The Village запускает новую рубрику о самообразовании. Еженедельно мы будем выбирать одну интересную тему, в которой можно разобраться своими силами — с помощью книг, курсов и лекций, в выборе которых редакции помогают приглашённые эксперты. Новый выпуск посвящён нестареющему вопросу: рассказываем, как углубить или наконец сформировать знания о том, что случилось в мировом искусстве в XX веке и что происходит сейчас.

Как начать разбираться в современном искусстве. Изображение № 1.

Андрей Ковалёв,

художественный критик,
доцент факультета искусств МГУ

 

Во-первых, надо понимать, что русский язык оказался недостаточным для того, чтобы обозначить современное искусство как понятие. В английском языке есть слова modern и contemporary. Modern — это классический модернизм в разных вариациях, который начинается с Поля Сезанна и кончается Джексоном Поллоком. Затем начинается contemporary. Русский язык оказался к этому глух; всё принято называть «современным искусством». По-русски современным лучше считать искусство последней трети XX века.

Основная проблема заключается в том, что люди не хотят разбираться в современном искусстве и уверены, что они уже всё знают. Когда задаётся вопрос, что хотел сказать Казимир Малевич «Чёрным квадратом», предполагается, что человек уже знает ответ на этот вопрос и он сугубо отрицательный. Надо снять своё недоверие к тому, что писсуар Дюшана или ещё что-либо — это искусство.

Неясности обычно возникают со второй половины XX века. Чтобы разобраться, лучше купить путеводитель по МoМА, Гуггенхайму и Помпиду и просто прочитать: там всё объяснено. Есть неплохая книга Сэма Филлипса, самая простая. Книжек о современном искусстве много, но одной книги, которая простым языком ответила бы на ваш вопрос, нет. Чтобы понимать тенденции, нужно следить за молодёжными номинациями премии Кандинского и «Инновации», смотреть Венецианскую биеннале, «Документу», «Манифесту», конечно же. Кроме того, у нас считается модным ездить на ярмарки современного искусства, но даже мне, профессионалу, тяжело разобраться на большой ярмарке.

Судя по видеозаписям, хорошие лекции по искусству в Москве читает Ира Кулик в «Гараже» и сотрудники Третьяковки на Крымском Валу. Понять, на какие выставки ходить в городе, сложно: здесь у нас всё обвалилось. Раньше этим занималась художественная критика. То, о чём написал Валентин Дьяконов в «Коммерсанте», — на это нужно было идти 100 %. Но теперь почти все издания, которые публиковали художественную критику, закрылись. Кое-что можно узнать в The Art Newspaper, в «Артгиде». И понимаете, я могу сказать, что в галерею XL нужно обязательно идти, но ведь и там бывают плохие выставки. Много интересных выставок бывает в ММОМА, но бывает и очень много плохих. В «Гараже» примерно 80 % хороших выставок — к сожалению, это фактически единственное такое место.

Современное искусство гораздо проще, чем то, что висит в Лувре. Меня шесть лет учили, и то я до конца не всё понимаю, что там нарисовано. Вот вы уверены, что понимаете «Ночной дозор» Рембрандта? Три четверти искусствоведов не видят в «Ночном дозоре» главный сюжет — этот свет, который льётся неизвестно откуда. Его видят только суперпрофессионалы. А кто видит снег в «Боярыне Морозовой»? Искрящийся, чуть запачканный снизу снег. Секрет в том, чтобы больше смотреть. Для того чтобы понять этот снег, нужно посмотреть сто тысяч картин, а для того чтобы понять, что значит старый башмак — всего лишь прочесть сопроводительный текст.

 

Что читать

Как начать разбираться в современном искусстве. Изображение № 2.

Сэм Филлипс. «...Измы. Как понимать современное искусство»

Универсальный путеводитель по группам, школам и стилям XX века для тех, кто застрял в своих знаниях на уровне школьных уроков МХК: английский искусствовед и автор журнала Frieze Сэм Филлипс раскладывает по полочкам течения, их суть и основных представителей — всё без лишней воды и аналитики.

 

Как начать разбираться в современном искусстве. Изображение № 3.

Екатерина Андреева. «Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века»

Книга одного из ведущих российских художественных критиков и научного сотрудника Государственного Русского музея об эволюции изобразительного искусства от 40-х годов до наших дней. Большое внимание уделено и творчеству российских художников.

 

Как начать разбираться в современном искусстве. Изображение № 4.

Роузли Голдберг. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней»

Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни.

 

Как начать разбираться в современном искусстве. Изображение № 5.

Борис Гройс. «Казимир Малевич»

В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.

 

Как начать разбираться в современном искусстве. Изображение № 6.

Дональд Томпсон. «Как продать акулу за 12 миллионов долларов. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Полезная книга об экономике современного искусства, завязанная на истории с пятиметровой тигровой акулой, проданной Дэмиеном Хёрстом в частную коллекцию сначала за 50 тысяч фунтов, а спустя несколько лет — за 12 миллионов долларов. На примере этой и других историй Томпсон показывает, как арт-рынок формирует судьбу порой самых необычных произведений.

 

Что смотреть

Наталья Смолянская — о временных рамках современного искусства

Искусствовед и доцент «Русской антропологической школы» РГГУ рассказывает на «Постнауке» о том, каких художников вообще принято называть современными и как объекты становятся произведениями искусства. Там же — ещё одна небольшая лекция Смолянской, посвящённая происхождению и концепциям авангарда.

Академия Хана: «Век глобального конфликта»
и «1970 — настоящее время»

В запасе у некоммерческой образовательной организации «Академия Хана» — пожалуй, один из самых подробных путеводителей по истории искусства вообще и по процессам XX века в частности. Здесь можно обнаружить лекции не только о знаковых художниках, но и об архитекторах или фотографах, а также тесты и текстовые гиды по тому или иному периоду.

Эдинбургский университет: «Уорхол»

Временно ушедший на перерыв, но хитовый курс профессора Глина Дэвиса об одном из самых популярных художников XX века, поделённый на пять повлиявших на философию Энди Уорхола тем: знаменитости, секс, деньги, смерть и время.

Люк Сайсон — о том, как полюбить «бесполезное» искусство

Куратор нью-йоркского Метрополитен-музея и эксперт по искусству Возрождения рассказывает на TED о том, как ему пришлось сменить место работы и принять то искусство, которое раньше вызывало недоумение.

Университет Цинхуа: «Западное и китайское искусство: маcтера и классики»

В хорошем смысле консервативный курс пекинского университета, противопоставляющий историю искусства Запада и Востока. Стартует 6 апреля с Гомера и прочей античности, а к финалу доберётся до Марселя Дюшана и того же Энди Уорхола.

Паола Антонелли — о том, как в коллекции МоМА появились видеоигры

Крайне важная своим посылом лекция куратора Нью-Йоркского музея современного искусства о том, почему MoMa сделал выставку о Пакмане и почему художественные критики приняли в штыки тетрис рядом с картинами Пикассо.

«Универсариум»: Современное русское искусство

Стартующий летом и полезный более всего старшеклассникам на каникулах цикл лекций искусствоведа и научного сотрудника ММСИ Полины Зотовой и психолога Алеси Миюзовой, в котором на примерах самых известных работ XX века обещают выявить связь искусства с историей нашей страны.

 

Где учиться

«Несимметричные подобия»

Курс художественного критика и культуролога Ирины Кулик, в рамках которого она каждый год сводит в пары известных художников XX века. В этом сезоне цикла слушателей ждут столкновения Эгона Шиле с Хансом Беллмером, Энди Голдсуорси с Бэнкси, а также Вито Аккончи с Деннисом Оппенгеймом.

 

Где: музей «Гараж»

Когда: 18 февраля — 23 декабря

Стоимость: бесплатно

«Искусство XIX–XX веков»

В лектории Пушкинского музея, что в Колымажном переулке, к апрелю как раз закончили разбираться с Мане и Сезанном и перешли к XX веку: в течение пяти ближайших недель научные сотрудники музея расскажут последовательно о Хансе Арпе, Джексоне Поллоке, Рое Лихтештейне и искусстве последних десятилетий.

 

ГДЕ: лекторий ГМИИ имени Пушкина

КОГДА: среды февраля-апреля

СТОИМОСТЬ: абонемент на курс продан, разовая лекция — 100 рублей

   

 

«Современное искусство
и музыка
»

Один из множества интересных циклов в Московском музее современного искусства: художник, основатель «Термен-центра» и преподаватель Школы имени Родченко Андрей Смирнов рассказывает о музыкальных тенденциях XX века. Курс стартует на этой неделе лекцией о музыке футуристов, экспериментальной музыке 50–70-х годов и концепции случайности Джона Кейджа.

 

ГДЕ: ММСИ на Тверском бульваре

КОГДА: 2, 9, 16, 23 апреля

СТОИМОСТЬ: 200–400 рублей

 

 

The Village выражает благодарность за помощь в подготовке материала Александру Журавлёву и Алине Глазун.