Текст: Андрей Писков

Уже несколько лет русское телевидение переживает небывалый подъем. В эфире все больше качественных сериалов и телефильмов, а кинорежиссеры и сценаристы, повторяя западную модель развития, все чаще уходят в телевизор ради творческого самовыражения. Апрель 2017 года в этом плане выдался особенно удачным. Целый месяц на главных российских каналах один за другим выходили проекты, из-за которых не стыдно было пропустить очередную новинку от HBO или, отложив дела, провести вечер в компании пульта и пледа. Для тех, кто пропустил новый бум отечественного телепроизводства, рассказываем, какие из апрельских релизов могут составить здоровую конкуренцию «Оставленным» и «Американским богам».

«Налет», 8 серий

Даром что с выхода «Бандитского Петербурга» прошло уже 17 лет. Выпущенный Первым каналом «Налет» — зрелище жесткое и бескомпромиссное. Сюжет полностью заимствован из одноименного французского телесериала Оливье Маршаля, которого российский зритель любит за «Набережную Орфевр, 36» с еще не до конца обрюзгшим Жераром Депардье. Действие сведено к грубой схеме: ветеран-оперативник (мощнейший выход Андрея Смолякова) убивает себя в СИЗО; его коллеги во главе с Капланом (Владимир Машков) запускают собственное несанкционированное расследование, которое быстро обнаруживает банальную месть. Дальше — по наклонной, где финальной точкой может быть лишь пуля в лоб.

Постановщик первого сезона Карен Оганесян уже занимался адаптацией хитового зарубежного контента под российские реалии: на выходе получился прошлогодний «Клим» с Константином Лавроненко, который был далек как от инспектора Джона Лютера Идриса Эльбы, так и от актуальной повестки дня. В этот раз попытка оказалась несравнимо удачнее. Перенеся локальную парижскую историю о коррумпированных полицейских в современную Россию, создатели наконец наплевали на мнимую достоверность и парадоксальным образом оказались не так уж далеки от нашей действительности.

Да, непривычная для телеэфира жестокость может оттолкнуть уставшего от чернухи зрителя, а методы, которыми пользуется Каплан и его подопечные, своей беспредельностью кого-то даже насмешат. Тут сразу стоит прояснить: и Оганесян, и Машков, в который раз примеряющий на себя маску несвятого святого в кожанке, лишь играют в нуар. И все же их оскал на порядок страшнее беззубого «Глухаря» или низкопробного треша каких-нибудь «Ментовских войн». «Налет» сделан со стилем и мастерством, присущим хорошему европейскому триллеру, единственный минус которого — не вписывающиеся в промозглый калининградский пейзаж лица молодых актеров. И Александру Палю, и даже вечному копу Денису Шведову далеко до природной брутальности Машкова. И все же в их команду хочется верить. Если у современных зрителей и есть шанс снова полюбить российские правоохранительные органы, то это лучшая для них возможность.


Режиссер: Карен Оганесян

«Что и требовалось доказать», 8 серий

Преступно обделенный вниманием большинства российских СМИ, «Что и требовалось доказать» — второй российский сериал о ментах за месяц, который не стыдно смотреть по телевизору. Если «Налет» брал напором и граничащей с китчем жестокостью, то проект студии «Профит», также показанный на Первом канале в прайм-тайм, заходит на территорию полицейского процедурала через призму хипстеров и гиков. По ходу действия оперативник Ширяев (снова Денис Шведов) вынужден объединиться с экстравагантным математиком Штоппелем, который находит оригинальный способ применить науку в деле следствия. Последнего играет уморительный Тимофей Трибунцев, выступающий тут эквивалентом Шерлока и доктора Хауса одновременно. Весь сезон он блуждает от преступления к преступлению в неизменных модных очках, шлепанцах и самокатом наперевес, изрекая математические истины. Что, впрочем, не мешает ему мечтать о личном счастье и пользоваться успехом у женщин.

Важную часть «Что и требовалось доказать» составляет так называемая кухня современных охранных органов, над которой создатели не стесняются иронизировать при каждом удобном случае. Собственно, самого действия в сериале не так уж и много. Зато полно шуток по поводу нерешительного тихони-капитана (схожий образ, кстати, есть и в «Налете»), одинокой жизни женщины-оперативника и повернутого на культурной самодеятельности шефа полиции. Общая благостность сериала нисколько не мешает проникнуться нехитро сконструированными криминальными эпизодами, а как никогда органичному Шведову удается создать прекрасный тандем с вечным юношей Трибунцевым. Пожалуй, перед нами первое адекватное бадди-муви в истории российского телевидения.


режиссер: Иван Китаев

«Анна Каренина», 8 серий

Очередная экранизация золотого литературного фонда, которую торопливый зритель с ходу отнесет в разряд классических (а значит, скучных) и отвернется от экрана. А зря. Попытка Карена Шахназарова впустить воздух в законсервированную за сто с лишним лет историю оказалась смелым и верным шагом. Новое прочтение Толстого возникает из простого драматургического хода — смены точки зрения. По сюжету уже седой Вронский в 1904 году ранен на фронте в Маньчжурии. В госпитале его оперирует главврач, оборачивающийся сыном Анны Сергеем. Прикованный к койке граф по его просьбе нехотя рассказывает свою версию того, как их роман с Карениной привел к злополучному прыжку под поезд.

Грамотно разбавив увесистый любовный эпик рассказами Викентия Вересаева о Русско-японской войне, Шахназаров позволяет себе стряхнуть романтический флер, годами довлевший над важнейшей в мире историей адюльтера, и обратиться к центру притяжения романа — самой истории любви. В частности, он отказывается от ненужных в новом контексте персонажей (Левин, например, тут попросту отсутствует) и вводит в повествование необходимую для отстраненного взгляда китайскую линию. Как итог на протяжении восьми часов перед зрителем неторопливо разворачивается красивейшая ретроспективная элегия, где влюбленная игра взглядов оказывается в разы важнее многостраничных толстовских нравоучений. Остается лишь предполагать, насколько на свободной трактовке классики сказалось отсутствие государственного финансирования: сериал полностью снят на частные вложения и деньги «Мосфильма». Для тех, кто пропустил эфир, в конце мая планируется выпуск полнометражной версии.


режиссер: Карен Шахназаров

«Оптимисты», 13 серий

Четыре года спустя после успеха сериала о советских 60-х (название «Оттепель» в контексте «Оптимистов» упоминать лучше не стоит, есть риск обидеть и тех и других) продюсерская компания Валерия Тодоровского снова произвела на свет ретропродукт на 16-ю по счету букву в алфавите. На этот раз за сценарий отвечала группа прогрессивных журналистов, писавших «Лондонград» — в их числе бывший главред GQ Михаил Идов и Елена Ванина из «Афиши». Фокус сместился на вымышленный отдел в советском МИДе, состоящий из молодых талантливых дипломатов. Именно им в этой идеальной альтернативной истории приходится спасать страну от холодной войны и разрываться между службой родине и любовью к рыжеволосой активистке комсомола.

В том, что Идов и команда пересмотрели главные американские сериалы последних десяти лет от «Безумцев» до «Подпольный империи» и «Американцев», сомнений нет. С первой серии зрителя примиряют с фактом, что форма тут может быть важнее содержания, а выдыхать от напряжения придется на каждый второй или даже третий раз. Воссоздание эпохи — безусловно, вещь для исторического сериала необходимая, и с этим сценаристы и режиссер Попогребский справляются по максимуму. Проблемы сериала однако вытекают напрямую из его достоинств.

Уже на титрах возникает неловкое ощущение, словно «Оптимисты» в благородном стремлении конкурировать с Мэттью Вайнером опоздали лет на семь. Душная, разреженная атмосфера, что клубится в пространстве сериала, и стальная Северия Янушаускайте в компании одетых с иголочки восходящих российских звезд (тут вам и Корешков, и Быстров, и Мухаметов) не дают того эффекта, который одним своим видом вызывал Дон Дрейпер, когда твердой походкой входил в агентство «Стерлинг Купер». В конце концов, Вдовиченков не Джон Хэмм. Впрочем, не факт, что и «Безумцы», выйдя они сегодня, а не в 2007-м, снискали бы такой же успех.


режиссер: Алексей Попогребский

Еще четыре русских сериала, которые не стоит пропускать в этом году:

«Красные браслеты», май — июнь

Ремейк нашумевшего испанского сериала о тяжелобольных подростках, которые объединяются в банду, чтобы противостоять своим диагнозам. Наталья Мещанинова, автор запрещенного к прокату «Комбината „Надежда“», судя по всему, удачно пробует себя в жанре драмеди. Сериал был удостоен режиссерского приза и был назван лучшим в своей категории на кинофестивале дебютов «Движение».

«Гоголь», август — сентябрь

Одиозная попытка обновленного канала «ТВ-3» экранизировать «Вечера на хуторе близ Диканьки». Воплотить больную гоголевскую фантасмагорию на экране взялся Егор Баранов («Саранча» и «Соловей-разбойник»), в главных ролях — Александр Петров и Олег Меньшиков прямиком со съемочной площадки «Притяжения». Учитывая, что сериал стал победителем не последнего в Голливуде смотра Accolade Global Film Competition, есть шанс получить на выходе отечественный эквивалент «Очень странных дел».

«Мост», дата выхода будет объявлена

Ремейк одноименного скандинавского хита от «ВайТ Медиа» (отвечали за «Пепел» и «Родину» Лунгина) и НТВ. В ролях следователей — Михаил Пореченков и Ингеборга Дапкунайте. Действие происходит на мосту Эстония — Россия. Посмотреть на это стоит хотя бы ради элементарного любопытства.

«Город», дата выхода будет объявлена

Сценарист «Оттепели» Дмитрий Константинов пробует себя в жанре вдумчивого исторического экшна. На дворе 1961 год. По сюжету в тихом советском поселке сгорел учитель. Приезжий оперативник при попытке раскрыть дело сталкивается с блатной подпольной группировкой, установившей в городке свою власть. Проект Первого канала уже окрестили нашим ответом «Настоящему детективу». В роли МакКонахи, конечно, Петр Федоров.


обложка: Киноконцерн «Мосфильм»