В Год языка и литературы Великобритании и России, который стартовал на прошлой неделе, в Москву привезли собрание портретов из Национальной галереи Лондона — одного из немногих музеев с большой коллекцией работ английских художников. По этому случаю в новом выпуске нашей образовательной рубрики мы решили разобраться, что из себя представляет английская живопись и на каких её представителей стоит обратить особое внимание.

Алёна Григораш

искусствовед, старший преподаватель
Института искусств МПГУ


  В России почитать английскую культуру стали в XVIII веке. Но если в то время любить короля Артура, Шекспира и Елизавету Тюдор в противовес распространённой франкофонии и преклонению перед Италией было делом избранных эксцентриков, то начиная с рубежа XIX–XX веков появилась мода на английский стиль жизни, который невозможно представить без знания золотого века английской живописи. У английского искусства в Новое время был период наибольшего расцвета.

Одним из первых, кто остроумно отразил в живописи и графике тему английского народного, а не придворного быта, был Уильям Хогарт. Он высмеивал пороки человечества на примере простых англичан. В числе других художников стоит упомянуть и Уильяма Блейка, который на свой лад переосмысливал тему сотворения мира, а также Обри Бёрдслея, который стилизовал образы самовлюблённых и, как вампиры, вечно голодных мужчин, женщин и сказочных персонажей среди роз и кувшинок.

Современником Бёрдслея был Джеймс Уистлер, прославившийся портретной и пейзажной живописью. В духе увлечения синтезом искусств он пытался вводить в свои картины музыкальные ассоциации (ноктюрны для пейзажей, симфонии в белом для портретов), унаследовать суховатый декоративизм прерафаэлитов и тонкие акценты пейзажей с поразительно сложными палитрами. Его предтечами в лиричных девичьих образах в белых платьях, автопортретах в сероватой дымке и строгих «аранжировках» в чёрном портретов матери были Джошуа Рейнолдс, Томас Гейнсборо и прерафаэлиты. Рейнолдс был президентом Английской академии художеств, он рисовал представителей аристократии второй половины XVIII века. Сочетая крупный формат и эффект академической законченности с антикизированной застылостью моделей, он тем не менее оживлял чопорные образы дам и джентльменов через острый психологизм. Иначе писал Гейнсборо, который при всей представительности портретов членов высокого общества на водах Бата добавлял через связь модели с пейзажем особые нотки лиризма. Лиризм Гейнсборо сменил эротизм в работах прерафаэлитов — при всей стилизации его манеры под суховатое, плотное, богато орнаментированное письмо «до Рафаэля».

Нельзя также обойти вниманием достижения Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Констебл писал поразительно интенсивные подготовительные эскизы для крупноформатных полотен, которые он дорабатывал в мастерской, чтобы показать в академии. Его пейзажи поэтизируют течение размеренной жизни природы в Саффолке, Солсбери и прочих английских полях и предместьях. Тернер прославился экспериментами с резкими цветовыми акцентами в почти растворяющихся цветовых маревах восходов и закатов и выбором подчас максимально трагических тем — мародёры, снежные бури, кораблекрушения.

В каком-то смысле британское искусство в целом остаётся локальным. Оно важно для самой страны, но его вклад в мировой контекст оценить сложно. В классической книге Татьяны Ильиной, по которой учат базовый курс все искусствоведы, сказано, что английское искусство в XVIII–XIX веках выходит на мировую арену с отчётливо «локальными чертами». Большинство художников даже признавались сначала какими-нибудь французами, а уже потом самими англичанами.

В XVIII–XIX веках мы имеем дело с развитием локальных историй искусств. Без этих имён невозможно представить историю живописи и графики в Англии. К тому же без знания пейзажной и портретной живописи Англии XVIII и XIX веков трудно представить себе развитие названных жанров вообще. Эти художники являются яркими представителями сентиментализма, романтизма, предтечами импрессионизма и эстетизма.

Что читать

Питер Акройд

«Тёрнер»

Простой способ поближе познакомиться с историей живописи какой-либо страны — через творчество самых известных её художников. Это лёгкая в чтении биография, пожалуй, самого известного британского живописца и одного из лучших пейзажистов вообще.


«Мастера английской живописи»

История возникновения и развития английской школы живописи с примерами произведений самых известных её представителей. Как обычно бывает в альбомах такого плана, каждую картину сопровождает небольшой объяснительный текст.


William Vaughan
«British Painting: The Golden Age»

Историк Уильям Воган специализируется именно на британском искусстве. В этой книге он разбирается в классовой структуре и политической обстановке страны, которые повлияли на британское искусство и придали ему особые черты.

Что читать и смотреть в интернете

Аудиолекции «The Englishness of English Art»

Серия из семи получасовых лекций британского историка искусств Николаса Певснера, в которых он исследует английское искусство. После вводного урока об отображении национального характера в живописи Певснер подробно разбирает творчество Хогарта, Рейнолдса, Блейка и Констебла.

Документальный фильм «Прерафаэлиты — викторианские революционеры»

Типичная образовательная лента канала BBC, в которой зрителям беспристрастно, зато основательно рассказывают историю создания «Братства прерафаэлитов», описывают их художественное новаторство и объясняют, за что их ругали современники. Ещё более глубокий разбор их творчества можно найти в документалке композитора Эндрю Ллойда Уэббера «А passion for the Pre-Raphaelites» — правда, как можно догадаться из названия, мнение Уэббера будет уже менее непредвзятым.

«Джон Констебл и английский пейзаж»

 khanacademy.org

В запасе у некоммерческой образовательной организации Khan Academy, пожалуй, одни из самых подробных путеводителей по истории искусства вообще. Среди них есть, например, курс лекций, посвящённый пейзажам Джона Констебла и даже подробный гид по викторианскому искусству — в частности, по творчеству прерафаэлитов.

«Прерафаэлиты: авангардисты или маргиналы?»

 artguide.com

Три года назад в ГМИИ им. А.С. Пушкина привозили выставку «Прерафаэлиты. Викторианский авангард» с огромным собранием важных произведений английских прерафаэлитов. Историк искусства Екатерина Вязова коротко и по-русски объясняет, почему их работы называют авангардными.

Курсы галереи Тейт

 khanacademy.org

Самое крупное собрание британского искусства можно найти в галерее Тейт в Лондоне. Но для тех, у кого нет возможности добраться до британской столицы в ближайшее время, музей запустил несколько образовательных курсов: один общий по всей истории британского искусства и ещё один по творчеству Уильяма Тёрнера. Кроме того, на сайте есть небольшой раздел, посвящённый известной картине «Офелия» прерафаэлита Джона Милле.

Куда ходить

Образовательная программа «400 лет истории Великобритании в портретах»

адрес: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

стоимость: бесплатно, по регистрации

Параллельно с выставкой в Третьяковской галерее в Москве стартовала и образовательная программа, посвящённая ключевым историческим фигурам британской истории за 400 лет. Среди прочего будут говорить о роли женщины в искусстве XVIII века, сатире Лоренса Стерна и истории Королевской академии художеств.

Лекторий Пушкинского музея

arts-museum.ru

адрес: ул. Волхонка, д. 8–10

стоимость: 100–350 рублей за лекцию

В лектории Пушкинского музея из года в год проводят лекции по истории мирового искусства, абонементы на которые раскупаются ещё в первые дни продаж. Этот сезон уже, к сожалению, закончился, но за анонсами по-прежнему стоит следить на страничке образовательных программ в Facebook — нерегулярные лекции будут проходить и летом.

Обложка: Tate Britain