарта с природными материалами. В разное время для своих инсталляций и видео он использовал соль, землю, молоко, живые растения, камни и неизменно снабжал работы многословными сопроводительными текстами. Вот, например, фрагмент описания проекта, который покажут этой осенью в галерее Anna Nova: «Четыре пальца щекочут младенческий космос, ласково перебирают бесцветные завитки темени. Указательный, граненый горит гравитацией, по следам его взмахов вещие птицы мигрируют от вещества к вещи».


Когда

29 сентября — 29 октября

Где

Anna Nova (ул. Жуковского, 28)

Стоимость

бесплатно

На фотографии: выставка «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году»

«Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году»

Центральным событием осени в Эрмитаже станет многочастный проект в парадных залах Зимнего дворца, посвященный музейным зданиям и императорской резиденции в 1917 году. В аванзале появится экспозиция, рассказывающая об истории лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был создан в Зимнем в разгар Первой мировой войны и был закрыт почти сразу после Октябрьского переворота. Николаевский зал отдадут предметам и документам, описывающим основные события, приведшие к Февральской революции. Но наиболее интересной частью выставки должен стать раздел, посвященный Сергею Эйзенштейну и его знаменитой грандиозной мистификации — фильму «Октябрь», создавшему у многих поколений советских граждан искаженное представление о том, как якобы происходил штурм Зимнего.


Когда

25 октября — 4 февраля

Где

Государственный Эрмитаж (Дворцовая пл., 2)

Стоимость

450 рублей

«Роман с Революцией»

Юбилей Революции — однозначно главная тема, беспокоящая российских кураторов этой осенью. И, как выясняется, не только российских. Вот галерея ACC из немецкого Ваймара по случаю скооперировалась с Музеем нонконформистского искусства и подготовила проект, объединяющий около 20 художников из 11 стран. Понятно, что бэкграунд у участников выставки разный, как и революция: вот, например, австриец Норберт Хинтербергер строит из ломтей хлеба этакий морской пейзаж с парусником (тоже из хлеба) и развивающимся на мачте красным флагом — он, предположим, говорит об Октябре, а вот фотоколлаж американца египетского происхождения Нермина Хаммама с какими-то солдатами в военной форме на фоне Эйфелевой башни — это уже на злобу дня.


Когда

14 октября — 12 ноября

Где

Музей нонконформистского искусства (Лиговский пр-т., 53)

Стоимость

100 рублей

Влад Кульков

За абстрактной живописью Влада Кулькова почти всегда лежит какой-нибудь сюжет — чаще всего не громоздкая концептуальная формула, а что-то совсем простое. Случайная какая-то деталь превращается у него в ворох живописных полотен или рисунков. Полтора года назад Кульков, например, нашел где-то пакетик бисера, сделанного в Хиросиме: эффект от находки был что твой атомный взрыв — открылась целая выставка. С тех пор, похоже, жизнь преподнесла художнику и другие сюрпризы — во всяком случае на новую серию из 60 работ хватило.


Когда

3 ноября — 9 декабря

Где

Anna Nova (ул. Жуковского, 28)

Стоимость

бесплатно