14 мая петербургский Музей уличного искусства, расположенный на территории действующего «Завода слоистых пластиков», открывает новый сезон. Главным событием станет масштабная выставка «Через границы / Сквозь ограничения», посвящённая проблемам миграции.

На публичной площадке музея, отделённой от основной территории завода и открытой для свободного доступа, будут представлены работы 17 художников из 10 стран мира, которые под руководством куратора проекта, британского антрополога и искусствоведа Рафаэля Шактера, представят собственный взгляд на одну из ключевых проблем современного мира, иногда ироничный, а иногда предельно серьёзный. The Village рассказывает о нескольких интересных участниках выставки и их проектах.

Фотографии

ДИМА ЦЫРЕНЩИКОВ

Джеймс Брайдл, Великобритания

Британский художник-концептуалист, а ещё эссеист, пишущий для Observer, The Guardian, Icon и других изданий. Независимо от того, в какой из этих ипостасей выступает Брайдл, вопросы миграционной политики и государственного контроля вызывают у него серьёзный интерес. Например, в прошлом году он подробно описал для The Guardian процесс высылки нелегальных мигрантов из Великобритании, а позднее в Музее Виктории и Альберта показал свою инсталляцию, созданную на основе компьютерной программы, обнаружившей связи между экспонатами музея и деятельностью разведывательного альянса Five Eyes, чьи методы работы как раз попали в заголовки газет благодаря разоблачениям на сайте WikiLeaks.

Посетителей музея сразу на входе будет встречать инсталляция Брайдла «Flag for no nations», представляющая собой семь флагов, сделанных из «космических одеял» — специального изоляционного материала, в 1964 году разработанного НАСА для нужд космонавтики, а в дальнейшем использовавшегося спортсменами, чтобы избежать переохлаждения после соревнований, а в какой-то момент, благодаря дешевизне и компактности, — и беженцами в палаточных городках. Прямо под ними ещё одна работа — «Тень спутника», белый контур российского разведывательного спутника на асфальте, который Брайдл использует как метафору невидимого контроля, осуществляемого государством.

Музей уличного искусства


РАСПОЛОЖЕНИЕ:

Санкт-Петербург, шоссе Революции, 84 (вход из Уманского переулка)

Время работы: 12:00–22:00

(по вторникам и средам музей закрыт)

Стоимость билетов: 250 рублей

телефон: +7 (812) 448–15–93

www.streetartmuseum.ru

Джазу Янг, Южная Корея

Южнокорейская художница-концептуалистка. Главный предмет её интереса — руинированные здания и заброшенные постройки, которые становятся для Янг поводом поговорить об одиночестве человека в городской среде. Она создавала инсталляцию из деревянной мебели, оставшейся в расселённом доме, закатывая её в шар, наподобие снежного кома, а черепицу снесённого здания выставляла в галерее как арт-объект.

Одна из самых поэтичных работ Янг представляла собой предназначенный к сносу сельский дом, который художница покрыла отпечатками пальцев (корейцы иногда используют отпечатки вместо подписи под важными документами). В музее уличного искусства Янг повторила эту работу, а чтобы привязать её к конкретному месту, пригласила поучаствовать в проекте нескольких мигрантов из числа рабочих завода.

Клеменс Бер, Германия

Немецкий художник, в прошлом занимавшийся классическими граффити, теперь по большей части создаёт объёмные абстрактные скульптуры из подручных вещей: бетона, картона и старой мебели. Инсталляция, которую он сделал для выставки, представляет собой лабиринт из дверей. Зритель открывает дверь, освобождая себе проход, но одновременно закрывает другой. Таким образом Бер добивается того, что созданный им объект постоянно меняет форму, а на уровне идеи наглядно демонстрирует, как наши действия и решения влияют на жизни других людей, иногда освобождая им дорогу, а порой — напротив, расставляя на пути новые препятствия.

SpY, Испания

Критики зовут художника, который скрывается под псевдонимом SpY, испанским Бэнкси, больше всего он известен своей инсталляцией «Камеры», которая была сделана в 2013 году и представляла собой 150 камер наружного наблюдения, установленных им на глухой стене одного из домов в Мадриде. Подобно ей, большинство работ SpY — это провокации. В Германии он заворачивал в упаковочную плёнку полицейский автомобиль, в Чили делал инсталляцию из металлических ограждений, которые использует полиция и коммунальные службы, а во Франции выставлял надгробие с надписью «Свобода, равенство, братство».

Для выставки в Петербурге SpY делает сразу несколько работ — среди них надпись «Crisis» на стене из пустых нефтяных бочек и огромный баннер на заводской трубе с надписью «Go home».

Кирилл Кто, Россия

Один из главных русских граффитчиков, начинавший в составе группы «Зачем?», долгое время бывший куратором проекта «Стена» на «Винзаводе» и активно участвующий в общественных дискуссиях о проблемах российского уличного искусства. Известен многозначительными надписями, выполненными по-детски примитивным ручным шрифтом, вроде «Будет всегда лучше, чем было» и «Очень грустное маскируется под весёлое в надежде, что маска прирастёт».

Его работа «Непонятное» появилась благодаря переписке с куратором Рафаэлем Шактером, которая оказалась довольно затруднительной из-за языкового барьера. В результате Кирилл решил возникшее непонимание сделать основой своего нового граффити и расписал стену надписями «непонятное» на самых разных языках. Внешне получилось похоже на гигантский приветственный плакат в духе «Макдоналдса» или Uniqlo.

Эльтоно, Франция

Французский художник Эльтоно, начинавший как уличный граффитист, теперь активно работает в общественных пространствах, притом в большинстве случаев вполне легально. К примеру, он расписал бетонную ограду посольства Франции в Камбодже, а по заказу муниципалитетов оформил множество брандмауэров по всему миру — от Нью-Йорка до Грузии.

В 2014 году Эльтоно принимал участие в московской биеннале уличного искусства «Артмосфера», для которой сделал серию графических работ на фанере, которые перед выставкой в течение нескольких дней таскал за собой на верёвочке по улицам Москвы, а после выставил со всеми появившимися на них царапинами и потёртостями.

В музее стрит-арта Эльтоно расписал одну из стен публичной площадки в своём фирменном лаконичном стиле. Однако то, что на первый взгляд кажется вполне жизнерадостной абстракцией, в реальности — концептуальный ход. Рисунок представляет собой геометрически правильные границы стран, которые кажутся художнику метафорой искусственного и излишне рационального подхода, характерного для разделения мировых культур.

Филиппо Минелли, Италия

Итальянский художник, работающий в жанре политического акционизма и граффити. Один из самых известных проектов Минелли возник как реакция на разгон митинга антиглобалистов во время проведения саммита G8 в Генуе, когда полиция применила шашки со слезоточивым газом. Тогда Минелли придумал собственные дымовые шашки, создающие дым ярких цветов, и с тех пор поджигал их в самых разнообразных местах по всему миру.

Помимо своих «цветовых бомб», которые покажут на открытии, Минелли сделал большое граффити с надписью «A Revolution Nobody Cares About», а ещё поделился впечатлениями о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться, получая визы: на одной из стен он переписал тексты сообщений, в которых описывал друзьям свои злоключения.

Гайа и Мата Руда, США

Американские художники Гайа и Мата Руда тему миграции в своих работах поднимают часто. Гайа — в силу своего авантюрного склада, заставляющего художника бесконечно путешествовать по миру, Мата Руда — по личным причинам, он сам эмигрант, которого родители перевезли из Венесуэлы в США, когда ему было 11 лет. В своём совместном проекте художники делают большие фотографические портреты мигрантов, сопровождая их пейзажами, характерными для тех стран, откуда они родом. На одном из портретов — трое рабочих «Завода слоистых пластиков», переехавших в Петербург из Узбекистана.

Что ещё интересного будет в музее уличного искусства летом


Концерты и спектакли

Помимо основного выставочного проекта, на публичной площадке музея в течение всего лета запланирована большая параллельная программа. Так, по четвергам здесь будут проводить спектакли авангардных театров (сейчас переговоры ведут с «Театр.doc» и «Практикой»), а по пятницам и субботам на открытой площадке будут устраивать концерты и вечеринки.

Скейтерская рампа и уличный баскетбол

Часть пространства публичной площадки отдана под полноценную скейт-рампу, на которой регулярно будут проходить соревнования и показательные выступления, в остальное время она будет открыта для всех желающих. Кроме того, в новом сезоне в музее появилось баскетбольное кольцо и специальное игровое поле для стритбола — уличного баскетбола, популярного в граффити- и хип-хоп-культуре.


Детская программа

На территории музея всё лето будет работать детская площадка в урбанистическом стиле, с верёвочным парком, а по воскресеньям для детей будут устраивать мастер-классы, лекции по современному искусству, а ещё проведут театральный курс «Песочница».

Фестивали и маркеты

Музей примет участие сразу в нескольких крупных фестивалях, в частности в «Ночи музеев» и фестивале фуд-траков. А кроме того, здесь будут регулярно проводить арт-маркет, на котором все желающие смогут купить работы молодых художников.


Городская ферма

Кроме того, на публичной площадке появится городская ферма — зелёный уголок, на который организаторы в течение сезона будут приглашать лекторов по фермо-культуре, здесь же гости музея будут делать посадки под руководством куратора фермы.