В новом выпуске рубрики про эффективное самообразование мы рассказываем, с чего начинается история анимации, в чём разница между российскими и зарубежными мультфильмами, а также где в Москве смотреть авторскую анимацию на большом экране.

 Как разобраться в истории мультфильмов. Изображение № 1.

Мария Терещенко

программный директор Большого фестиваля
мультфильмов

   

История анимации начинается даже раньше, чем история кино. Ещё до братьев Люмьер работал Эмиль Рено, который делал безкамерную анимацию. Это были желатиновые пластинки, на которых он рисовал пофазовое движение, склеивал их в ленту и крутил на своём оборудовании. Кино было цветным, и на каком-то этапе Рено даже научился синхронизировать звук. В 1895 году появился кинематограф, и мультфильмы Рено утратили свою популярность. История закончилась печально: совершенно разочарованный в своих экспериментах, Рено выбросил свой аппарат в Сену. К тому же сама техника не получила развития, потому что была очень трудоёмкой. Желатиновые пластины постоянно таяли от нагревания, и каждый день нужно было перерисовывать какие-то кадры. Из-за этого Рено называют скорее предвестником мультипликации, чем её родоначальником.

Уже после того как был изобретён кинематограф, начались эксперименты с покадровой съёмкой. Были камеры с ручками, которые крутил оператор. Пока он их безостановочно крутил, снимались сцены. Вдруг кому-то пришло в голову останавливать эту ручку и что-то подменять — так получалось анимационное кино.

Спорный вопрос, с какого года начинается анимация. Одна из версий, которой придерживается, например, Европа, — это 1908 год, когда вышел фильм Эмиля Коля «Фантасмагория». Это было кино с сюжетом и историей, где анимация была не просто приёмом. В фильме были все составляющие, которые в будущем станут базовыми для анимационного кино: трансформации, ирреальное, персонажи, создание особого мира.

Кукольное кино и одновременно российская анимация появились в 1912 году с создания Владиславом Старевичем фильма «Прекрасная Люканида». Изначально Старевич занимался документалистикой и пытался заснять брачный ритуал жуков, когда два самца дерутся друг с другом за самку. Но жуки не хотели биться в свете прожекторов, и Старевич решил сфальсифицировать процесс: взял трупики, приклеил к ним лапки и покадрово воспроизвёл этот ритуал. Получилось так похоже, что режиссёр продолжил снимать небольшие ролики с этими чучелами. 

Почему все выделяют Уолта Диснея? Он начинал наравне с другими, у него не всё получалось, но потом Дисней первым поверил в технологии. Он первым поверил в неочевидные на тот момент звук и цвет, начал эксперименты с многоярусной камерой, создавая объём. Дисней первым в Америке сделал полнометражный анимационный фильм «Белоснежка и семь гномов», хотя казалось, что он сошёл с ума. Все думали, что студия разорится, но фильм оказался самым успешным за всю историю кино — в плане эффекта, который он произвёл в своё время. К тому же в студии Walt Disney был отдельный цех, который занимался инновациями. 

Существует огромное количество разных видов анимации. Пластилиновые мультфильмы, кукольные, а также компьютерная анимация, внутри которой тоже много подвидов. Сейчас компьютер можно по-разному вовлекать в процесс, поэтому есть CGI (computer-generated imagery — изображения, сгенерированные компьютером), flash, компьютерная перекладка. Есть мультфильмы, которые полностью нарисованы вручную — но не на бумаге, а на специальных устройствах. 

Я много лет занимаюсь пропагандой этого вида искусства, и, если не знаешь зрителя, рекомендации давать опасно. Направлений множество: есть артистичные мультфильмы, есть абстрактная анимация, есть фестивальная анимация — особенная вещь, к которой нужно привыкать. В абстрактной анимации нет сюжета, по экрану носятся какие-то кружки и квадраты. Ведущее имя в этом направлении — Норман Макларен. В каком-то смысле он — это Уолт Дисней в неиндустриальной анимации. Его творчество — как «Чёрный квадрат» Малевича: одни считают, что это гениально и прорыв, а другие совсем не понимают.

Я бы не сказала, что есть какое-то радикальное отличие российской анимации
от зарубежной. У каждой страны свои традиции, и их все можно отличить друг от друга. Но попытки проводить границы — очень искусственные. Мы не можем назвать тех уникальных признаков российской анимации, которые не присутствовали бы ни в одной другой. Наша специфика происходила во многом от экономики и устройства дистрибуции в Советском Союзе. Так, у нас лучше развивалась короткометражная область, но хуже обстояли дела с сериалами. У нас была и есть прекрасная анимация, было несколько шедевров. Но мы не особенные, мы — нормальные. То, что наши мультфильмы какому-то поколению кажутся особенными, — это естественно, потому что других не было. Хотя у нас действительно очень много хороших работ. 

 

 Что читать

Как разобраться в истории мультфильмов. Изображение № 2.

Энциклопедия отечественной мультипликации

Первая попытка собрать полную историю российской и советской мультипликации в одном издании.
Около тысячи биографических справок о режиссёрах, сценаристах, художниках, кукольных мастерах и других представителях анимации, которые трудились над развитием отечественной индустрии.

 Что читать и смотреть в интернете

 

The History of Animation

Не очень подробная, но красочная история анимации — начиная с самых ранних способов показывать движение на плоской поверхности и вплоть до 2014 года. Здесь можно увидеть эскизы к ранним мультфильмам Диснея и первый вариант прорисовки семейки Симпсонов — основная часть посвящена именно истории американских мультфильмов. Более подробная хроника есть на Filmsite — там нет картинок и видео, зато всё детально описано.

   

 

Before Walt Disney: 5 Animations by Early Cinema Pioneers

В этой подборке рассказывается о творчестве самых первых представителей анимации — Эмиле Коле, Жорже Мельесе, Уинзоре Маккее, Джеймсе Блэктоне и Эдварде Мейбридже. Конечно, с примерами главных работ.

   

 

Сайт Short of the week

Группа режиссёров, сценаристов и энтузиастов короткого метра собирает лучшие образцы этого жанра, найденные в интернете. Сейчас на сайте около 200 авторских короткометражных мультфильмов, поэтому найти что-нибудь по душе не составит труда.

   

 

30 лучших короткометражных мультфильмов всех времён

Многие считают, что примеры самой изобретательной мультипликации лучше всего искать среди коротких видео. В подтверждение этого специалист по анимации Алекс Дюдок де Вит собрал 30 лучших короткометражек за всю историю жанра — начиная с раннего звукового мультфильма «Пароходик Вилли» студии Уолта Диснея.

   

 

100 лучших полнометражных мультфильмов всех времён

Ещё один список от редакции Time Out, в котором собрали лучшие примеры полного метра. Всего в опросе участвовали больше 100 экспертов — кинокритики, специалисты по анимации и сами мультипликаторы. На отдельной страничке можно также отметить, сколько из предложенных фильмов вы уже видели, а также узнать, какие мультфильмы стали лучшими по версии Уэса Андерсона, Генри Селика или соучредителей студии Pixar.

   

 

10 мультсериалов, которые можно смотреть взрослым

«Вселенная Стивена», «По ту сторону изгороди», «Гравити Фолз» и другие мультсериалы, которые рассчитаны на взрослую аудиторию.

 

 Где смотреть мультфильмы в Москве

 

Московский музей анимации

В здании музея на ВДНХ три зала — исторический, отечественный и зал зарубежной анимации. Там можно найти сотни артефактов, рассказывающих историю мультфильмов (например, зоотроп и праксиноскоп — первые приборы, заставившие двигаться статичные изображения). Для детей в музее проводят мастер-классы, которые включают в себя экскурсию, видеопоказ и съёмку мультфильма. Перед походом лучше позвонить в музей и заранее узнать, нет ли изменений в работе: там часто празднуют дни рождения.

   

 

Большой фестиваль мультфильмов

Фестиваль мультфильмов с насыщенной программой обычно проходит в Москве в дни осенних школьных каникул. В течение недели в ЦДК, «Пионере», культурном центре «ЗИЛ» и на других площадках показывают номинантов на премию «Оскар», победителей всевозможных фестивалей, авторские подборки и просто хорошие примеры жанра. К тому же недавно БФМ запустил программу «Мультфильмы по выходным», в рамках которой в сети «Каро» показывают избранные работы мастеров отечественной мультипликации.

   

 

Кинотеатры Москвы

Тем, кто заинтересовался анимацией, будет полезно следить за афишей некоторых московских кинотеатров. Например, в «35 мм» часто показывают программы международных анимационных фестивалей, а в Центре документального кино — подборки короткометражек, номинированных на «Оскар».

Обложка: кадр из мультфильма «По ту сторону изгороди»