На фотографии: Александр Петров — «Моя любовь. Сотворение фильма»

«Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса»

Музей Фаберже продолжает показывать проекты-блокбастры. На этот раз здесь представили около 120 произведений художников Парижской школы из уникальной частной коллекции, собранной в начале ХХ века французским меценатом Йонасом Неттером. На протяжении 70 лет, прошедших с его смерти, большинство из представленных картин были недоступны ни широкой публике, ни специалистам, притом что ядро коллекции составляют работы признанных мастеров, в том числе Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, Моисея Кислинга и многих других. Впервые собрание Неттера показали только в 2012 году в парижской Пинакотеке, год спустя — в Милане и Риме, а теперь привезли в Петербург. Какое будущее ждет коллекцию — неизвестно, потому пропускать выставку определенно не стоит.


Когда

25 ноября — 25 марта

Где

Музей Фаберже (наб. реки Фонтанки, 21)

Александр Петров — «Моя любовь. Сотворение фильма»

В то время как в KGallery проходит ретроспектива художника–мультипликатора Федора Хирука, приуроченная к столетнему юбилею мастера, «Эрарта» готовит выставку одного из его учеников — Александра Петрова — живого классика российской анимации, обладателя премии «Оскар» и единственного мультипликатора члена Академии художеств. В работе Петров использует необычную технику «пальцевой живописи» и почти не обращается к компьютерной анимации, потому работа над одним фильмом занимает несколько лет. На выставке покажут «кадры» одного из последних крупных проектов художника — из фильма «Моя любовь», который он создал по роману Ивана Шмелева «История любовная».


Когда

8 декабря — 22 января

Где

«Эрарта» (29-я линия В.О., 2)

«Тогда/Сейчас — Вопросы памяти»

«Рофото» готовит большой проект, посвященный современной финской фотографии и видео-арту. Отправной точкой размышлений художников стал локальный контекст, который авторы интерпретируют по-разному: иногда как символ разобщенности, сохраняющейся даже в эпоху социальных сетей, иногда — напротив, как связующий элемент культуры. Например, в проекте участвуют финский дуэт художников-концептуалистов Калле Хамма и Джамиля Камангера, часто проводящих параллели между переселениями народов в постиндустриальную эпоху и распространением растений по миру, Ханнериина Мойссейнен — автор графических романов, в работе над которыми она использует архивные фотографии и кинодокументы, а также видеохудожник иракского происхождения Адель Абедин, создающий ироничные видеоинсталяции на тему культурных отличий. Одна из его самых забавных работ называлась «Вакум» и документировала перформанс, в рамках которого художник, вооружившись пылесосом, убирал снег посреди замерзшего Финского залива.


Когда

6 декабря — 25 февраля

Где

«Росфото» (Б. Морская ул., 35)

На фотографии: Андерс Петерсен — «Кафе „Лемитц“»

Алиса Керн — «Опыты охлаждения голоса»

В этом году победительницей конкурса «Новые проекты для галереи Anna Nova» стала молодая московская художница Алиса Керн, выпускница Института проблем современного искусства, успевшая постажироваться в лондонском университете Голдсмитс и Зальцбургской академии художеств. Керн преимущественно занимается экспериментальными проектами, работает в жанре перформанса и концептуальных инсталляций. Весной в галерее «На Солянке» на выставке, посвященной нулевым, она показывала объект, соединяющий плакат группы «t.A.T.u.» и карманный календарь 2004 года с картой центра Москвы, а на выставке современного российского искусства в Лондоне делала скульптуру гигантского дверного стопора, символизировавшего страх перед тотальным контролем. В Петербурге она представит проект «Опыты охлаждения голоса» — квазинаучную разработку, созданную для отделения голоса от тела, и эффектную инсталляцию, описывающую идею.


Когда

8 декабря — 27 января

Где

Anna Nova (ул. Жуковского, 28)

Андерс Петерсен — «Кафе „Лемитц“»

Классика субъективной фотографии

Андерс Петерсен — классик шведской документальной фотографии, романтик и гуманист, прославившийся благодаря атмосферным снимкам будничной жизни европейских городов. Одна из самых известных его серий посвящена завсегдатаям гамбургского кафе «Лемитц», в конце 60-х годов ставшего излюбленным местом сборищ маргинальной публики — ночных гуляк, портовых рабочих, моряков, проституток и трансвеститов. Петерсен место полюбил и в течение нескольких лет лет снимал его посетителей с впечатляющими деликатностью и нежностью, словно собирая семейный альбом. Одноименная книга вышла в 1978 году и с тех пор многократно переиздавалась, а один из снимков серии в 1985 году был использован Томом Уэйтсом для обложки альбома «Rain Dogs».


Когда

15 декабря — 11 февраля

Где

«Росфото» (Б. Морская ул., 35)

«Генрих Семирадский

и колония русских художников в Риме»

С конца декабря и до апреля в корпусе Бенуа будет проходить выставка к 175-летнему юбилею Генриха Семирадского — последнего крупного русского академиста конца XIX века с противоречивой судьбой. С одной стороны, среди поклонников Семирадского были члены царской семьи, он получал всевозможные награды и был очень известен, с другой — у коллег, критиков и авторитетных коллекционеров художник вызывал скорее раздражение. Мясоедов обзывал Семирадского чертополохом, Репин — шарлатаном, Стасов считал его работы легковесными и лишенными психологизма, а Третьяков принципиально не покупал его картины. Семирадский же нападки игнорировал, большей частью тихо жил на собственной вилле в Риме, принимая гостей по расписанию и мало интересуясь духом времени. На выставке кроме работ художника из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи и региональных собраний покажут также произведения его современников — русских живописцев и скульпторов академического направления, живших и работавших в Риме.


Когда

20 декабря — 2 апреля

Где

Русский музей, корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2)

На фотографии: Шон Скалли — «Лицом на Восток»

«Преодоление»

В рамках года Японии в России в «Манеже» пройдет масштабный показ совсем молодого искусства двух стран. Проект курирует ректор Академии художеств Семен Михайловский, а темой выставки станет паллиативная помощь. Информации о проекте пока немного, но известно, что в нем примут участие студенты института Репина, Суриковского и Строгановского институтов, Токийского университета искусств и Университета искусств Осаки, которые представят графические работы, видеообъекты и инсталляции.


Когда

7 февраля — 10 марта

Где

ЦВЗ «Манеж» (Исаакиевская пл., 1)

Шон Скалли — «Лицом на Восток»

После показа в московском «Мультимедиа Арт Музее» в Петербург приедет выставка одного из самых известных современных абстракционистов Шона Скалли. Дважды номинант на премию Тернера, член лондонской Королевской академии художеств, Скали на протяжении всей жизни создает минималистичные, медитативные работы, вдохновляясь то личными переживаниями, то сюжетами из истории искусств, а изредка и актуальной повесткой. Проект, созданный при участии берлинской галереи Kewenig, — первая в России ретроспектива Скалли, охватывающая его творчество с конца 60-х годов и до настоящего времени, она включает в себя как масштабные полотна, так и совсем небольшие по формату акварели.


Когда

15 февраля — 9 апреля

Где

Русский музей, Мраморный дворец (ул. Миллионная, 5/1)

«Лю Болин. Художник-невидимка»

Китайский художник Лю Болин больше 10 лет занимается необычными перформансами: с помощью краски маскирует себя на фоне окружающих предметов и фотографирует, притом настолько ловко, что порой фигуру человека на фоне холодильника в супермаркете или лондонской телефонной будки бывает действительно сложно рассмотреть. Сам Болин считает свое искусство социальным и говорит, что старается привлечь внимание к современным проблемам, связанным с засильем идеологии и утратой индивидуальности. Впрочем, в соцсетях — там Болин особенно популярен — чаще спорят о том, использует ли он для своих работ фотошоп. Чтобы рассеять сомнения в рамках выставки в «Эрарте», художник проведет мастер-класс, на котором покажет, как устроено его искусство.


Когда

17 февраля — 20 мая

Где

«Эрарта» (29-я линия В.О., 2)


Фотографии: обложка, 1 – ERARTA, 2 – ROSPHOTO, 3 – RUSMUSEUM