The Village продолжает пропагандировать самообразование в разных областях культуры и науки. В очередном выпуске рубрики «Новые знания» мы рассказываем о стендапе, который на протяжении последних десятилетий является основным юмористическим жанром в США, а совсем недавно стал набирать популярность и в России. Журналист и автор YouTube-канала о поп-культуре Blitz and Chips Гриша Пророков объясняет, как появился стендап и кого из комиков стоит смотреть в первую очередь.

Текст

Гриша Пророков

С самого начала надо знать: для того чтобы понимать стендап, не нужно никаких особых навыков или знаний. В случае с театром или кино ещё можно поспорить, что у каждого из них особый язык, который складывался на протяжении долгого времени, и чтобы в нём разобраться, нужна какая-то подготовка. Юмор же — язык универсальный. Да, конечно, тут тоже сложилась своя традиция, и есть комики, которые особенно глубоко с ней работают: например, один из лучших британских стендап-комиков Стюарт Ли регулярно шутит, в общем-то, о стендапе — и делает метакомментарий. Но в целом, чтобы начать разбираться в жанре, достаточно включить какой-нибудь спешл (о том, что это такое, ниже) и понять, смешно вам или нет. Если нет — попробуйте другого комика. Вот и всё.

Есть несколько версий о том, как появился стендап. Одни историки жанра считают, что он появился в Великобритании в XVIII–XIX веках. В мюзик-холлах — театрах, возникших на основе пабов — зрители могли свободно сидеть в зале, курить и пить алкоголь, а их развлекала труппа варьете с песнями, танцами и театральными сценками. Одним из номеров и был комик, рассказывающий шутки. По другой версии прародителем стендапа следует считать американский уличный театр.

В современном виде стендап появился в середине XX века. В 1950-е и 1960-е годы комики начали выступать в клубах, например в легендарном hungry i в Сан-Франциско — подвале, где собиралась американская богема: битники, поэты, фолк-музыканты. Считается, что именно в hungry i на фоне сцены была голая кирпичная стена, — и сейчас стендап-клуб принято представлять именно с кирпичной стеной. Первые стендап-комики смело раздвигали границы комедийного жанра: они шутили про политику, секс, расизм, и их нередко арестовывали.

Про современный стендап стоит понимать, что он очень разный: музыкальный, умный, ниже пояса, абсурдный — какой угодно. Это целый вид искусства. Поэтому, если вам не понравился какой-нибудь комик, не стоит ставить на стендапе крест: вы же не бросите смотреть кино после того, как вам, например, не понравился один плохой фильм ужасов. Кроме того, стендап — жанр живой, поэтому в идеале надо ходить на живые выступления. Однако, поскольку в России с этим трудно (у нас стендап всё ещё на первых ступенях эволюции), приходится смотреть записи.

Стендап максимально отличается от советской школы юмора, в которой было два распространённых формата. Один из них — человек выходил и зачитывал (иногда даже по бумажке) написанный кем-то для него сатирический текст. Другой — театральный формат миниатюры, который потом унаследовали КВН и Comedy Club. Стендап же — максимально свободный формат, в котором и автор, и исполнитель, и зачастую главный герой — одно лицо. И делать на сцене можно, на самом деле, что угодно: можно петь песни, можно рассказывать истории из своей жизни, можно шутить шутки, которые никак не связаны между собой, — всё это будет стендапом.

Основной формат, в котором стендап существует в записи, — это спешл (special). Спешл — это большой сольный концерт одного комика, который обычно идёт от 30 минут до двух часов. Многие персональные концерты делались по заказу телеканалов и назывались в духе Ivan Petrov Special for HBO — так и родилось это слово. К спешлу комик обычно долго готовится и обкатывает материал вживую — например, отправляется в тур и даёт 50 концертов с более-менее одинаковым материалом, а потом записывает 51-й.

Спешлы выпускаются на DVD, аудиоальбомами (кстати, не бойтесь слушать стендап в аудио: это тоже отличный формат), а сейчас зачастую просто выкладываются на Netflix. Собственно, Netflix — лучший легальный способ просмотра стендапа в России: в нём немалая библиотека спешлов, и все их можно смотреть с английскими субтитрами. Если же у вас плохо с английским, во «ВКонтакте» существует сразу несколько сообществ энтузиастов, которые занимаются любительским переводом, — собственно, к стендапу многие российские зрители пришли именно через них.

Что же до оригинального стендапа в России, то он пока в зачаточном состоянии. Хотя сходить и посмотреть есть на что: есть шоу Stand Up на ТНТ, участники которого ходят выступать примерно как на работу в офисе, есть клуб Stand-Up Club на Арбате с красным занавесом и бархатными стульями, где дают буржуазную, сытую версию стендапа (что, впрочем, не значит, что это никому не должно нравиться, — в юморе нет правил), есть «Stand Up ЦИМермана» при Центре имени Мейерхольда.

Кроме того, есть независимые комики и даже проводятся открытые микрофоны, на который может прийти кто угодно. Впрочем, на открытые микрофоны комики приходят обкатывать новые шутки — и по большей части выходит ужасно, но это настоящая изнанка жанра и формат, который нужен для живой культуры. Наконец, стоит понимать, что одной Москвой стендап не ограничивается: клубы и сообщества есть по всей стране, а столицей стендапа в России, например, принято называть Воронеж, в котором существует огромная живая сцена и даже проводятся большие фестивали.

 Каких классиков стендапа
посмотреть на YouTube

Луи Си Кей

Louis C.K.

Луи Си Кея нет в русском Netflix, так что приходится вставить его в этот список, хотя его и так уже смело можно называть классиком. Наверняка про него вы уже знаете, но в двух словах: Луи Си Кей — главный американский комик современности, звезда и автор сериала «Луи», сильно повлиявший на всю современную комедию. Успех пришёл к нему довольно поздно, в середине 2000-х, когда Си Кею уже было за 40. Юмор Си Кея — одновременно циничный и пропитанный любовью к людям, при этом балансирующий на грани. Он, с одной стороны, просто рассказывает о своей жизни, с другой — проверяет границы морали и устоев общества. Ему ничего не стоит поднять вопрос о том, не заслуживают ли люди с аллергией на орехи смерти, но он сделает это так, что зрители не будут в шоке.

Ричард Прайор

Richard Pryor

Один из главных афроамериканских комиков, звезда 1970-х, которого Джерри Сайнфилд называл «Пикассо от стендапа». Мастер автобиографического юмора: всё, что Прайор делал, — это, по сути, блестяще рассказывал байки из собственной жизни, которых у него было полно благодаря безумному образу жизни.

Джордж Карлин

George Carlin

Столп американской комедии, который начал карьеру ещё в 1970-х, но больше всего его выступлений сохранилось из 2000-х. Карлин — язвительный и острый сатирик, мастер чёрного юмора. Большинство его шуток — социальная критика; он много шутил про политику, общество и человеческую глупость.

Рики Джервэйс

Ricky Gervais

Джервэйс стал звездой стендапа необычным образом: сначала он придумал и сделал сериал «Офис», а потом уже вышел на сцену в качестве популярного комика — обычно же всё происходит ровно наоборот. Если вам кажется, что политкорректность уничтожает юмор, Джервэйс — комик для вас. Он шутит над всеми: полными людьми, гомосексуалами и вообще кем угодно.

Эдди Иззард

Eddie Izzard

Комик-трансвестит, мастер абсурдистского и странного юмора и человек небывалой эрудиции. Выступления Иззарда лучше смотреть целиком: он идеально выстраивает драматургию своих концертов, постоянно возвращаясь к предыдущим шуткам, создавая сквозных персонажей и так далее. Шутит он при этом, например, про балет, Древний Египет и космическую программу.

Какие спешлы посмотреть на Netflix

Russell Peters: Notorious

смотреть

Рассел Питерс — канадский индиец, сын иммигрантов. Он по большей части шутит про расы и этническую принадлежность: обыгрывает стереотипы, изображает акценты и рассказывает, как он путешествует по миру. При этом в юморе Питерса нет ни капли расизма: он шутит исключительно добро (и при этом довольно просто), а залы на его выступлениях обычно предельно мультикультурные: там сидят и американские азиаты, и американские арабы, и афроамериканцы, и белые — в общем, кто угодно.

Jimmy Carr: Funny Business

смотреть

Карр — мастер уанлайнеров: он именно что рассказывает шутки, а не связные истории. При этом Карр — англичанин, так что он делает это с классической сухой британской подачей, с минимумом эмоций и театральными паузами.

Hannibal Buress: Live from Chicago

смотреть

Флегматичный и апатичный афроамериканский комик со странным и немного абсурдным юмором — стиль Бёресса (известного среди прочего по роли в ситкоме Broad City) придётся по вкусу не каждому, но если он вам понравится, то понравится по-настоящему. Бёресс, как и большинство американских комиков, рассказывает истории из своей жизни и делается наблюдениями, но и наблюдения, и жизнь у него, мягко говоря, странные.

Aziz Ansari: Buried Alive

смотреть

Азиз Ансари — звезда сериала «Парки и зоны отдыха», а также автор и исполнитель главной роли в сериале «Мастер не на все руки», где он, по сути, играет самого себя. Образ Ансари в стендапе похож на его актёрские работы: он отыгрывает немного наивного, но восторженного великовозрастного ребёнка, который будто только открывает для себя мир. Однако следить за этим очень смешно и интересно.

Iliza Shlesinger: Freezing Hot

смотреть

Элайза Шлезингер — мастер комедии наблюдений. Наблюдает она, правда, в основном за отношениями, привычками и поведением женщин, но делает это невероятно смешно. Как любой хороший комик, Шлезингер не боится смеяться над собой. Она прекрасно шутит над всеми стереотипами, которые навязывает женщине современное общество, — от обязательного макияжа до планирования свадьбы.

  Куда сходить на стендап в Москве

Stand-Up Club

standupclub.ru

Новый Арбат, 21

Кажется, единственный клуб в России, посвящённый исключительно стендапу: здесь есть своя команда комиков, сборные концерты которых проходят почти каждую неделю, а также бывают экспериментальные форматы вроде открытых микрофонов.


Клуб «Алиби»

alibiclub.net

Ащеулов переулок, 9

Самый настоящий подвал в центре Москвы, где каждую неделю проходит главный открытый микрофон в городе, который устраивает комик Кирилл Сиэтлов и его команда. Иногда тут бывают и сборные выступления стендапщиков. Проще всего подписаться на паблик творческого объединения «ПБ», которое эти мероприятия устраивает: когда происходит что-то помимо открытых микрофонов, они об этом пишут.


Центр имени Мейерхольда

meyerhold.ru

Новослободская, 23

Довольно необычная история: комики из театральной среды собрались вокруг Центра имени Мейерхольда, чтобы попробовать себя в стендапе, и буквально научили себя стендапу сами. Всё это называется «Stand Up ЦИМермана», и чаще всего комики выступают в кафе центра.

Какие паблики читать во «ВКонтакте»

Stand-Up Comedy

vk.com/realstandup

Главный паблик во «ВКонтакте», посвящённый стендапу, и, по сути, главное медиа про стендап в России. Здесь пишут и про российский стендап, и про переводной, и про всё более-менее важное, что происходит в жанре.

«ПБ»

vk.com/piblokto

«ПБ» — это творческое объединение Кирилла Сиэтлова, одного из самых активных комиков в Москве, который ведёт открытые микрофоны в клубе «Алиби», постоянно устраивает концерты и всячески продвигает стендап. Кроме прочего, у Сиэтлова есть собственное вечернее шоу на YouTube, которое он делает в лучших традициях западных комиков.

«Посткомедия»

vk.com/postcomedy

Новостной паблик, авторы которого ещё иногда занимаются переводами.

«Центральный паблик о stand-up comedy по-русски»

vk.com/centralmic

Чисто утилитарный паблик: сводная афиша всех стендап-мероприятий, которые проводятся в России. Если вам не терпится сходить на стендап вживую, вам сюда: скорее всего, в ближайшие дни в вашем городе что-нибудь да происходит.

GoStandup.ru

vk.com/gostandup

Паблик сайта GoStandup, авторы которого пытаются сделать собственное медиа про стендап.

Примечание: в тексте упоминается шоу Stand Up, выходящее на телеканале ТНТ. Гриша Пророков является редактором телеканала ТНТ, однако не имеет отношения к этому шоу.

Обложка: The FX