Текст: Григорий Пророков

31 августа в прокат выходит сериал «Сверхлюди» о королевской семье одноименной расы, живущей внутри мультивселенной Marvel. Первые две серии покажут в кинотеатрах IMAX, а затем сериал переведут в более привычный, телевизионный формат. Так Marvel начинает новый этап масштабной экспансии на телевидение: до конца 2017 года на экраны выйдут четыре сериала, созданных по культовым комиксам: «Сверхлюди», «Одаренные», «Каратель» и «Беглецы». По просьбе The Village журналист Григорий Пророков рассказывает, как комикс-издательство пытается занять нишу популярных сериалов.

Банкротство и спецэффекты

В конце 90-х дела у компании Marvel шли неважно. Издательство объявило о банкротстве — комиксы продавались хуже, чем когда-либо. Чтобы выйти из долгов, компания решила продать права на экранизации своих супергеройских комиксов нескольким киностудиям. На тот момент супергеройские фильмы казались скорее дешевым развлечением с плохим CGI, на котором даже нельзя было особенно заработать — единственной успешной экранизацией Marvel на тот момент был «Блейд». Поэтому права на «Людей Икс» и «Фантастическую четверку» достались 20th Century Fox, а на «Человека-паука» — Sony. После этих сделок и еще нескольких операций (в том числе после объединения двух компаний, которые работали с правами Marvel, в одну — Marvel Entertainment) компании удалось выбраться из финансовой ямы.

Но затем наступили 2000-е, качество компьютерной графики и спецэффектов в кино сильно улучшилось — появились возможности снимать популярные и качественные супергеройские фильмы. «Люди Икс», «Человек-паук», даже не слишком удачные «Сорвиголова» и «Фантастическая четверка» стали приносить своим студиям деньги. Представители Marvel поняли, что им самим пора браться за дело: они активизировали Marvel Studios, доверили дела продюсеру Кевину Файги и начали делать собственные фильмы (в процессе всю компанию еще купил Disney, но это только помогло положению): «Железного человека», «Тора», «Капитана Америку» и так далее. Один из главных секретов успеха популярного издательства комиксов — то, что оно объединило все свои фильмы в единую вселенную, внутри которой действуют все герои; зрители как будто смотрят один длинный сериал. Почти 10 лет спустя нет никаких сомнений, что Marvel победила: фильмы приносят огромные деньги компании и каждый год оказываются на верхних строчках бокс-офиса, конкуренты пытаются копировать ее модели (например, идею объединенной киновселенной), а фанаты ждут каждого нового фильма с нетерпением.

В то время как господство Marvel в кино неоспоримо, есть еще один рынок, который компания мечтает захватить, но пока не может: телевидение.

Marvel Television и «Агенты „Щ.И.Т.“»

В 2010 году было основано подразделение Marvel Television, главой которого назначили Джефа Лоэба — сценариста и ветерана комиксов, который работал с издательством еще с 90-х. С самого начала телевизионная экспансия Marvel пошла не слишком гладко: сначала компания анонсировала сериал про Халка под руководством Гильермо Дель Торо — но тот так никогда и не вышел; потом сериал про Джессику Джонс для ABC — он вышел сильно позже и на Netflix; потом «Плащ и Кинжал» и «Пересмешницу» — первый начали снимать шесть лет спустя, а второй отменили. Первые три года своего существования Marvel Television только объявляла новые проекты и ничего не выпускала, пока в 2013-м на канале ABC не вышел сериал «Агенты „Щ.И.Т.“».

«Агенты „Щ.И.Т.“» — сериал про правительственную организацию, которая в киновселенной Marvel занимается делами, связанными со всем, что выходит за рамки компетенции обычных органов правопорядка: супергероями, инопланетянами и так далее. Сериал доверили Джоссу Уидону, автору «Баффи» и «Светлячка», который тогда успел сделать для Marvel «Мстителей». Он согласился делать «Агентов» при условии, что ради сериала ему позволят воскресить героя, убитого в «Мстителях» — агента Фила Колсона. Сам Уидон, правда, занимался «Агентами „Щ.И.Т.“» недолго: с самого начала шоураннером был не он, а его брат Джед и Морисса Танчароэн. Дела у «Агентов» никогда не шли особенно хорошо: рейтинги сериала падают с каждым сезоном (к четвертому они опустились почти в два раза, с 8 до 4 миллионов зрителей), но тем не менее сериал продолжают продлевать — пятый сезон выйдет в конце этого года.

«Агентам „Щ.И.Т.“» всегда было трудно соревноваться с фильмами Marvel: номинально сериал — часть большой киновселенной, здесь упоминают Тора, Капитана Америку и Железного человека, а сюжет сезонов пересекается с содержанием фильмов. Но телесериалы не подразумевают голливудские бюджеты, поэтому создатели «Агентов» не могут создавать впечатляющие спецэффекты или изображать супергероев так же правдоподобно, как это делают на большом экране. Приходится изворачиваться: выбирать персонажей с простыми для изображения силами (например, телепортацией) или обосновывать, почему герои большую часть времени пользуются оружием и рукопашным боем, а не своими способностями. Впрочем, «Агенты „Щ.И.Т.“» выглядят невыгодно не только на фоне фильмов Marvel, но и других современных сериалов: в эпоху крупнобюджетных фантастических сериалов вроде «Мира Дикого Запада» сериал про спецагентов в мире супергероев смотрится как «Зена — королева воинов» — милое, но скорее нелепое зрелище. Тем не менее «Агенты» пользуются определенной популярностью: у шоу даже есть спин-офф «Агент Картер», рассказывающий про организацию-прототип «Щ.И.Т.» в 40-е годы и агента Пегги Картер, которая появлялась в фильмах про Капитана Америку.

Netflix и супергерои с улиц

Большего успеха компания Marvel добилась, объединившись с Netflix. По рассказу Джефа Лоэба, Marvel буквально пришла к Netflix со словами: «У нас есть проект — четыре отдельных сериала про разных героев, каждый из которых будет идти по 13 серий, а потом мы объединим их в команду „Защитники“ и сделаем еще один сериал. Только никаких пилотов, давайте начинать делать» — и поставщик сериалов согласился. Для Netflix компания придумала масштабный проект, что-то вроде сериальной альтернативы киновселенной. Первым вышел «Сорвиголова», шоу про слепого адвоката Мэтта Мердока, который владеет единоборствами и в свободное от работы время сражается с преступностью. Затем — «Джессика Джонс», сериал про девушку с суперспособностями и темным прошлым, которая работает частным детективом. Потом — «Люк Кейдж» про чернокожего героя в Гарлеме и «Железный Кулак» про наследника бизнес-империи, который пропадает в Гималаях, учится боевым искусствам, а потом возвращается в Нью-Йорк, чтобы вернуть себе наследие своего отца, — и, разумеется, сталкивается с преступниками и даже ниндзя.

Сериалы Netflix получились чуть сложнее и глубже первых телевизионных опытов Marvel: «Джессика Джонс» — это, например, история не столько про супергероев и борьбу с преступностью, а про насилие, абьюз и посттравматический синдром, а «Люк Кейдж» — про расизм и принятие себя. Для Netflix комикс-издательство выбрало очень правильную политику: оно решило сделать сериалы про уличных героев, то есть таких, которые работают на улицах города и сражаются с более приземленными врагами, криминальными авторитетами и наркобаронами, а не с инопланетянами или чародеями. Таких героев проще изображать на телевидении, а в истории проще уделять внимание в первую очередь самим персонажам, а не более абстрактным мировым угрозам и масштабным баталиям. Кроме того, в компании Marvel придумали интересное стилистическое решение: каждому герою и сериалу они присвоили свой цвет (красный, фиолетовый, желтый и синий) — и эти цвета не только используются в промоматериалах, но и часто встречаются в кадре.

Одно из номинальных выигрышных достоинств телевидения Marvel — это то, что его сериалы существуют в той же киновселенной, что и его фильмы. Формально Сорвиголова, Джессика Джонс, Люк Кейдж и Железный Кулак действуют в том же Нью-Йорке, что и мстители, а герои «Агентов „Щ.И.Т.“», например, сталкивались с героями «Тора». Для фанатов это может быть весомым аргументом: если ты очень сильно любишь фильмы Marvel и хочешь больше знать про вселенную, то ты должен хотеть смотреть и сериалы. Пересечения, правда, всегда мелкие: чаще всего герои сериалов просто вспоминают события из фильмов. При этом Marvel Studios и Marvel Television все еще два разных подразделения одной компании — и они не очень хорошо работают вместе. Первое очень сильно контролирует работу второго: например, сценаристам «Агентов „Щ.И.Т.“» приходилось переписывать серии и подстраивать свой сериал под еще не вышедшие фильмы, сценарии которых им показывали слишком поздно. При этом официальных заявлений о том, что сериалы и фильмы действительно происходят в одной вселенной очень мало: и ни в одном фильме Marvel до сих пор не было отсылок к сериалам Marvel. В то время как для Сорвиголовы и других героев Netflix существуют мстители, в мире мстителей их самих как будто нет.

Впрочем, работа Marvel Television перестала ограничиваться одной киновселенной Marvel Studios: ведь права на некоторых персонажей компании все еще принадлежат другим студиям — и с ними тоже можно сотрудничать. В начале этого года канал FX выпустил сериал по комиксам про людей Икс «Легион», и он делался в сотрудничестве с Marvel Television. В какой-то степени это совсем серьезный сериал, максимально далекий по настроению от ярких супергеройских шоу: в нем рассказывается о мутанте Дэвиде Хэллере, который страдает от шизофрении и диссоциативного расстройства личности и то ли не может отличить реальность от вымысла, то ли управляет реальностью вокруг себя. «Легион» сделал шоураннер «Фарго» Ной Хоули — получилась глубокая история про психические расстройства.

Будущее комиксов Marvel на телевидении

Так или иначе телевизионная экспансия Marvel только начинается. Все, что происходило до этого, можно считать подготовительным этапом, а теперь Лоэб и Marvel Television всерьез берутся за дело: в конце этого года и в начале следующего должно выйти целых семь новых сериалов. Главные — это «Защитники» и «Сверхлюди». «Защитники» — это кульминация эпопеи Netflix, сериал, в котором соберутся все четыре героя: Сорвиголова, Джессика Джонс, Люк Кейдж и Железный Кулак, что-то вроде телевизионных «Мстителей». В комиксах команда защитников появилась в конце 70-х и была чем-то вроде альтернативных мстителей: главными в команде были Доктор Стрэндж и Халк, к ним присоединялись другие герои, и они сражались с глобальными напастями. При этом четверо героев Netflix в комиксах в этой команде никогда не собирались, но для сериалов Marvel решила использовать старое имя. «Защитники» покажут, насколько успешным был весь проект Marvel и Netflix: примечательно, что в будущее сотрудничество компании как будто не верят — компания Disney (владелец Marvel) завершает сотрудничество с Netflix и в 2019 году заберет оттуда все свои фильмы. Сериалы останутся, но нельзя исключать, что развивать их после этого уже не будут.

«Сверхлюди» — второй важный сериал Marvel в этом году. 31 августа премьерную серию покажут в кинотеатрах IMAX (в том числе и в России), а потом шоу запустят на канале ABC. У сериала трудная судьба, и она тоже иллюстрирует отношения кино- и телеподразделений Marvel. Раса сверхлюдей (иногда их еще переводят как «нелюди») появилась в комиксах Marvel еще в середине 60-х: изначально они были людьми, которых генетически модифицировали инопланетяне крии. При этом сверхлюди всегда были чем-то вроде менее популярной версии мутантов (самые известные из которых — люди Икс), тоже раса гуманоидов, которые могут обладать самыми разными сверхспособностями. Но в 2000-х, когда права на фильмы про мутантов остались у 20th Century Fox, Marvel начала больше концентрироваться в комиксах на сверхлюдях, а мутантам уделяли все меньше места. В 2014 году Кевин Файги объявил, что про сверхлюдей выйдет отдельный фильм — но сначала его перенесли, а потом и вовсе отменили.

Во всем виноваты «Агенты „Щ.И.Т.“»: в сюжете сериала большое место занимает линия про сверхлюдей — и сверхлюдьми являются несколько главных персонажей — и, видимо, знаменитое издательство решило, что вводить целую новую расу в кино, когда она уже появилась в сериале, нет смысла. Поэтому фильм «Сверхлюди» превратился в сериал. В нем будет рассказываться о королевской семье сверхлюдей, которым приходится бежать из родного города Аттилана. Можно считать, что этим сериалом Marvel все-таки пытаются проложить мостик между Marvel Studios к Marvel Television: во-первых, проект перешел от первых ко вторым, во-вторых, показ премьерной серии в IMAX приблизит сериал к статусу кино.

До такого же господства на телевидении, какое есть у Marvel в фильмах, компании еще далеко, но она явно взялась за сериалы всерьез. В ближайшее время должны выйти еще «Беглецы», «Каратель», «Плащ и Кинжал» и еще один совместный сериал с Fox, «Одаренные». Киновселенная Marvel — которая теперь и телевселенная — становится все больше, и, похоже, скоро в ней будет так же легко запутаться, как в комиксах.


Фотографии: Netflix