«Берроуз»

Burroughs: The Movie

когда и где

31 мая, 21:00

«Центр документального кино»

4 мая, 22:00,
6 июня, 20:00

«Формула кино Горизонт»

Одна из главных премьер фестиваля — впервые за шесть лет — не про музыку. Дипломная работа нью-йоркского режиссёра Говарда Брукнера, снятая сообща с одногруппниками Джимом Джармушем и Томом Дичилло — итог многократных встреч с Уильямом Берроузом, иконой поколения битников. Берроузу к моменту начала съёмок перевалило за 70, и — вопреки или оттого — он с энтузиазмом откровенничает на камеру со стаканом бурбона в руке о своём писательском прошлом, наркотиках и убийстве жены Джоан Воллмер, а также читает вслух «Голый завтрак». В кадре появляются Аллен Гинзберг, Фрэнсис Бэкон и Патти Смит — любопытнейший, иными словами, пример памятника не то человеку, не то целой эпохе.

«От станции к станции»

Station to Station

когда

28 мая, 20:00
30 мая, 19:00
3 июня, 20:00

где

«Формула кино Горизонт»

От Нью-Йорка до Окленда по железной дороге меж двух океанов едет поезд, нашпигованный звёздами, от Cat Power и Бека до Ариэля Пинка и всё той же Патти Смит. Все они, участники шести десятков короткометражек, склеенных в одну картину, дают концерты и делятся своими размышлениями о жизни. В этом же поезде предлагается посмотреть работы не последних художников, созданные специально для фильма, — например, рисующую кинетическую машину исландца Олафура Элиассона. «От станции к станции» впервые показали на последнем «Сандэнсе», после чего о создателе — калифорнийском художнике Дуге Айткене — написали, что он создал «арт-объект об арт-объекте». Это слияние трёх искусств длиною в 71 минуту — тоже одна из главных гордостей фестиваля в этом году.

«Орион»

Orion: The Man Who Would Be King

когда

30 мая, 21:00
5 июня, 19:00

где

Центр документального кино

Редкие двойники звёзд удостаиваются собственного байопика. Впрочем, Джимми Эллис по кличке «Орион» и не совсем двойник, а скорее заложник обстоятельств: после смерти Элвиса Пресли в 1977 году на его удивительно схожий с королём рок-н-ролла тембр голоса обратили внимание журналисты и продюсеры, после чего он на несколько лет стал одним из самых популярных певцов страны. Даже лейбл почившего Элвиса Sun Records заметил его и пригласил издаваться к себе. Многим фанатам нравилось верить, что их кумир никогда не умирал, а просто нацепил дурацкую маску, так что слава Ориона длилась вплоть до 80-х, когда тот сделал каминг-аут и покинул свой знаменитый лейбл. Хит нью-йоркского фестиваля Tribeca, показанный там всего несколько недель назад.

«B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине»

B-Movie: Lust & Sound in West Berlin 1979–1989

когда

30 мая, 21:00
4 июня, 20:00

где

«Формула кино Горизонт»

Ещё один фестивальный фаворит, на этот раз прямиком с Берлинале. Путешествие в сумасбродный артистический Берлин 80-х, где жили Бликса Баргельд, Ник Кейв, Тильда Суинтон и Марк Ридер, наркотики были доступны, а ночи — бесконечны. Режиссёр фильма, Клаус Маек, приедет на один из показов 30 мая, чтобы лично рассказать о создании фильма.

«Ли Скретч Перри: Виденье рая»

Lee Scratch Perry’s Vision of Paradise

когда

29 мая, 22:00
6 июня, 22:00

где

«Музеон»

Ли Перри принято считать одним из изобретателей музыки рэгги и продюсером Боба Марли, чудаковатым проповедником Джа и одновременно одним из самых влиятельных музыкантов XX века. Немец Фолькер Шанер проникся гением Перри в 14 лет, а когда вырос, ходил к нему домой ещё 13 — итого потратил почти 30 лет на подготовку и съёмки документальной сказки, как он её сам называет. В фильме Перри здоровается с компьютером, демонстрирует студию, где записывался Боб Марли, разговаривает с животными и рассуждает о жизни с позиции то ли растафарианства, то ли собственной, изобретённой им самим философии.

«Город-остров»

A City Is an Island

когда

1 июня 21:00
5 июня 21:00

где

«Центр документального кино»

Ещё одна лента о музыкальной столице — на этот раз о Монреале, объединившем Мака Демарко, Шона Николаса Сэвиджа, Патрика Уотсона, участников Arcade Fire и Blue Hawaii, а также многих других музыкантов. Документалист Тимоти Келли ходил за ними с камерой на репетиции и концерты, по улицам и даже домой, чтобы те под запись раздумывали, почему монреальская сцена стала одной из ярчайших сегодня. Собственные выводы он выскажет на презентации фильма 1 июня, которую посетит сам.

«Возможности безграничны»

The Possibilities Are Endless

когда

30 мая, 19:00
4 июня, 19:00

где

«Центр документального кино»

«Возможности безграничны» — одна из четырёх фраз, которые после тяжёлого инсульта сумел выговорить лидер постпанк-группы Orange Juice Элвин Коллинз. После кровоизлияния в мозг в 2005 году Коллинз полгода находился в коме, затем долго боролся с последствиями удара вместе со своей верной женой и помощницей Грейс, чтобы через несколько лет вернуться на сцену Гластонберри и записать ещё две сольные пластинки. Большая и важная история борьбы, кроме прочего, ещё и отлично снятая — авторство принадлежит объединению Pulse Films, выпустившего в прошлые годы очень приличные документалки о Нике Кейве и группе Blur.

«Бэнкси уделывает Нью-Йорк»

Banksy Does New York

когда

31 мая 19:00
5 июня 22:00

где

«Формула кино Горизонт»

Хедлайнер специальной секции «Добро пожаловать в Нью-Йорк»: фильм Криса Мокарбела об октябре 2013 года, когда Бэнкси до того разошёлся, что каждый день превращал какой-нибудь нью-йоркский квартал в инсталляцию имени себя. Город стал персональной выставкой Бэнкси, а социальные сети бурлили фотографиями нью-йоркцев, в разных ракурсах позирующих с работами анонимного граффитчика. Эта осень изменила отношение горожан и властей к паблик-арту и современному искусству как таковому — впервые люди выпиливали целые фрагменты стен, чтобы продать их коллекционерам.

«На стиле»

Fresh Dressed

когда и где

4 июня 19:00

«Центр документального кино»

30 мая 22:00

Двор Института медиа, архитектуры
и дизайна «Стрелка»

Ещё один привет из документальной программы последнего «Сандэнса»: Канье Уэст, Фарелл и Пи Дидди рассуждают об уличной моде Нью-Йорка, белых кроссовках, цепях, бейсболках и свободе быть собой. Конечно, не только они — режиссёр Саша Дженкинс, продюсировавший до этого, например, реалити-шоу о рэпере 50 Сent (то есть эксперт в своей теме) опросил историков моды и глянцевых журналистов, так что получился ликбез по нью-йоркской уличной культуре в целом. На премьерном показе во дворе «Стрелки» 30 мая по случаю устроят целую вечеринку с диджеями объединения «ГОСТ».

«Айрис»

Iris

когда

31 мая 17:00
5 июня 20:00

где

«Формула кино Горизонт»

«Мой гардероб занимает три комнаты в моей нью-йоркской квартире. Мне 91 год, мой гардероб всё растёт, но талия — нет. Я люблю наряжаться, и мне абсолютно всё равно, кто и что обо мне подумает», — так характеризовала себя дизайнер интерьеров Айрис Апфель в интервью нашим коллегам из Wonderzine. Сейчас Айрис 93, она по-прежнему абсолютная икона высокой моды, столь же неординарная, сколь и острая на язык. В фильме классика-документалиста Альберта Майзелса, снимавшего первый американский тур Beatles и турне Rolling Stones, она рассказывает, как ей удаётся уже полвека быть музой дизайнеров и художников, да ещё и жить при этом с одним мужчиной — своим столетним мужем Карлом, хохочущим на камеру вместе с ней.