The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. Этот выпуск — для тех, кто ничего не понимает в современном театре, но хочет исправиться. Эксперт рассказал нам, за творчеством каких театральных режиссёров сегодня обязательно стоит следить и в какие московские театры можно ходить почти на любую постановку.

Как начать разбираться в современном театре. Изображение № 1.

Алексей Крижевский

журналист, главный редактор портала ТеатрALL

   

Вокруг театра почему-то существует некое поле сакрализации. Книгу мы просто берём с полки или скачиваем в интернете и читаем. Но театр считается очень возвышенной областью, к которой нужно по-особенному готовиться, хотя это и не совсем так. Просто нужно уточнить для самого себя, что хочется увидеть — к счастью, предложения разнообразные и, несмотря на все усилия государственных ведомств, театр в России процветает. 

По отношению к классическим сюжетам временная дистанция постоянно увеличивается, поэтому для современного режиссёра классика — это всегда поле для интерпретаций. Когда режиссёр ставит «Гамлета», он подразумевает, что все читали пьесу в школе. Поэтому он расставляет акценты, может перенести его в современность или, наоборот, решить какую-то проблему в подчёркнуто классических костюмах и декорациях. Любой режиссёр ищет резонанса: с эпохой, в которой он живёт, с обществом, в котором он создаёт эту постановку, и с тем обществом, куда он приезжает на гастроли.

Если хочется смотреть классику, её нужно сначала прочесть, а потом пойти посмотреть, как её понимают режиссёры. И именно в этом случае начнётся правильная зрительская работа — зритель тоже участник представления. Поэтому для того, кто прочитал, например, «Гамлета», я могу порекомендовать спектакль «Гамлет | Коллаж» в «Театре наций». Его поставил великий кино- и театральный режиссёр Робер Лепаж, а все роли исполняет Евгений Миронов, который находится внутри очень причудливого пространства. 

Бывают постановки с интересными заявками. Например, то, что Камбербэтч играет в «Гамлете», — это априори интересно, что бы там ни вышло. Если человек самостоятелен в своих поисках или выделяет для себя каких-то звёзд, если хочется ловить всё новое, конечно, стоит идти. Составлять собственное мнение. У английского и американского театра одна традиция, а ещё есть европейский театр, где у каждой страны свои особенности. 

Для того чтобы быть в курсе лучших постановок, можно смотреть и список номинантов «Золотой маски». Выдвижение на премию и лауреатство там — это безусловная рекомендация. Сама премия является в некотором роде министерством театра: самая активная, прозрачная и при этом самая мощная театральная институция. У них множество экспертов, которые ездят по стране и отбирают лучшие театры. Это отработанный механизм, который помогает ловить, отбирать, отмечать какие-то выдающиеся явления. Это главный эксперт, которому, безусловно, можно верить, по крайней мере в этом году точно. 

Если хочется знать what’s hot, what’s new на московской театральной сцене, стоит следить за несколькими площадками в Москве, у которых есть то, что по-английски называется словом vibe: они всё время возмущают информационную среду, постоянно создают вокруг себя какие-то колебания. 

Самые актуальные московские театры и спектакли, которые стоит посмотреть в них в первую очередь

Как начать разбираться в современном театре. Изображение № 2.

«Театр наций»

Сайт: Theatreofnations.ru

Что смотреть в первую очередь: «#СонетыШекспира», «Жанна», «Идиот»

Изначально был придуман как гастрольная обменная площадка, как театр, который много работает с внутренним российским содержанием, даже региональным, и делает международные проекты. Театр, за которым нужно следить. Из ближайших важных премьер — «Идиот» с Ингеборгой Дапкунайте, где она будет играть князя Мышкина. 

Как начать разбираться в современном театре. Изображение № 3.

«Гоголь-центр»

САЙТ: Gogolcenter.com/

Что смотреть в первую очередь: «Кому на Руси жить хорошо», «Мёртвые души», «(М)ученик»

По моему мнению, здесь не было вообще ни одного плохого спектакля за последние года полтора. Есть цикл «Русские сказки», «Кому на Руси жить хорошо», есть «Обыкновенная история», «Хармс. Мыр». Они прекрасно работают с классикой XIX и XX века, есть у них и хорошие современные спектакли.

Как начать разбираться в современном театре. Изображение № 4.

МХТ имени Чехова

САЙТ: Mxat.ru

Что смотреть в первую очередь: «№ 13D»,
«Мушкетёры. Сага. Часть первая», «Идеальный муж»

В МХТ работают одновременно три сцены, которые загружены почти каждый день. Там есть и театральный артхаус, и современная драма, всё время идёт лабораторная работа. Это постоянно действующий, активный и многообразный механизм. И там есть, конечно, спектакли по классическим сюжетам. Всё время, что театр возглавляет Табаков, труппа находится в хорошем состоянии — им интересно работать, они активны.

Как начать разбираться в современном театре. Изображение № 5.

«Театр.doc»

САЙТ: Teatrdoc.ru

Что смотреть в первую очередь: «Язычники»,
«Краткая история русского инакомыслия»

Ещё одно место, известное всем, к сожалению, по разным поводам. Очень долго «Театр.doc» был в авангарде театра как такового. Зародился он как документальный театр, в котором было главенство одного метода — глубинные интервью с реальными людьми из реальной жизни и постановки по реальным диалогам о реальных вещах. Но постепенно он перестал этот формат чтить как канон, а стал с ним играть. Так появился театр, в котором очень много экспериментируют с реальностью. Здесь давали жизнь многим текстам. Например, пьеса Анны Яблонской «Язычники», которую поставила Лера Суркова, имела такой отклик, что сейчас идёт во многих больших и серьёзных театрах. 

Как начать разбираться в современном театре. Изображение № 6.

Центр имени Мейерхольда

САЙТ: Meyerhold.ru

Что смотреть в первую очередь: «Сван»,
«Алиса и государство»

И ещё одна важнейшая точка вайба. Практически в одиночку занимается развитием таких жанров, как стендап и сторителлинг, которые сейчас имеют большой отклик и помогают театру наводить мосты с телевидением. То, что делают в ЦИМе, конечно, больше артхаус, но они помогают развитию этого жанра в нашем культурном поле. Так как это ещё и проектная площадка, ЦИМ принимает в свой репертуар самые разные вещи, так что за разнообразием стоит идти сюда.

Как начать разбираться в современном театре. Изображение № 7.

«Мастерская Брусникина» 

Страница facebook 

Что смотреть в первую очередь: «Наташина мечта», «Выключатель»

Тот случай, когда театр делает не режиссёр, а педагог. Дмитрий Брусникин сейчас набрал новый курс, а его выпускники этого года стали почти отдельным театром и получили прописку в театре-студии «Человек». Сам театр продолжает играть свои спектакли, но основное содержание туда поставляет труппа Брусникина. Это такая удивительная труппа, которая, с одной стороны, очень пластична и может работать с разными режиссёрами, а с другой — всегда сохраняет собственное лицо. У них есть привитые им навыки, характерные черты и почерк, которые они сохраняют в любой постановке. Также у них появился некий профиль — стихотворная драматургия. С режиссёром Юрием Муравицким они сделали спектакль «Переворот», в «Театр.doc» есть их постановка «Выключатель» по пьесам Максима Курочкина, а сейчас они доводят до ума стихотворную пьесу «Сван» в Центре имени Мейерхольда.

   

Актуальные спектакли можно выбирать и по режиссёрам, ведь они могут ставить в разных театрах. Персоналий, за которыми стоит следить, на самом деле очень много, но есть какие-то имена, которые в этом году стали ньюсмейкерами. Прежде всего это Константин Богомолов, у которого прямо сейчас в МХТ выходит новый спектакль «Мушкетёры. Часть первая», а также Кирилл Серебренников, Юрий Квятковский, который многим памятен по «Копам в огне», Максим Диденко и Тимофей Кулябин, известный как автор скандального «Тангейзера», который будет ставить в Большом театре «Дона Паскуале».

 

 Что читать в интернете

 

Журнал «Театр»

Oteatre.info

Журнал «Театр» читать стоит, чтобы сформировать себе вызов, даже если не всё там будет понятно. Он не делает никаких скидок на степень посвящённости, при этом там умеют писать понятно, жёстко, современно и умно. Отдельно можно отметить колонку театроведа и главного редактора журнала Марины Давыдовой.

   

 

Портал «ТеатрAll»

Teatrall.ru

Относительно молодое интернет-издание о театре с ежедневной подборкой новостей, гидами по актуальным московским спектаклям и другой интересной информацией.

   

Театральная критика

Хронику театральных событий и рецензии на свежие постановки стоит читать в разделе «Театр» на сайте Colta, а также в блогах театральных критиков Дины Годер и Павла Руднева, которые на постановки ходят практически каждый день. Все эти авторы пишут о театре доступно, во многом потому, что не только воспринимают его как зрители, но и понимают внутреннюю кухню.

 Где смотреть спектакли, если не в театре

Проект TheatreHD

Арт-объединение CoolConnections организовало в кинотеатрах России трансляции спектаклей из знаменитых театров мира. При составлении расписания проводится большая кураторская работа, выбирается самое важное, о чём необходимо составить своё мнение.

Театральная медиатека «Гоголь-центра»

Благодаря стараниям «Гоголь-центра», некоторые лучшие мировые спектакли можно посмотреть не выезжая за пределы Москвы. В коллекции медиатеки есть записи постановок Тадеуша Кантора, Питера Брука, Ромео Кастелуччи, Кшиштофа Варликовского, Джорджо Стрелера. Сама видеоколлекция доступна всем желающим по паспорту. Фонд регулярно обновляется, а на его базе проводятся лекции — ближайшая, например, посвящена немецкой танцовщице Пине Бауш.

   

Иллюстрация: Настя Григорьева

ФОТОГРАФИИ: 1 — «Театр наций», 2 — «Гоголь-центр», 3 — МХАТ им. Чехова, 4 — «Театр.doc», 5 — Центр имени Мейерхольда, 6 — «Мастерская Дмитрия Брусникина»