Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 1.

текст

Анастасия Синицына

С 15 по 29 ноября в Москве проходит фестиваль NET — «Новый европейский театр», в рамках которого каждый год на разных площадках (в этом году среди основных — Театр наций, ЦИМ, «Гараж», Школа драматического искусства и Artplay) ставят постановки самые актуальные режиссёры из Европы. По просьбе The Village Анастасия Синицына рассказывает, из чего состоит программа NET в этом году.

Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 2.

«Земля»

ГДЕ: Театр наций

КОГДА: 15 ноября, 20:00

СКОЛЬКО: от 2 500 рублей

Бельгийская компания Peeping Tom — одна из известнейших танцевальных трупп, участвующая в престижных театральных фестивалях по всему миру. У них есть даже своя ниша среди направлений современного танца — «театр тела». Сотрудничество с мюнхенским Резиденцтеатром стало для компании первым совместным драматическим опытом. Спектакль «Земля» средствами танца рассказывает о страхе и диспропорциях: границы пространства и масштабы этого мира всё время видоизменяются, а личные истории сливаются в единую.

Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 3.

«Гамлет»

ГДЕ: Центр имени Вс. Мейерхольда

КОГДА: 18 ноября, 20:00,
19 ноября, 20:00

СКОЛЬКО: в онлайн-кассах
билетов нет

Самое ожидаемое событие фестиваля — спектакль хорватского режиссёра Оливера Фрлича по самой «театральной» пьесе в мире. Пьеса та же, но, как стало расхожим при постановке Шекспира, каждая сцена проигрывается как бы с двух точек зрения, появляется зеркальность, отражающая действие на наши негероические времена. Режиссёра занимает не столько рефлексирующий Гамлет, сколько проблемы власти и политические механизмы — вещи, которые необходимо осмыслить в эпоху WikiLeaks.

Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 4.

«Много шума
из ничего»

ГДЕ: Боярские палаты СТД

КОГДА: 18, 19, 20, 21, 22
ноября в 19:00 и 21:00

СКОЛЬКО: в онлайн-кассах
билетов нет

Логическое продолжение другого творения режиссёра Давида Эспинозы — «Моего большого спектакля», которое привозили на NET в 2013 году. В этот раз он взял с десяток шекспировских пьес («Антоний и Клеопатра», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», «Король Лир», «Отелло» и другие) и смешал их в одно представление о насущных театральных проблемах. Эспинозе интересно (как и нам), почему все продолжают ставить и тщательно оберегать классику, является ли она гарантом успеха, говорит ли это о снобизме или архаичности нашего общества. Наконец, что бы на это сказал сам Шекспир? В итоге режиссёр берет подручные средства (ноутбук, магнитофон и художественный хлам) и делает театр почти из ничего.

Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 5.

Перформанс «Интериоризация III»

ГДЕ: атриум музея
современного искусства «Гараж»

КОГДА: 21 ноября, 20:00,
22 ноября, 18:00

СКОЛЬКО: бесплатно,
по регистрации

Третий перформанс художника и режиссёра, Веры Мартыновой и Алексея Коханова, направленный на освоение пространства посредством тела и звука, — отсюда и название. Вокальная часть основана на технике нью-йоркского педагога Лизы Соколов, за хореографическую отвечает Соня Левин. Примечательно, что для участия в перформансе собрали людей, далёких от музыкальных профессий, так что состав участников получился весьма разнообразным: есть и школьники, и бухгалтеры, и кинопродюсеры.

Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 6.

Фотошоу «Предчувствие гона»

ГДЕ: Nebo Concept Store

КОГДА: 25 ноября,
17:00, 19:00, 21:00

СКОЛЬКО: бесплатно

Шоу родилось из фотопроекта Живиле Жу Монтвилайте совместно с мастерской Брусникина в январе этого года. Они работали над текстом знаменитого литовца Мариуса Ивашкявичюса (по его текстам, например, поставлен «Кант» в театре имени Маяковского). Родившийся из предчувствия нового великого переселения народов, этот замысел стал актуальным для Европы спустя полгода, в облаке новостей о беженцах и новой политики Евросоюза. «Предчувствие гона» — одновременно и социальная, и глубоко художественная вещь, фотопроект о варварстве и новых кочевниках, которые, подобно удобрениям, обогащают застарелую почву культуры.

Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 7.

Manger

ГДЕ: Artplay

КОГДА: 27 ноября, 20:00

28 ноября, 20:00

СКОЛЬКО: от 1 500 рублей

Ещё один хореографический спектакль, в этот раз — от французского центра «Мюзе де ла данс», который приезжает в Москву с гастролями впервые. Название переводится как «поглощать», и в нём заключается ключ к радикальной постановке хореографа Бориса Шармаца об обществе потребления. Актёры на сцене будут есть бумагу, давиться ею, а рот станет отдельным персонажем. Переосмысляется не только пищевое поведение, но и другие формы потребления — от покупок до манипуляций. Кроме того, 27 ноября Борис Шармац даст в ЦЕХе мастер-класс для профессионалов — для участия нужно подать заявку до 21 ноября и оплатить взнос в 1 000 рублей. 

Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 8.

«Splendor of colours / Интерференции»

ГДЕ: Центр имени Вс. Мейерхольда

КОГДА: 28 ноября, 20:00

СКОЛЬКО: От 750 рублей

Не столько спектакль, сколько исследование взаимодействия разных медиумов (видеоряда, перформанса, звука, сценического пространства) с музыкой. В данном случае музыку создали три главных швейцарских композитора — Оскар Бианки, Надир Вассена и Матиас Штайнауэр, а исполнителями стали Даниэль Глогер, актёр Найл Кёттинг и ансамбль «Студия новой музыки». В «Интерференциях» музыка в пустом пространстве отсылает нас к иллюзии традиционных концертов, однако видеоряд игнорирует сюжет, отказываясь от иллюстративной роли. Здесь есть персонажи (непосредственно медиумы), но отсутствует такая важная в театре вещь, как сценическое действие.

Что смотреть на фестивале «Новый европейский театр». Изображение № 9.

«Звуковые ландшафты» Петра Айду

ГДЕ: Школа драматического искусства

КОГДА: 4 декабря 20:00,
5 декабря 20:00

СКОЛЬКО: от 1 600 рублей

В 2012 году Музыкальная лаборатория Петра Айду при поддержке Политехнического музея реконструировала и воссоздала огромное количество «звуковых машин» — аппаратов, которые использовались в театре для создания различного рода шумов до изобретения магнитной записи и граммофона. Если раньше эти инструменты оставались за кулисами, то в «Звуковых ландшафтах» они стали полноценными действующими лицами. В итоге родился спектакль, жанр которого автор определяет как «акустический театр», или «звукопись» — четырёхактная симфония-мистерия абстрактных звуковых пейзажей.

 

фотографии: 1 — Net fest, 2 — Центр имени Вс. Мейерхольда, 3 — Net fest, 4 — «Гараж», 5 —Net fest, 6 — Net fest, 7 — Net fest, 8 — Школа драматического искусства