Несмотря на то, что многие маяки утратили своё практическое значение, интерес к ним не угасает благодаря их архитектуре, истории и ареолу морской романтики. В окрестностях Петербурга, в основном по берегам Ладожского озера и Финского залива, их десятки, а по некоторым даже начали устраивать экскурсии. The Village попросил путешественника и исследователя маяков Юрия Мацеевского выбрать самые интересные маршруты в обоих направлениях и узнал, как спланировать поездку самостоятельно. 

Три маршрута по самым интересным маякам Ленобласти . Изображение № 1.

Юрий Мацеевский

руководитель творческого объединения «Клуб приключений и искусств „Природа России“», один из создателей выставки «Маяки русского севера»

 

Стороженский и Свирский маяк

 Ладожское озеро

Три маршрута по самым интересным маякам Ленобласти . Изображение № 2.

Стороженский маяк — самый высокий в России и седьмой по высоте в мире. Он находится на юго-востоке Ладожского озера в деревне Сторожно.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Выезжать к маяку нужно с утра, в восемь-девять часов. Ищите кроссовер. Машина с низкой подвеской — не лучший выбор: на вашем пути будет 18-километровый участок лесной дороги и вы будете царапать днищем землю. Выезжаем из города по кольцевой на трассу М18 (Санкт-Петербург — Мурманск), через посёлок Волховстрой едем до села Паша — это практически 50 километров, не доезжая Лодейного Поля. В селе Паша вы поворачиваете на село Загубье, доезжаете до него и оттуда 18 километров едете до берега Ладоги, в деревню Сторожно. В общей сложности это 200 километров езды. Там же, кстати, находится самая старая на Ладоге церковь. Рядом — граница Нижне-Свирского заповедника, прекрасная природа, поют птицы.

После осмотра Стороженского маяка вы сможете совершить прогулку длительностью два часа по лесной тропинке до маяка Свирский. Он был построен в одно время со Стороженским в процессе освоения берегов Ладожского озера в 1905–1911 годах. Свирский маяк вдвое ниже, но очень интересен по своей архитектуре. Он не реконструировался с момента возведения башни, в отличие от Стороженского или Осиновецкого, но, несмотря на это, сохранился в лучшем состоянии. Вместе со Стороженским маяком он образует пару, которая имеет разное оптическое оборудование. После осмотра этого маяка можно возвращаться обратно по лесной тропе, к шести часам вечера вы вернётесь к Стороженскому маяку. Это самый лучший маршрут, который возможен вблизи Петербурга с минимальными затратами и максимальной отдачей.

 

Толбухин маяк

 Финский залив

Три маршрута по самым интересным маякам Ленобласти . Изображение № 8.

Самый старый маяк России был построен спустя два года после основания Адмиралтейства по схематическому наброску Петра. Маяк очень красивый, это парадные ворота, которые соединяют Санкт-Петербург с Европой.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Сначала необходимо доехать до Кронштадта — на машине или автобусе. Выходите около форта Риф на остановке «Кронштадское кладбище» и идите полтора километра пешком в сторону форта. Затем есть два варианта. Более экономичный работает зимой, с конца января по начало марта, когда вы выходите на лёд и идёте на лыжах или без них до Толбухина маяка — это восемь километров пути. В летний период нужно располагать либо своим, либо нанятым плавсредством. Нанять его можно в Кронштадте, стоимость аренды составляет около шести тысяч рублей за пару часов.

Когда вы вернётесь, можно осмотреть достопримечательности Кронштадта, например Морской музей. Там же можно посмотреть на Николаевский створный маяк и передний и задний маяки Морского канала.

 

Маяк на заброшенном острове Сухо

 Ладожское озеро

Три маршрута по самым интересным маякам Ленобласти . Изображение № 11.

 

Если выбирать из островных маяков, наиболее пригодных для посещения, то это маяк на острове Сухо — с уникальной историей и очень важный для города. По легенде, маяк был построен ещё при Петре — изначально был деревянным. В октябре 1942 года немецкие войска при поддержке итальянских катеров предприняли попытку захвата острова Сухо — с целью прервать снабжение Ленинграда продовольственными товарами. На острове находился гарнизон, который принял на себя основной удар: пока шла подмога из Новой Ладоги, в живых осталось пять человек.

Сейчас остров заброшен, но маяк обслуживается — он является автоматическим. Маячная башня до сих пор хранит следы обстрела. Этот маяк уже давно мог стать частью частью музея «Дорога жизни», но им никого не интересуется, вспоминают про него только 9 мая.

КАК ДОБРАТЬСЯ: Чтобы попасть на маяк в летнее время, необходимо выйти на берег в Новой Ладоге и доплыть до острова. Это 70 километров по воде туда-обратно, так что лучше найти катер. Его можно арендовать на местной базе отдыха, доплыть до маяка стоит до 20 тысяч рублей туда-обратно. Бюджетный вариант возможен только в зимний период. Зима должна быть студёной, что в последнее время бывает редко, чтобы Ладога промёрзла достаточно глубоко. Сначала необходимо доехать до села Дубна, а затем пойти пешком или на лыжах по льду — 18 километров. Соответственно, предполагается ночёвка на острове. Мероприятие это опасное, так что без опытной команды и достаточных средств защиты высок риск утонуть. 

 

 

Можно ли попасть на территорию маяка 

Чтобы попасть на территорию любого маяка, кроме заброшенных, нужно получить разрешение Ленинградской военно-морской базы, так как маяки являются стратегическими объектами. Попадая на маяк без разрешения, вы совершаете правонарушение. Более того, вступая во внеуставные отношения с маячником и впоследствии где-то публикуя информацию о том, что вы этот маяк посетили, вы подставляете человека. За это маячнику грозит должностное взыскание вплоть до увольнения. Осматривать маяк, не проникая на его территорию, вы можете.

 

   

Фотографии: Юрий Мацеевский