The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, какие книги и журналы читать, что смотреть и где учиться, чтобы самостоятельно подкрепить свои сведения об архитектурных направлениях или подготовиться к получению соответствующего образования.

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 1.

Александр Острогорский

преподаватель МАРШ, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы, архитектурный журналист

   

Архитектура вообще, как вообще музыка или вообще наука — слишком большое поле для интереса, чтобы указать только один подход к нему. Если только вашим первым шагом не становится именно это — изучение пространства архитектуры и поиск в нём своего интереса, своего любимого сюжета. Архитекторы и критики уже несколько сотен лет подряд начинают делать это с формулы, выдуманной римским архитектором Витрувием, который в I веке до н. э. написал свои «10 книг об архитектуре», в которых указал на три главных свойства архитектуры — пользу, прочность и красоту. Хотя с тех пор прошло уже больше 2 тысяч лет, кажется, что лучшего определения не было придумано. Эти три критерия — и способ оценить любое здание, и направления для совершенствования собственной способности понимать архитектуру. То есть видеть, как одни здания одновременно и полезны, и прочны, и красивы (одно вытекает из другого), а другие здания — нет (впрочем, это не всегда однозначно плохо).

Мне пришлось встречаться с несколькими, возможно универсальными, мотивами, которые побуждают человека интересоваться архитектурой, — хотя, конечно, это только мой опыт. Но предпочту отталкиваться скорее от общечеловеческих представлений о том, что даёт архитектура или почему она важна, чем от порой очень разных взглядов самих архитекторов, структуры архитектурного образования или представлений критиков. Говорю об этом, чтобы заранее попросить прощения у тех читателей, чьи интересы окажутся вне схемы, которой я собираюсь воспользоваться, или же тех, у кого уже есть собственная или привычная для него схема, которая ему или ей кажется идеальной (а моя покажется еретической). 

 

Итак, по отношению к архитектуре всех людей можно разделить на тех, кому...

...нравятся красивые вещи. Красота — наверное, самая сложная категория для архитектуры. Во-первых, архитектура — не миметическое искусство, то есть здания ничего не изображают (исключения встречаются, хотя и нечасто), так что «удовольствие от узнавания», которое Аристотель считал основой эстетического удовольствия, здесь не возникает. Как и в музыке, красота в архитектуре — это ритм, пропорции, отношения форм, цвета и материала.

Знаменитый немецко-английский историк архитектуры и критик Николас Певснер как-то сказал: «Навес для велосипедов — это строение, Линкольнский собор — архитектура». Иначе говоря, всякая архитектура — здание, но не всякое здание — архитектура. Сейчас уже найдётся немало охотников поспорить с этим утверждением, но некоторая доля правды в этой мысли есть: архитектура начинается там, где создатели здания — будь то известный архитектор или безымянные каменщики — попытались пойти дальше, чем решение практических задач. Вопрос в том, куда именно они захотели пойти, почему и что придумали. На эти вопросы более или менее отвечает история и теория архитектуры. Каждая эпоха, каждая страна и традиция предлагала свои программы и наборы инструментов. Далеко не всё нам кажется интуитивно «красивым» сегодня — мы судим о египетских пирамидах совсем не так, как о памятниках Возрождения, а современная архитектура многим кажется однообразной и безликой.

Велик соблазн определить ценность зданий из одних эпох по отношению к зданиям из совсем других, особенно если они стоят рядом, как это бывает в городе. Что ж, вкус — дело каждого, одним нравятся колонны классических фасадов, другим — ленточные окна конструктивистских. Но нельзя забывать о том, что они являются результатом разных ситуаций, и мерить их одной меркой не совсем верно. Удивительно и другое (впрочем, так и с любым другим искусством) — чем больше узнаёшь о том, как думали и к чему стремились зодчие разных эпох, тем шире становится коридор индивидуальных вкусовых предпочтений.

...нравится история. Архитектура в большей степени, чем любое другое искусство, является живым свидетелем истории. Каждое здание — продукт своего времени, пересечение социальных, политических, культурных и технологических явлений. Расшифровать здание как послание в будущее, как запись в летописи — значит решить увлекательный ребус. Как ни странно, здесь предложенная Певснером формула работает скорее наоборот — невзрачные, утилитарные объекты говорят иногда о своём времени больше, чем шедевры архитектуры. Сравните хрущёвку и, например, Дворец пионеров на Воробьёвых горах — только вместе они могут дать правильное впечатление о советской культуре и жизни в 60-х. Чудом сохранившийся на Варварке Старый английский двор — по сути, палаты зажиточного горожанина XV века — лучше иллюстрирует московскую жизнь того времени, чем находящаяся совсем рядом Грановитая палата, построенная примерно в это же время для Ивана III итальянскими архитекторами.

 

...нравятся технологии. Каждое здание — это ещё и решение инженерной, строительной задачки с большим количеством переменных: потребности человека, сила притяжения, свойства материалов, цена, навыки строителей и так далее. Иногда архитектор находит такое решение, которое не мешает эстетике, иногда — приходится бороться с технологией за художественный образ. Что лучше — красивое, но не слишком прочное или достаточно прочное, но не радующее глаз? Бывает и то и другое. Упомянутые выше хрущёвки, как и большая часть советского индустриального домостроения, — результат почти полной победы экономических и строительных технологий над эстетикой. Восхищающие многих выдающимися инженерными решениями проекты Сантьяго Калатравы постоянно упрекают в том, что они не так хорошо работают, как прекрасно выглядят, к тому же обходятся в астрономические суммы. Так или иначе, с конца прошлого века технологии и их возможности стали одной из главных тем архитектуры. Будь то строительство самых высоких зданий (таких как Бурдж-Халифа) или самых экологичных — сегодня для самых крупных архитектурных проектов в мире чаще всего именно технологии становятся основой эстетической программы. 

...хочется понять, как устроен мир. Если архитектура помогает узнать о прошлом, то и о настоящем она говорит не меньше. Зачем нужны небоскрёбы? Кто позволяет сносить старые красивые здания и строить на их месте новые, уродливые? Почему одни живут в шикарных особняках, а другие — в трущобах? Все эти вопросы и многие другие, как ни странно, люди часто адресуют именно архитекторам, включая и вечное «кто придумал, скажи, эти пробки». При этом архитекторы имеют совсем не такое большое влияние на развитие города. Архитектура и конкретные здания — это иллюстрации, симптомы и указания на многие проблемы современного мира, а также лаборатория по поиску ответов на них. Если бы существовала клятва Витрувия (как клятва Гиппократа у врачей), то в ней непременно было бы записано, что архитектор обязан быть немножко врачом, учителем, психотерапевтом («разговаривайте с клиентом о его детях» — это совет немецкого архитектора-модерниста Миса ван дер Роэ), полицейским, политиком, экономистом и, конечно же, художником, инженером, строителем и так далее.

 

 Что читать

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 2.

Джейн ДЖекобс

«Смерть и жизнь больших американских городов»

Книга не об архитектуре, но о специфике городского планирования, немыслимого без учёта повседневных требований горожан. Написанный в 1961 году основной труд теоретика градопланирования Джейн Джекобс — классика жанра для будущих урбанистов и архитекторов.

 

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 3.

Дэниел Брук

«История городов будущего»

Журналист Дэниел Брук посвятил книгу четырём относительно молодым городам, ставшим новаторскими для своих стран, четырём своеобразным «окнам в Европу» — Петербургу, Шанхаю, Мумбаю и Дубаю. На их примере он объясняет, как восточная культура движется на Запад.


  

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 4.

Майкл Соркин

«Двадцать минут на Манхэттене»

Архитектор и критик Майкл Соркин препарирует урбанистическое пространство Нью-Йорка через свой ежедневный маршрут от дома до офиса, или, если быть точнее, от Гринвич-Виллидж до студии в Трайбеке. Что интересно, он не только делится мыслями о переменах, случившихся на Манхэттене за 15 лет, но и описывает местных жителей и малоизвестные улицы.

 

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 5.

Рем Колхас

«Мусорное пространство» 

Одно из важнейших эссе именитого голландского архитектора, критикующего современную тенденцию наращивания масштабов зданий бизнес-центров в ущерб индивидуальному городскому ландшафту.

 

 

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 6.

Роберт Вентури, Дениз Скотт Браун, Стивен Айзенур

«Уроки Лас-Вегаса. Забытый символизм архитектурной формы»

Одна из поворотных книг в истории западной архитектуры, как свидетельствуют опросы самих архитекторов. Три профессора Йельского университета в 1968 году вместе со студентами отправляются в Лас-Вегас — образец дурного градостроительного вкуса и китча. На ошибках Лас-Вегаса и родилась книга, ставшая манифестом постмодернизма.

   

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 7.

Огюст Шуази

«История архитектуры: в двух томах»

Существует множество книг по истории архитектуры, путеводителей по отдельным стилям и именам, и все они могут быть по-своему интересны. Но на две из них нужно обратить особое внимание: первая, не самая эстетичная, но крайне информативная книга французского архитектора Огюста Шуази, написанная для архитекторов, но несложная для простого читателя. Вторая — ниже.

 

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 8.

«Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки» 

Гид по архитектуре советского авангарда — главному, что подарили миру отечественные архитекторы. По мнению эксперта этого материала Александра Острогорского, её стоит прочитать любому культурному человеку.

 

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 9.

Mark Magazine

Голландский журнал о современной архитектуре, выходящий раз в два месяца и наполненный актуальными интервью и текстами о новейших архитектурных объектах со всего мира. Один из немалого числа периодических изданий об архитектуре — среди других можно выделить авторитетные итальянские Domus или The Plan, а выбрать любимый можно, разве что пролистав все. В России Mark можно купить, например, в lebigmag.

   

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 10.

Architectural Digest

Международный журнал как об архитектуре, так и о дизайне интерьеров, изначально запущенный в США, но имеющий и российскую версию, в том числе очень живую — онлайн.

 Что смотреть 

«Архитектура как средство коммуникации»

Как начать разбираться в архитектуре. Изображение № 11.

Курс профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Басса на «Арзамасе» посвящён сообщениям, которые заключает в себе мировая архитектура. Кроме восьми небольших лекций, как обычно на «Арзамасе», по ссылке можно обнаружить подборку книг об архитектуре, игры и даже один скетч «Монти Пайтона».

«Сколько вести ваше здание, мистер Фостер?»

Документальный фильм о карьере обладателя Притцкеровской и Императорской премий 80-летнего британца Нормана Фостера, спроектировавшего Международный аэропорт в Гонконге, мост «Миллениум» в Лондоне и башню Хёрст в Нью-Йорке.

«Мой архитектор»

Оскаровский номинант, фильм об архитекторе Луисе Кане, снятый его сыном Натаниэлем через много лет после загадочной смерти отца.

«Наброски Фрэнка Гери»

И ещё один документальный фильм о герое архитектуры — на этот раз снятая Сидни Поллаком история жизни пионера деконструктивизма Фрэнка Гери, спроектировавшего знаменитый «танцующий дом» в Праге, музей Гуггенхайма в Бильбао и Музей искусств Вейсмана в Миннеаполисе.

Выступление Алехандро Аравены на TED 

Знаменитый чилийский архитектор Алехандро Аравена считает делом своей жизни преодоление социальных барьеров в городах. Для этого он проектирует дома для самых бедных семей, делая эти постройки не только недорогими и удобными, но и выдающимися в архитектурном плане. Аравена стал куратором Венецианской биеннале архитектуры в 2016 году, которая будет посвящена повышению качества застроенной среды и жизни людей.

Выступление Бьярке Ингельса на TED

Бьярке Ингельс — один из самых известных архитекторов нового поколения. Он сочетает в своей архитектуре яркий дизайн и функциональность не в ущерб комфорту. Во время этого выступления он рассказывает о том, как просто можно рассказывать архитектурные сюжеты — например, в виде комиксов.

Массачусетский технологический институт. Всемирная история архитектуры 

Базовый курс по истории архитектуры из 24 лекций охватывает период с первых человеческих поселений и до XV века. Заточен в основном на то, чтобы дать студентам общие знания предмета. Все видео дополнены ещё и материалами учебника мировой истории архитектуры.

 

 Где учиться

«Архитектура. Искусство видеть.

Версия 18+»

Объёмный курс образовательного центра музея «Гараж» включает десять занятий по истории и теории архитектуры, на каждом из которых участники будут выполнять и практические задания — например, создавать здание будущего. Обещают, что после курса слушатели смогут с ходу «читать» здания и разбираться в основных стилях. Ведут программу архитекторы и преподаватели МАРХИ Анастасия Головина и Владимир Юзбашев. Присоединиться к курсу можно в любое время, но количество слушателей ограниченно — всего 25 человек. Следующий обещают запустить в феврале или марте.

ГДЕ: музей «Гараж»

Когда: с 23 сентября, по средам

СТОИМОСТЬ: 1 700 рублей / занятие, 13 тысяч рублей / курс

 

Лекции Дениса Ромодина

Цикл лекций краеведа и экскурсовода Дениса Ромодина, в которых рассказывается об архитектуре СССР и ближнего зарубежья ХХ века. На ближайших можно будет подробнее узнать об особенностях советской архитектуры в других советских республиках, а также о том, как создавались типичные советские панельные застройки или как менялся вид Москвы, Киева, Риги и других крупных городов.

ГДЕ: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Когда: с 6 октября, по вторникам

СТОИМОСТЬ: 200 рублей / лекция, 1 050 рублей / абонемент

 

Экскурсии «Москва глазами инженера»

Сообщество «Москва глазами инженера» водит экскурсии, на которых сочетается москвоведение, история архитектуры и теория инженерии. Здесь, например, можно узнать о сопротивлении материалов при строительстве городских объектов или об устройстве столичных мостов. Прогулки проходят на ВДНХ, в доме Наркомфина и на техническом этаже небоскрёба в «Москва-Сити». Ещё есть циклы прогулок о Средневековье и Москве XX века, а также велосипедные экскурсии, посвящённые архитектуре города в целом. Все (за редким исключением) ведёт основатель проекта Айрат Багаутдинов.

ГДЕ: ВДНХ, дом Наркомфина, небоскрёб в «Москва-Сити»

Когда: ближайшие — 1, 3–4 октября

СТОИМОСТЬ: 600–850 рублей / экскурсия

 

Лекции в Музее Москвы

Экскурсионное бюро при Музее Москвы регулярно приглашает историков и москвоведов, которые проводят встречи для увлекающихся: диапазон тем — от архитектуры сталинской Москвы до истории хрущёвок. На ближайшей («Как распознать модерн на улицах Москвы») расскажут об особенностях модерна в архитектуре, самых ярких его представителях и московских зданиях в этом стиле. Закрепить теорию предлагают ещё и тематической экскурсией.

ГДЕ: лекторий Музея Москвы

Когда: ближайшая — 8 октября

СТОИМОСТЬ: бесплатно

Текст и интервью: Катерина Фирсова, Настя Курганская

Иллюстрация: Оля Волк