В понедельник, 23 февраля, мы узнаем обладателей главной кинопремии мира — в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этом году именно на неё будет направлено особое внимание наших соотечественников из-за участия в конкурсе «Левиафана» Андрея Звягинцева, о котором знают даже люди, далёкие от кино. Вместе с тем за премию поборются ещё несколько достойных картин из Польши, Аргентины, Грузии и Франции. По просьбе
The Village Лада Черномашенцева рассказывает о четырёх иностранных фильмах, которые заслуживают не меньшего внимания, чем картина Звягинцева.

«Ида»

Ida

Страна:
Польша, Дания, Франция, Великобритания

Режиссер:
Павел Павликовский

В ролях:
Агата Кулеша, Агата Тшебуховская, Ежи Треля, Давид Огродник

Фильм года по версии Европейской киноакадемии и «совершенная работа» по мнению некоторых уважаемых зарубежных изданий. Длящаяся чуть больше часа камерная «Ида» выглядит так, будто была снята на простую плёнку в те самые времена, в которые живут её герои. Где-то в польской глубинке в 60-х при католическом монастыре живёт отстранённая, холодная, но трогательная послушница Анна. Однажды она впервые встречается с единственной родственницей — властной и суровой тёткой Вандой, получившей во времена госслужбы кличку Кровавая. Помимо знакомства с неведомым миром тётки, Анне открываются обескураживающие фамильные секреты. Оказывается, например, что Анна вовсе не Анна, а её родители — чистокровные евреи, но куда они делись — предстоит разобраться. Героиня готовится к постригу в монахини, но вскрывшиеся обстоятельства заставляют её задержаться в светском мире. Вместе с тёткой она отправляется за ответами на самые важные вопросы. И не столь важно, что родственницы обнаруживают в дороге; главное, что этот путь выливается для них в мистическое путешествие. К развязке этой таинственной истории становится страшно даже чихнуть: всё на экране такое интимное и уязвимое, будто вот-вот растворится и исчезнет навсегда.

«Мандарины»

Mandariinid

Страна:
Эстония, Грузия

Режиссёр:
Заза Урушадзе

В ролях:
Лембит Ульфсак, Георгий Накашидзе

Герой фильма Зазы Урушадзе пожилой эстонец Иво живёт в заброшенной деревне в Абхазии. В округе не осталось ни души: 1992 год, война, все местные уехали на родину в Эстонию. Но у Иво нет родины — кроме дома, где некогда жила вся его семья. Вместе с единственным соседом он пытается спасти урожай их мандаринового сада. Они стараются жить так же, как и в мирное время: Иво напрочь отрицает войну и с долей досады шутит, что военные дерутся не за землю, а за его мандарины. Однажды на его голову сваливаются двое тяжело раненных из враждующих лагерей. Иво, как герой сугубо положительный, не только возвращает военных к жизни, но и старается примирить их. Но благое дело требует особой выдержки. Чечен-контрактник клянётся Аллахом, что убьёт грузина, а последний, пребывая в контузии, зовёт врага на поединок. В общем, дурдом. Однако со временем обстоятельства заставляют враждующих усмирить пыл и посмотреть друг на друга как на равных. Режиссёр прямым текстом говорит, что мудрый путь — это любовь к человеку. Земли, национальная рознь и ссоры на этом фоне совершенно неважны.

«Дикие истории»

Relatos salvajes

Страна:
Аргентина, Испания

Режиссёр:
Дамиан Сифрон

В ролях:
Рикардо Дарин, Леонардо Сбараглиа, Оскар Мартинес, Лилиана Экерман

Испанец Дамиан Сифрон снял несколько короткометражек и соединил их в одну большую комедийную драму. Уже по названию нетрудно догадаться, что все истории объединены общим эмоциональным накалом. Вот отчаявшийся пилот, у которого не сложилось с музыкальной карьерой. Он приглашает на свой рейс всех, кто его бесит, и переводит самолёт в вертикальное положение. А вот слабохарактерный клерк, который пять минут назад не мог поменять колесо на своей машине, решает наконец разобраться со своими проблемами как мужчина. Заканчивается эта затея тем, что колесо оказывается в реке, машина в огне, а он — запертым внутри наедине с каким-то психопатом. Дамиан Сифрон воплощает темы насилия и мести в абсурдных сюжетах и хихикает над каждым из них. Всё страшное переводится в шутку — и в целом получается легко и развлекательно. «Дикие истории» ещё можно посмотреть в наших кинотеатрах вместе с одними из самых дурацких титров на свете — с фотографиями животных и весёленькой музыкой.

«Тимбукту»

Timbuktu

Страна:
Франция, Мавритания

Режиссёр: Абдеррахман Сиссако

В ролях:
Ибрахим Ахмед, Абель Жафри, Фатумата Диавара, Тулу Кики

Французский фильм малийского режиссера Абдеррахмана Сиссако, который некогда учился во ВГИКе. Из всего списка номинантов это самое аутентичное кино — начиная с портретов местных жителей и заканчивая малийским саундтреком. При этом границы между культурами стёрты: герои говорят на четырёх языках. Действие разворачивается на территории, оккупированной популярной исламистской группировкой. Одна из живущих там семей, вовсе того не ожидая, наживает крупные проблемы: глава семейства хочет разобраться с рыбаком, который убил его любимую корову. К несчастью, конфликт разрастается настолько, что владелец коровы идёт под суд: теперь он либо заплатит непосильный штраф, либо лишится головы. Жизнь в этих местах оказывается несправедлива не только к этой семье: все местные терпят чужаков, которые приходят со своим оружием и со своими правилами. В сюжете заключён важный гуманистический посыл: жизнь продолжается в любом случае, но хорошо бы всё-таки научиться обходиться без крови.