В рамках совместного проекта The Village и Play With Time мы поговорили с Давидом Кочаровым — режиссёром третьего сезона сериала «Сладкая жизнь» и Instagram-ситкома о лете и дружбе @play_with_time. Давид рассказал нам, как в России снимают сериалы, в чём сложность этого жанра и чем он может стать через несколько лет.

 

 

#1


О производстве сериалов в России

Снимать такие сериалы, как в США, в России вряд ли скоро получится. Во-первых, все известные нам сериалы продаются и показываются сразу на весь мир, на них зарабатывают огромные деньги, следовательно, и вкладывают в них такие же огромные деньги. У российских телеканалов просто нет таких средств. Во-вторых, у всех каналов есть своя основная аудитория, которую они берегут: у Первого канала и «России-1» — это зрители за 40, у ТНТ — молодёжь и взрослые до 30, у СТС — семейная аудитория. Ни один канал в условиях ежедневной конкурентной борьбы не пойдёт на риск и не начнёт целенаправленно создавать «что-то классное», что может не понравиться их целевой аудитории.

 

Зрители, которые смотрят «Первый» и «Россию-1», — это в основном женщины старше 40, и они хотят смотреть именно то, что им сейчас показывают. И это нормально. Да, это значит, что на Первом канале и на «России-1» и дальше будут выходить привычные всем сериалы. Но, кстати, надо отдать должное «Первому» — они делают и отклонения в сторону, там выходят такие сериалы, как «Метод», «Фарца», «Оттепель», показывают Californication. Но это скорее физалис на чизкейке.

Чтобы снимать такие сериалы, как на Западе, надо научиться писать такие сценарии, как на Западе. Наверное, все режиссёры так говорят, но мне кажется, что сценаристы — это самая слабая сторона российского кинопроизводства. Да, появляются отличные сценарии — вот Даша Грацевич написала же «Измены», или, например, «Оттепель». Это успешные проекты, но таких мало, потому что обычно сценаристы идут двумя путями: либо хотят заработать денег и пишут некачественные сериалы тоннами, либо не остро и не тонко рефлексируют на темы, волнующие только их самих.

В советском кинематографе режиссёр-постановщик был творческим вдохновителем картины. Эльдар Рязанов, например, писал и придумывал истории вместе со сценаристом. В Америке сценаристы сами являются лучшими маркетологами, они знают или постоянно пытаются узнать, что нужно людям, как написать успешный сценарий. Но мне кажется, что со временем и у нас всё наладится. Хороших сценаристов станет больше, когда немногочисленные практикующие профессионалы будут передавать свой опыт другим и обновят российскую сценарную школу.

 

Чтобы снимать такие сериалы, как на Западе, надо научиться писать такие сценарии, как на Западе

 

 

 

#2


О съёмочном процессе

Режиссёр — это в первую очередь «дирижёр» подготовительного и съёмочного процесса. Как у настоящего дирижёра есть духовые секции, струнные, ударные и так далее, так и у режиссёра-постановщика есть «цеха»: костюмеры, гримёры, каскадёры, операторы.

 

Часто актёры боятся мелочей: вот это будет слишком пошло, а это слишком глупо, а вот тут я буду выглядеть странно

Всё начинается задолго до съёмок — с читок. Сначала проходят читки сценария с авторами, потом проводятся кастинги, утверждаются актёры, и тогда проводятся читки уже с ними. Ты доводишь до актёра суть его персонажа, ловишь, что нового может добавить персонажу сам актёр. Часто актёры боятся мелочей: вот это будет слишком пошло, а это слишком глупо, а вот тут я буду выглядеть странно. Но настоящие актёры всегда волнуются за своего персонажа, а не за себя. На читках роль обсуждается детально, чтобы можно было ещё успеть что-то исправить, переписать. Потом проводятся читки с теми, кто будет делать декорации, реквизит, костюмы, грим. И только потом наступает съёмочный период.

Мне кажется, что режиссёр сериала должен быть в первую очередь хорошим человеком. Когда ты снимаешь клип или рекламу, сами съёмки длятся сутки-двое: нравится тебе артист и команда или нет, нравишься ли ты им — неважно: все потерпели друг друга пару дней и разбежались, получив качественный продукт. А когда ты снимаешь сериал, то практически живёшь с актёрами и всей съёмочной группой долгие месяцы, а если это съёмки на выезде, то вы живёте вместе в буквальном смысле. Причём обычный рабочий график режиссёра — 15–16 часов в сутки, шесть дней в неделю — сложно быть милашкой в таком ритме. Однако любой, даже самый незначительный конфликт с актёром отразится на его игре в кадре, а отношения с командой скажутся на качестве.

  

 

#3


О зарождении и перспективах жанра

Я читал в интервью Валерия Тодоровского, в котором он рассказал, что сейчас полный метр — это такой аттракцион, где надо зрителей удивлять, а вся драматургическая история, история персонажей ушла в киносериалы. И я с ним согласен. В кинотеатрах идут «Трансформеры», «Терминаторы» и «Черепашки-ниндзя», и победить их можно, только если придумать что-то яркое, красивое и простое. И позвать Данилу Козловского — желательно на роль лётчика или подводника. Или космонавта. Или тренера. Потому что людям, пришедшим в кинотеатр, не нужно российское интеллектуальное кино.

 

По сути, современные сериалы начались с кабельного канала HBO — они первыми поняли, как монетизировать продукт. Вслед за ними подтянулось телевидение. Я думаю, что следующий ход будет за интернетом. Первый из медиамагнатов, кто откроет по-настоящему большой интернет-канал и придумает, как его монетизировать, очень сильно ударит по ТВ. Потому что у интернета есть два преимущества: первое — не обязательно смотреть «прямо сейчас», «в 20:00», «в пятницу вечером»; второе — в интернете можно сразу отсеивать аудиторию по возрасту. Это даёт не только возможность контролировать ценз «16+», «18+», но и чётко показывает спонсорам целевую аудиторию. Уже сейчас в интернете спонсор платит за конкретный переход или показ конкретному количеству человек с конкретным возрастом и полом. У тебя миллион просмотров — ты заплатил миллион рублей, 100 тысяч просмотров — заплатил 100 тысяч. Это удобно.

Есть ещё один важный плюс интернета — в нём нет шаблонов, нет границ для идей: например, недавно я снимал Instagram-ситком Play With Time. Идея же просто прекрасная — сделать свой сериал в социальной сети, поэтому и снимать это было интересно. Причём в проекте была задействована международная команда, нужно было за несколько съёмочных дней снять в четырёх столицах абсолютно разных харизматичных героев, из которых не все были актёрами: в команде и блогеры, и музыканты. Очень интересно было поработать и с поляками, и с казахами, и с ребятами из Киева. По-моему, получилось легко и ненавязчиво.

 

Первый из медиамагнатов, кто откроет по-настоящему большой интернет-канал и придумает, как его монетизировать, очень сильно ударит по ТВ

 

 

 

#4


О «Сладкой жизни»

До «Сладкой жизни» я снимал малую форму — рекламу, клипы, работал в Comedy Club, но всегда мечтал снять полнометражный фильм. Собственно, с идеей полного метра я пришёл к сценаристу Ирине Аркадьевой, которая была тогда креативным продюсером «Сладкой жизни»: я хотел предложить ей стать сценаристом моего проекта. Но планы поменялись — им в команду сериала как раз нужен был режиссёр третьего сезона, так что меня познакомили с генеральным продюсером Антоном Щукиным и утвердили.

 

Я был внутренне готов к тому, чтобы перестроиться с короткого формата на сериал

Я был внутренне готов к тому, чтобы перестроиться с короткого формата на сериал. Но были и сложности. Во-первых, мне уже очень нравились первые два сезона «Сладкой жизни», которые снял другой режиссёр, я любил этих героев и этот продукт и понимал, что это большая ответственность. Во-вторых, до этого я снимал только юмор, так что работа с драмой была вызовом. Но, собственно, поэтому было ещё интереснее — я многому учился в процессе.

Сейчас у нас с Ириной Аркадьевой в разработке пилот нового киносериала, это должно быть интересно и жизненно — интеллектуальная комедия на драматическом движке. Ещё я продюсирую комедийный сериал про наш российский футбол. Ну и по-прежнему работаю над тем полнометражным фильмом, с которого всё началось.