«Московская фотобиеннале» в самом разгаре. В этом году «месяц фотографии» превратился в четыре, а география выставок простирается от традиционных «Мультимедиа Арт Музея» и «Манежа» до Сахаровского центра и библиотеки-читальни имени Тургенева. Большинство запланированных проектов уже можно увидеть — на этой неделе, к примеру, в рамках «Фотобиеннале» открылось семь выставок в «Манеже». The Village выбрал те, что точно не стоит пропускать, а также узнал у московских фотографов, что рекомендуют смотреть они.

 

«Мультимедиа Арт Музей»

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 1.

«Эрвин Блюменфельд 
(1897−1969). Фотографии, 
рисунки, фотомонтаж» 

когда:
19 февраля — 11 мая

Эрвин Блюменфельд родился в зажиточной немецкой семье и как художник формировался в благоприятный для искусства межвоенный период — сначала он рисовал и делал коллажи вместе с дадаистами, затем сконцентрировался на фотосъёмке. Несмотря на обращения к социальной тематике (одни из самых известных работ Блюменфельда — гротескные антифашистские коллажи), в сороковые он прославился как модный фотограф и снимал обложки Vogue и Harper’s Bazaar. На обширной выставке в Москве представлены все грани творчества Блюменфельда: и ранние авангардистские коллажи, и сатирические портреты Гитлера, и многочисленные «ню», и лучшие обложки Vogue. Особо стоит обратить внимание на линейку портретов знаменитостей, позировавших Блюменфельду, — cреди них Марлен Дитрих, Анри Матисс и Одри Хепбёрн.

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 2.

«Диана Арбус.
Портфолио»

КОГДА:
27 марта — 20 апреля

В середине XX века фотография практически не развивалась как вид искусства: фотографы выполняли заказы для журналов, а то, что было по душе им самим, снимали в свободное время. Американка Диана Арбус одной из первых начала менять ситуацию и предлагать заказчикам в лице Esquire, New York Times и Harper’s Bazaar своё видение мира. Оно у неё было весьма эксцентричным: Арбус снимала людей, находящихся на периферии жизни, — уличных циркачей, трансвеститов, людей с физическими отклонениями и проблемные семьи. Снимки в итоге получались предельно реалистичными и жутковатыми: в них находила отражение клиническая депрессия, от которой фотограф страдала всю жизнь. В МАММ привезли специальную серию из десяти фото, сделанных за год до самоубийства Дианы Арбус, — говорят, что его она тоже засняла на плёнку, но снимки до сих пор не нашли.

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 3.

Крис Стил-Перкинс «Англия, моя Англия» / Дэвид Херн «Земля
моего отца»

КОГДА:
13 марта — 20 апреля

Выставки двух мало похожих друг на друга фотографов (оба, впрочем, репортёры культового фотоагентства «Магнум) в пространстве музея соединили в одном зале: по одну сторону снимки индустриального Уэльса, родины отца Дэвида Херна, по другую — ироничная серия наблюдений Стила-Перкинса, которую тот снимает почти всю жизнь в разных английских графствах. Оба проекта известны, уже издавались альбомами и, по сути, представляют собой одно и то же исследование Великобритании XX века и её жителей в разных ракурсах.

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 4.

«Ширин Нешат.
Не спрашивай, куда
ушла любовь»

КОГДА:
13 марта — 20 апреля

Ширин Нешат, иранка по происхождению, почти всю жизнь живёт и работает в США: в родной стране её творчество запрещено к показу. О художнице заговорили после серии фотографий «Женщины Аллаха», для которой она снимала портреты мусульманок. В дальнейшем она продолжила обращаться к эстетике ислама и проблеме прав мусульманских женщин. Однако в Москве Нешат показывают с вполне светской стороны: инсталляция «Не спрашивай, куда ушла любовь» была создана для проекта по преображению метрополитена в Неаполе. Нешат сфотографировала девятерых человек в момент эмоционального пика и назвала инсталляцию фразой из песни египетской певицы Оум Калтум. Этот единственный пример паблик-арта, созданный Нешат, был встречен с восторгом, а The Daily Telegraph назвали станцию метро, которую украсил проект, самой впечатляющей в мире.

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 5.

«Сара Мун. Без пяти пять»

КОГДА:
27 марта — 26 апреля

Выставка одного экспоната. Семидесятитрёхлетняя фэшн-фотограф и первая женщина, снявшая календарь Pirelli, Сара Мун два года назад представляла в Москве серию «Чёрная шапочка» — традиционные для неё размытые снимки в декадентской эстетике обыгрывали сказку Шарля Перро. Теперь на Мун предлагают посмотреть иначе: на последнем этаже МАММ показывают её фильм «Без пяти пять» — медитативную историю о встрече девушки и пожилого мужчины. В творчестве Мун фотографию и кино не стоит воспринимать отдельно друга от друга: по её словам, фотографа из неё сделали именно фильмы, в частности, немецкий немой кинематограф.

 

  

На этой биеннале довольно много классиков и много выставок на тему Англии, мимо которых в любом случае не получится пройти. 
Мне кажется интересным посмотреть, например, Виктора Ершова в «Галерее искусств Церетели» и Дэвида Херна в МАММ — оба автора снимали свои родные страны в 1970−1990-е. Этих авторов очень интересно смотреть в паре, потому что они используют один визуальный язык — это, если можно так выразиться, фотографический реализм XX века. Очень красиво и глубоко, но в то же время даже тем зрителям, которые привыкли плеваться от современной фотографии, этот язык точно будет доступен. А после можно посмотреть Криса Стила-Перкинса — это та же Англия, только в фотографиях Перкинса больше сюрреализма.

  

Выставка Криса Стила-Перкинса «Англия, моя Англия» захватывает и не отпускает до конца просмотра. Для меня такие длительные проекты (Крис снимал серию почти сорок лет) наиболее интересны. Это остроумное изучение нелепостей, трагедий и радостей английской жизни в чёрно-белых фотографиях 60-х, 70-х, 80-х годов. Видно, что Крис прекрасно знает англичан, — особенно на цветной фотографии, сделанной в местечке Блэкпул в 1982 году. В ней есть всё, о чём может мечтать фотограф в поисках идеального снимка.

  

Я бы сказал, что набор выставок очень сильный в целом — действительно многое хочется посмотреть. Если вы новичок и совсем не знаете, куда пойти, точно стоит увидеть Сару Мун, потому что она настоящий художник, а также Диану Арбус, пусть она и не в моём вкусе. Стоит посмотреть и на Александра Лапина в «Манеже» — автора главного русского бестселлера о фотографии.

  

 

ЦВЗ «Манеж»

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 9.

«Страна теней. Фотографии Роджера Баллена 1982−2013 годов»

КОГДА:
2 апреля — 9 мая

Без преувеличения живой классик, Роджер Баллен родился в Нью-Йорке, но признание получил после публикации снимков из ЮАР — сначала он отправился туда как геолог, а затем вернулся и остался навсегда. Баллен начинал как фотограф-документалист, но в конце девяностых перешёл к инсценировкам: его увлекла сюрреалистическая постановочная фотография. В последние годы Баллен совсем перестал снимать портреты: ему надоело, что человек на фото привлекает больше внимания, чем сама работа. Теперь на его снимках в основном гипнотические композиции из ступнёй, ладоней, а также животных и птиц. Кроме того, пару лет назад фотограф снял группе Die Antwoord известное видео I Fink U Freeky — незнакомым с эстетикой Баллена по нему достаточно хорошо станет понятно, чего ждать от выставки.

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 10.

«Оука Лееле. Трансгрессивная утопия»

КОГДА:
2 апреля — 9 мая

Испанка Оука Лееле — представительница художественного движения movida madrileña, появившегося в знак протеста против диктатуры Франко в Испании. Как только режим пал, испанская молодёжь семидесятых ударилась во все тяжкие, возвестив гедонизм и свободу нравов своими новыми идеалами. И если в кино, как принято считать, влияние мовиды испытал ранний Альмодовар, то в фотографии носительницей духа времени стала Лееле. На самом деле её зовут Барбара Альенде, а свой псевдоним она взяла по названию выдуманного светила звёздного неба и одного из терминов в языке аборигенов Экваториальной Гвинеи. В Москву привезли главные работы Лееле за тридцать два года, с которыми она уже взяла приз на биеннале в Каире.

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 11.

«Александр Лапин. Ускользающее время»

КОГДА:
2 апреля — 9 мая

Ретроспектива одного из важнейших советских фотографов, педагога и автора учебников по теории фотографии Александра Иосифовича Лапина. Лапин был самоучкой: сначала он получал техническое образование, но увлёкся фоторепортажами Анри Картье-Брессона и Юджина Смита и решил сменить род занятий. Вторым призванием фотографа стала педагогика: первые лекции он начал читать в тридцать четыре года, затем организовал студию в Доме культуры МГУ, из которого был уволен за организацию выставки андеграундного фотографа Игоря Мухина. Лапин оставил после себя десятки учеников и каноническую книгу «Фотография как…» — пособие по чёрно-белой документальной фотографии.

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 12.

«Филип Джонс Гриффитс. Воспоминания»

КОГДА:
2 апреля — 9 мая

Фотожурналист и экс-президент агентства «Магнум» Филип Джонс Гриффитс известен в первую очередь как военный летописец: в двадцать шесть лет он впервые отправился снимать конфликт в Алжире, потом в Африке, а в конце 1960-х пять лет снимал войну во Вьетнаме. Фотографии вьетнамских солдат, которых он показал с сочувствием, в итоге изменили его жизнь: военные репортажи Гриффитса признали образцовыми почти все, от журнала Times до родоначальника фотожурналистики Анри Картье-Брессона. В Москву, впрочем, привезли его малоизвестные серии, сделанные в родной Великобритании — на них акции «Движения за ядерное разоружение», участники The Beatles и британские солдаты в Северной Ирландии.

  

Я бы обязательно сходил на Роджера Баллена: мне кажется, это такой Гоголь или Кафка от фотографии. Перед выставкой или во время я бы слушал Die Antwoord: не зря они сделали прекрасный совместный проект, к тому же и Баллен, и Die Antwoord — из одной страны. На самом деле существует не так много фотографов, которые создают настолько узнаваемый собственный мир.

  

 

ММСИ в Ермолаевском переулке

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 14.

Анастасия Цайдер «Русские интерьеры»

КОГДА:
12 марта — 20 апреля

Петербурженка Анастасия Цайдер снимает по большей части пейзажи и интерьеры, реже — людей, да и они на её фотографиях обычно выглядят лишь одним из элементов окружающего пространства. Серию «Русские интерьеры» Цайдер снимала в крохотном посёлке Куркиёки в Карелии — безлюдные школьные спортзалы, буфеты, детские сады, больничные палаты, отделения «Почты России» и другие знакомые всей России интерьеры, которые невозможно привязать к конкретной географической точке.

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 15.

«„ЕлиКука“. Пропаганда фотографирования»

КОГДА:
12 марта — 20 апреля

Новая персональная выставка группировки Олега Елисеева и Евгения Куковерова посвящена культу фотографий с достопримечательностями. Художники иронизируют над фотографиями интернет-пользователей и предлагают зрителю целый ряд объектов, в которые можно себя встроить ради кадра: ширмы, фиктивные горы и сеновалы. К каждому прилагается инструкция, поясняющая, как выгоднее встать с объектом. Получилась не столько экспозиция, сколько развлекательный семейный аттракцион — ещё одна попытка снизить градус напряжения в строгих музейных пространствах.

  

Мой выбор — проекты Анастасии Цайдер «Русские интерьеры» и Дмитрия Лукьянова «ДКДанс» в «Галерее искусств Церетели». Они хороши вдумчивым и деликатным подходом к исследованию русской жизни и научностью взгляда — без заламывания рук и разоблачительного пафоса. Это очень важно для демистификации нашего восприятия собственной страны, до сих пор остающейся малоизученной и живущей мифами о самой себе. Мне самому наиболее близка позиция художника как исследователя. Такого рода деятельность в искусстве делает жизнь осмысленной и позволяет спокойно и с достоинством противостоять хлынувшему на нас потоку государственной идейной мертвечины. Это патриотизм будущего, приближающий время, когда слова Мандельштама «мы живём, под собою не чуя страны» наконец потеряют актуальность.

  

 

«Новый Манеж»

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 17.

«Гордон Паркс. Американская история»

КОГДА:
22 марта — 20 апреля

Американский вундеркинд Гордон Паркс примечателен как минимум своей выдающейся биографией: родившись в многодетной семье фермеров в Канзасе, он самостоятельно освоил искусство фотографии, перебрался в Чикаго, сменил несколько мест работы и, наконец, более чем на двадцать лет стал постоянным автором и фоторепортёром еженедельника Life. Фигура Паркса важна и тем, что он был первым темнокожим фотографом, которого взяли в штат Life и Vogue. В Москву привезли обширную ретроспективу, включающую и глянцевые портреты знаменитостей, и фотоистории гангстеров и маргиналов.

  

Интересно посмотреть оригиналы работ американского классика Гордона Паркса — это очень красивая фотография, и лично мне любопытно, насколько разными занятиями одному фотографу раньше позволяла заниматься индустрия.

  

Cреди фотографов, которых я бы рекомендовал смотреть, кроме Дианы Арбус и закрывшейся выставки Александра Слюсарева, — Гордон Паркс. Это такая дико энергичная Америка прошлого века с расизмом, предрассудками и романтикой, снятая человеком многогранного таланта, режиссёром, музыкантом и писателем.

  

 

«Галерея искусств Зураба Церетели»

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 20.

«Виктор Ершов. Инаковидящий»

КОГДА:
24 марта — 4 мая

Ещё один важный советский фоторепортёр и один из основоположников уличной фотографии, Ершов много снимал «в стол»: находясь в командировках по Прибалтике, Средней Азии, Уралу и Кавказу, он запечатлевал непарадную глубинку, которую в советских журналах не печатали. После преждевременной смерти в сорок восемь лет архив Ершова со всеми непринятыми в печать кадрами оказался у его младшей сестры, которая и передала его в дар Московскому дому фотографии. 

 

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 21.

«Дмитрия Лукьянов. ДКДанс»

КОГДА:
25 марта — 4 мая

Проект студента школы Родченко Дмитрия Лукьянова, как и серия Анастасии Цайдер, посвящён исследованию региональных пространств, с той лишь разницей, что Лукьянов не уезжал далеко от Москвы, а исследовал увядающие дома культуры в соседних столице областях. В итоге получилось исследование полуразрушенных репетиционных залов, гримёрок и танцплощадок, на которых ничего не меняется десятки лет, а также жизни их обитателей — любопытный штрих к портрету современной России.

  

Выставка «Инаковидящий» Виктора Ершова погружает в Советский Союз 70-х годов — автор интересен своим нонконформистским взглядом на прошлое. Его фотографии наполнены сочувствием и состраданием к «маленькому человеку». Больше всего меня цепляет «Полустанок» 1970 года — изображение, наполненное символами и смыслами: дорога, силуэты людей и поезд, который как будто борется с наклоном, но неумолимо движется вперёд, оставляя группу людей на полустанке.

  

 

Ещё три интересные выставки
в рамках параллельной программы
«Фотобиеннале»:

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 23.

«Фестиваль
уличной фотографии — 2014»

где: Сахаровский центр

когда: 5−19 апреля

Выставка финалистов конкурса молодёжной независимой фотографии. Снимки отобраны из около 7 500 работ, снятых на российских улицах за последний год.

  

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 24.

«Моисей
Наппельбаум. Ателье»

ГДЕ: Еврейский музей и центр толерантности

КОГДА: 9 апреля — 25 мая

Ретроспектива классика отечественной фотографии Моисея Наппельбаума, снимавшего артистическую элиту начала прошлого века — Анну Ахматову, Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда.

  

Фотографы о том, что смотреть на «Московской фотобиеннале». Изображение № 25.

«Гоголь. Рим.
Из третьего в первый»

ГДЕ: «Музей Москвы»

КОГДА: 9−28 апреля

Проект Сергея Сонина и Елены Самородовой — вымышленная история о путешествии Николая Гоголя в Италию в поисках лекарства от душевных мук. 25 фотогравюр, выполненных в технике XIX века.

Фотографии: Mamm-mdf.ru