Сегодня, 26 мая, в Москве стартует фестиваль документального кино Beat Film Festival, который в этом году сменил концепцию и показывает картины не только о музыке, но и о современной культуре в целом. По просьбе The Village Алиса Таёжная разбирается в истории документальных фильмов о культуре, суперзвёздах и образе жизни, а также в том, как эти фильмы меняют привычные представления о мире вокруг нас.

От первых документальных фильмов к осознанию среды

Кино, как и его визуальный предшественник, фотография, имеет документальную природу. Первые фильмы, как и первые фотографии, старались запечатлеть место и время, в которое они появились, — вспомнить хотя бы сотни фильмов братьев Люмьер, которые регистрировали небольшие события в жизни города, обычных горожан и ничем не примечательные бытовые ситуации.

Фотография начиналась с документа — на викторианских портретах конца XIX века, в фотоархивах южных штатов США или в портфолио Августа Зандера мы в первую очередь видим образы современников: привилегированные семьи, освобождённых от рабства афроамериканцев в парадных костюмах или жителей Германии с указанием их рода деятельности, который в тот момент был исчерпывающей характеристикой.

Создание архива и тщательное сопровождение любого выдающегося события собственным корреспондентом особенно заметно в этнографических экспедициях начала века. Идёт ли речь о восхождении на Эверест (The Epic of Everest, 1924), длительной поездке по Индостану или экзотической Москве в огромных сугробах («Москва под снегом», 1908) — немые тревелоги были самым доступным способом увидеть других людей и их культуру до прихода звука в кино. Документалистика в привычном нам понимании, конечно же, началась со звука. Нет звука — нет и коммуникации между автором и его объектами наблюдения. Но традиции визуальной антропологии всё же были заложены: каноническим считается даже сейчас впечатляющий немой «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти, снятый в 1922 году.

Когда съёмочная камера ещё была привязана к штативу, а режиссёры начали смело экспериментировать с монтажом, одновременно появились несколько фильмов, фиксирующих дух крупнейших городов мира и их культурную идентичность: через архитектуру, ритм и повторение городских узоров зрители впервые увидели мировые столицы не на статичных открытках, а в шуме и беготне. «Манхэтта» (1921) Пола Стрэнда (также известного документального и стрит-фотографа), «Остров за 24 доллара» Роберта Флаэрти (1927), «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова (1929) и «Берлин — симфония большого города» Вальтера Руттмана (1927) увековечили образ метрополисов между двумя мировыми войнами. Жан Виго тянется за историей о курортной Ницце и не может оторваться от буржуазных забав в богатейшем месте Европы. Париж, растворённый в бурной и такой разнообразной городской жизни, можно рассмотреть в «Этюдах о Париже» Андре Соважа или в картине «Только время» Альберто Кавальканти — жители в этих фильмах обращают на себя внимание авторов не меньше, чем пейзажи.

30-е годы сделают документалистику служанкой пропаганды, а визуальное исследование главных фигурантов авангарда начала XX века и продолжателей их дела так и останется преимущественно фотопрактикой. Когда за кинокамеры возьмутся нацистские и советские пропагандисты, а в Штатах и Великобритании документалистику будут использовать, чтобы успокоить миллионы бедствующих после Великой депрессии, относиться к фильму как к полю для экспериментов будут единицы. Среди них, например, Луис Бунюэль с его невероятной документальной лентой «Земля без хлеба» о беднейшем испанском крае Эстремадура — фильм был снят в роковом для Европы 1933 году.

Кадр из фильма Las Hurdes, tierra sin pan / «Земля без хлеба», 1933

Как охотились за молодёжной культурой с начала 60-х до цифровой эпохи

Тинейджерской культуры не существовало вплоть до послевоенного времени, а снимать ревущие 20-е без звука было совершенно бессмысленно. После того как документалисты отработали на передовых Второй мировой войны, пришло новое время и новое поколение детей, которые делали всё наперекор, чтобы не допустить ошибок их родителей. И художественное, и документальное кино стало совершенно иным — пристально вглядывающимся в человека и пытающимся распознать в обычных бытовых ситуациях скрытые противоречия и политический подтекст.

Битники — первая субкультура, оставившая после себя много видеосвидетельств. Как мы уже говорили, у каждого движения XX века были свои хроникёры, но одно дело — читать письма Аллена Гинзберга друзьям, а другое — видеть его поющим и читающим собственные стихи перед полным залом. Альтернативная культура впервые получила объём и визуальное воплощение, музыкальную дорожку из джазовых импровизаций — в общем, была адекватно отображена во всех сферах, с которыми она соприкасалась: от собраний в кафе до поэтических фестивалей.

В полудокументальном фильме Pull My Daisу Роберта Франка (1959) все битники играют сами себя, в Towers Open Fire и William Buys a Parrot (1963) мы смотрим на зрелого Уильяма Берроуза, а в Wholly Communion наблюдаем за гигантским международным слётом поклонников поэзии битников — они занимают целый Royal Albert Hall. Американский независимый режиссёр Джон Кассаветис включает элементы джазовой культуры в свой игровой дебют «Тени» о жизни в Нью-Йорке конца 50-х годов девушки, которая выходит в свет, слушает импровизационную музыку и является светлокожей сестрой чёрного как копоть афроамериканского брата. Того же принуждают выживать по правилам сегрегации (более жёсткая документальная лента на эту тему — All My Babies 1953 года).

В советское художественное кино тоже просачиваются поэтические влияния — в первую очередь шестидесятников после оттепели. Поэтические чтения в Политехническом остались на плёнке в масштабном эпосе о взрослении «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева — других подробных киносвидетельств этих собраний в массовом кино у нас нет. Из «Любить» Михаила Калика мы можем узнать, как думали о любви обычные жители большого советского города в середине 60-х годов — их интервью перемежаются несколькими игровыми зарисовками об отношениях.

И, конечно же, без документалистики не существовало бы французской новой волны: движение синема верите было построено не только вокруг кинокритической традиции, но и вокруг постоянных размышлений об отношении автора фильма с реальностью. Десяток французских режиссёров  получили билет в большое кино после документальных фильмов — Аньес Варда дебютировала с «Пуэнт-Курт» о жизни небольшого рыболовного городка, а Ален Рене снимал документальное кино 15 лет до оглушительного «Хиросима, любовь моя» и «В прошлом году в Мариенбаде». Чтобы увидеть Париж и парижан за несколько лет до эпохальных событий 1968-го, стоит посмотреть «Хронику одного лета» Эдгара Морена и Жана Руша 1961 года — замечательный слепок эпохи общества в состоянии перехода и памятник наблюдательности синема верите.

60-е документировались подробно и жадно: в арсенале режиссёров появились лёгкие переносные камеры, и с ними они вмешивались в тот мир, до которого могли дотянуться — в первую очередь среду своих ровесников, музыкальную сцену, культуру небольших сообществ, альтернативные политические и университетские движения. Если телевидение во многих случаях бесповоротно встанет на сторону истеблишмента (этот конфликт ляжет в основу важнейшего фильма конца 60-х Medium Cool), то независимые режиссёры будут засматриваться на юных идеалистов. Съёмочная группа Newsreel с их хрониками студенческих сообществ, Йонас Мекас с дневниковыми съёмками, в которые попадали и герои альтернативной культуры (в первую очередь режиссёры), и Крис Маркер интересовались культурой, не отрываясь от политической повестки.

7 важных документальных проектов о культуре и повседневности, родившихся в 60-е

Скринтесты Энди Уорхола

Режиссёр: Энди Уорхолл

В начале 60-х Энди Уорхол решает бросить занятия живописью и придумывает у себя на «Фабрике» альтернативную Голливуду киностудию, где каждый день проходят пробы для фильмов, которые, возможно, никогда так и не будут сняты. Его скринтесты — это документальные видеопортреты, снятые без участия Уорхола: модель должна была смотреть в камеру, не улыбаться и не говорить всё время, пока в камере заряжена плёнка. Пробы Уорхола — портрет поколения, ожидавшего 15 минут славы (многие из снятых его получили), и беспристрастный взгляд на современников — артистичных, одиноких, решительных, амбициозных и совершенно разных.


«Не смотри назад»

Don't Look Back, 1967

Режиссёр: Д. А. Пеннебейкер

Документальный фильм — классика американской документалистики, посвящённый восходящей звезде Боба Дилана и его легендарному туру 1965 года по Великобритании. Автор фильма пристально вглядывается в фолк-певца, пока тот бродит за кулисами, выступает перед толпами внимающих, катится по железной дороге из города в город и импровизирует с другими музыкантами. Именно этому фильму будет подражать Тодд Хейнс, когда решит снять байопик о Бобе Дилане «Меня там нет». Последняя документалка о Бобе Дилане — «Нет пути назад: Боб Дилан» вышла под авторством Мартина Скорсезе в 2005 году.


«7 лет»

Seven Up!, 1964–2005

Режиссёр: Пол Элмонд

Многолетняя серия из Великобритании стартует в 1964 году и наблюдает за несколькими детьми каждые семь лет, подойдя к финалу в 2005 году. У серии будет огромное количество телеклонов: в России, например, появится своя сага — «Рождённые в СССР». Смешные, трогательные, открытые и непосредственные дети вырастают в куда более неоднозначных взрослых, а эфиры растаскивают на цитаты (например, мальчик не хочет жениться, чтобы жена не заставляла его есть приготовленные ею овощи). Традиция работать с детьми и наблюдать за их становлением станет важным приёмом не только документалистов, но и режиссёров игрового кино (вспомним Ричарда Линклейтера и его «Отрочество»).


«Вудсток»

Woodstock, 1970

Режиссёр: Майкл Уодли

Историки сходятся в одном: Вудсток не был бы Вудстоком, если бы не записанный фильм-концерт. Спонтанно подтянувшиеся зрители сделали фестиваль грандиозным событием, давшим название целому поколению: помимо легендарных артистов, на плёнке запечатлена та пёстрая, интересная и сложная молодёжная среда, которая сложилась вокруг рок-движения и стала двигателем важных перемен. Ещё одна огромная вечеринка, попавшая в объектив, — фестиваль Monterey Pop, на котором в том числе взошла звезда Дженис Джоплин.


Tonight Let’s Make Love in London

1967

Режиссёр: Питер Уайтхед

О Лондоне 60-х хорошо известно из игровых фильмов режиссёров новой британской волны, многие из которых (например, Линдсей Андерсон) начинали в документальном кино. Про начало бит-движения в Великобритании, например, отлично расскажет фильм The Beat City. Tonight Let’s Make Love in London — тот свингующий Лондон, который был декорацией для «Фотоувеличения» Антониони, но без интерпретаций посредника. Концерты Pink Floyd со световыми шоу, авангардная мода, портреты Джули Кристи и Дэвида Хокни  — идеальный пример того, как оказаться в нужное время в нужном месте посреди самых захватывающих событий десятилетия.


«Коммивояжёр»

Salesman, 1968

Режиссёры: Альберт Мэйслес, Дэвид Мэйслес, Шарлотта Зверин

Помните фильм «Бумажная луна» Питера Богдановича об аферисте, который впаривал Библии вдовам? «Коммивояжёр» — захватывающий документальный фильм примерно из этого же времени и на эту же тему. Камера следит за тем, как работает коммивояжёр, чья задача — продать Библию сонным домохозяйкам и потерявшим надежду мужчинам средних лет. Коммивояжёры заседают на мастер-классах по продажам, меряются достижениями и пытаются свести концы с концами — от хорошей жизни, как известно, такую работу не выбирают. Этот документальный фильм, хоть и был снят 50 лет назад, и сейчас остаётся одним из самых точных высказываний об Америке, религии, надувательстве и капитализме и их многолетнем альянсе.


«Бесконечное лето»

The Endless Summer, 1966

Режиссёр: Брюс Браун

Формально документальный фильм, по ощущениям — репортаж из рая. «Бесконечное лето» — кино о начале сёрф-культуры и порождённом ею времяпрепровождении. Сёрферские фильмы в южных штатах, пляжные вечеринки с волейболом, калифорнийский и флоридский зной, немало поспособствовавший сексуальной революции в Штатах — «Бесконечное лето» подытоживает всё главное, что сёрф дал американской молодёжи. Фильм о кругосветном путешествии нескольких молодых людей в поисках идеальной волны и новом типе глобального путешественника — юного человека, который отправился за впечатлениями.

Фильмы о звёздах и их окружении

C середины 50-х музыка стала главным видом досуга нового поколения, за которым было интересно наблюдать людям за камерой и зрителям после. Рок-звёзды после крупных концертов обрастали репортёрами и фотографами; у многих, помимо фотокамеры, была и кинокамера. В тесный круг своих пускают или единомышленников, или знакомых через одно рукопожатие — и за время съёмок режиссёры часто становятся друзьями музыкантов, если ещё не были ими до этого (например, Джим Джармуш, Джулиен Темпл и Айзек Джулиен).

The Beatles, после того как их имена прогремели, удостоились нескольких фильмов — как комедийных игровых (A Hard Day’s Night или Help!), так и документальных (Let It Be). Более радикальных на сцене The Rolling Stones Жан-Люк Годар включал в свою политическую документалку «Сочувствие дьяволу», а фильм Gimme Shelter показывает, как на их же концерте закончилась эпоха «детей цветов» и воцарились «ангелы ада». Шумовые представления The Velvet Underground тоже часто сопровождались съёмкой, сынициированной Уорхолом или кем-то из его снимающих друзей.

За 50 лет жанра «фильм о суперзвезде» в нём произошло не так уж много изменений. Резонанс часто зависит от харизмы и масштаба звезды (например, не выходящие из топов «Зигги Стардаст и пауки с Марса», «Эми» или «Кобейн: Чёртов монтаж»), говорящие головы продолжают рассказывать на камеру малоизвестные факты биографии и байки из юности, а годами не разбираемые архивы потрошатся ради того, чтобы показать, как это было. Инсценировки тоже в ходу — но редко в действительно интересном кино. Раз в несколько лет на поверхность всплывает фильм не о гигантской звезде, а фильм — великая история. Так было с лентой «В поисках Сахарного Человека» о фанатском расследовании исчезновения фолк-певца Родригеса. Если повезло ухватиться за такой сюжет, фактура сработает на миллион.

Для большинства фанатов, живущих на дистанции от своих кумиров, фильмы и записи — единственный способ прикоснуться к вечно далёкой звезде. Прекрасно понимая это, поп-культура идёт на глобальные перемены и вместо документалистики дарит поклонникам видеопостеры: Дэвид Боуи выпускает предсмертный альбом с клипами, а Бейонсе и вовсе делает 40-минутный видеоальбом силами сотен участников, прекрасно понимая, что смотреть на неё фанатам не менее важно, чем слышать.

Список главных документальных фильмов у каждого музыкального и кинокритика свой — и тут сойтись невозможно. Ниже — всего лишь небольшое число отличных примеров, обязательных к просмотру.

22 фильма о знаменитостях и мире вокруг них

«Плохой 25» и Michael Jackson's Journey from Motown to Off the Wall

Bad 25, 2012 / Michael Jackson's Journey from Motown to Off the Wall, 2016

Режиссёр: Спайк Ли

Два искрящихся документальных фильма Спайка Ли о Майкле Джексоне — его первом сольном альбоме после семейного подряда The Jackson 5 и первом грандиозном альбоме, сделавшем его королём поп-музыки.


«Пустой город»

Blank City, 2010

Режиссёр: Селин Данхье

Нью-йоркская сцена ноу-вейва вместе с её музыкантами и кинематографистами: главные люди своего времени (Керн, Харри, Джармуш) рассказывают не очень растиражированную историю от первого лица.


«Не ищи смысла»

Stop Making Sense, 1984

Режиссёр: Джонатан Демми

Фильм на все времена о том, на что способны на сцене Talking Heads: практически на всё.


The Kids Are Alright

1979

Режиссёр: Джефф Стейн

Всё лучшее, что творили The Who в студии, интервью и на лайвах, в одном фильме с 3 тысячами разбитых гитар.


«Последний вальс» и «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире»

The Last Waltz, 2002 / George Harrison: Living in a Material World, 2011

Режиссёр: Мартин Скорсезе

Опытный документалист Скорсезе расцветает, когда берётся за своих любимых — группу The Band и самого таинственного участника The Beatles Джорджа Харрисона.


«Рок» и «Йя-Хха»

1988 / 1986

Режиссёры: Алексей Учитель / Рашид Нугманов

Фильмы Алексея Учителя и Рашида Нугманова с близким взглядом на голоса поколения перестройки и, что уж там, великих музыкантов русского рока.


«В постели с Мадонной»

Madonna: Truth or Dare, 1991

Режиссёр: Алек Кешишян, Марк Альдо Мичели

Мадонна из популярной певицы превращается в мировую звезду: мировой тур, танцевальное шоу, много эротики и пространства для скандала.


«Великое рок-н-ролльное надувательство» и «Грязь и ярость»

The Great Rock’n’Roll Swindle, 1979 / The Filth and the Fury, 2000

Режиссёр: Джулиен Темпл

Две изумительных фильма Джулиена Темпла про Sex Pistols: c большим количеством Малкольма Макларена — и небольшим.


The Punk Singer

2013

Режиссёр: Сини Андерсон

Жизнь и судьба riot grrrl, одной из главных девушек в панк-движении — бескомпромиссной феминистки Кэтлин Ханны.


«Падение западной цивилизации»

The Decline of Western Civilisation, 1981, 1988, 1998

Режиссёр: Пенелопа Сфирис

Сага в трёх частях об американской панк-сцене на протяжении 80-х и 90-х: шумно, грязно и беспощадно для ушей.


«Скотт Уокер: Человек XXX cтолетия»

Scott Walker: 30th Century Man, 2008

Режиссёр: Стивен Кижак

Вся королевская рать в истории музыки рассказывает, как их жизнь изменил Скотт Уокер, певший разное и о разном на протяжении 50 лет.


«Истерия!»

Hype!, 1996

Режиссёр: Дуг Прей

Сиэтлский гранж и его очевидные и невидимые герои — в фильме о том, как локальное явление стало глобальной модой. Схожий с ним невероятный документальный фильм, вышедший десятилетием раньше, — Streetwise.


«Старая добрая Фреда»

Good Ol’ Freda, 2013

Режиссёр: Райан Уайт

История секретарши фан-клуба The Beatles Фреды, которая прожила вместе с главной группой поколения все 60-е и вела их документацию.


«Заткнись и играй хиты» и «Бесстрашные уродцы»

Shut Up and Play the Hits, 2012 / The Fearless Freaks, 2005

Режиссёры: Уилл Лавлэйс и Дилан Саузерн / Брэдли Бисли

Две держащие в тонусе истории про группы со зрелищными лайвами для стадионов — LCD Soundsystem и The Flaming Lips. Фильмы, от которых ноги сами пускаются в пляс.


Journey Through the Past

1972

Режиссёр: Нил Янг

Гипнотический фильм из начала 70-х о том, как выступал и кем был Нил Янг, с минимумом закадровых трактовок.


«Хейма»

Heima, 2007

Режиссёр: Дин ДеБлуа

Торжественный, красивый и завораживающий фильм об истоках музыки Sigur Rós и о том, как они вернулись на родину просто поиграть для своих.


«Дьявол и Дэниел Джонстон»

The Devil of Daniel Johnston, 2005

Режиссёр: Джефф Ферцейг

Честная и грустная история про то, как писать музыку и выступать, когда у тебя диагностирована маниакальная депрессия, а каждая пластинка связана не только с вдохновением, но и с болью.

На грани культуры, социологии и антропологии: как документальное кино видит мир в его сложности

Переход из игрового кино в документальное и обратно — частая практика в режиссуре. Прославившие Вернера Херцога фильмы во многих случаях связаны с фиксированием реальности, будь это фильм о смертной казни или исследование древнейших настенных росписей, и в каждом случае мы как зрители охватываем пласт явлений, а не смотрим на ситуацию под одним углом убеждённого автора. Важнейшие европейские режиссёры — Луи Малль в «Калькутте», Шанталь Акерман в «С Востока», Вим Вендерс в «Лиссабонской истории» и Buena Vista Social Club отправляются в путешествие в непривычные места без ответов на вопросы и готовностью удивляться — укладу жизни, сплетению пейзажей и жителей и местным сообществам. Их рефлексия и отсутствие страха потерять дистанцию так отличают их от глянцевых фильмов серии «Коянискацци» или «Бараки».

Находя местных героев, истории о социальной несправедливости в неблагополучных странах обретают необходимую фактуру. Так, фильм «Свалка» о самой большой свалке в мире в пригороде Сан-Паулу объясняет многое о бедности в Бразилии и о том, как поколения людей в нищете выключены из здоровой жизни. А «Сонита» об иранской хип-хоп-исполнительнице рассказывает о традиции ранних браков против воли, фундаментализме и диктатуре на примере судьбы 14-летней девочки на пороге её замужества.

Классики американской документалистики Фредерик Уайзмен и Эррол Моррис за многие годы работы с материалом совершенствуют каждый свой метод: Моррис работает с мизансценами и резонансными историями, Уайзмен превращается в стороннего наблюдателя, который, кажется, вообще не вмешивается в происходящее и забывает выключить камеру (само собой, это просто иллюзия и признак мастерского монтажа). От старшеклассников до студентов Беркли, от бедняков на пособии до спортсменов — фильмы Уайзмена стоит смотреть при любой возможности (к сожалению, они невероятно труднодоступны для живущих в России зрителей).

Межрасовые отношения — традиционно одна из самых сложных и богатых тем в Штатах — показаны в десятках отличных документальных фильмах. Недавно отреставрированный «Портрет Джейсона» Ширли Кларк с интервью темнокожего хастлера Джейсона на камеру в 1967 году — одно из самых сильных высказываний об обществе сегрегации. Будет ли это история об американском фанке 70-х и его героях (Thunder Soul, 2010), главных фигурах движения за гражданские права («Хроники движения „Власть чёрным“ 1967–1975», 2011), юных баскетболистах в мечтах об игре в NBA («Баскетбольные мечты», 1994), стандартах прямых волос и светлой кожи для афроамериканок («Красивые волосы», 2009) или девочках в тюрьме для подростков («Девичество», 2003), —рассказывая об одной частной проблеме, режиссёр всегда выходит на глобальные обобщения о справедливости, рациональности и классовых различиях.

Скажем, фильм «Детропия» рассказывает об опустении легендарной столицы автопрома Детройта, концентрируясь на его жителях из незащищённых слоёв. А фильм Strike a Pose о танцорах вогинга, с которыми Мадонна гастролировала в начале 90-х, объясняет, что стало с самыми обычными парнями-танцорами из бедных кварталов, внезапно попавших в супершоу мечты: мало кому удалось реализовать успешный сценарий.

Из обилия современного документального кино на политические и социальные темы тоже можно узнать очень многое о культуре мест, горизонтальных связях и сложных отношениях сообществ между собой в странах, чья повестка и контекст могут быть от нас предельно далеко. «Боулинг для Колумбины» об оружейной культуре США, «Земля картелей» о жизни под гнётом наркомафии в Мексике, «Жизнь священна» о студенческом движении против насилия в Колумбии, «Акт убийства» о геноциде в Индонезии — помимо конкретной проблематики, мы видим в этих фильмах людей, их сложную сеть взаимоотношений и рефлексию об исторической памяти, которые ускользают на дистанции, когда мы потребляем темы только в виде новостных заголовков и журналистской аналитики.

14 ярких фильмов, которые по-новому преподносят известные явления

«Войны стиля», «Бомба», Piece by Piece

Style Wars, 1983 / Bomb It, 2007 / Piece by Piece, 2005

Режиссёры: Тони Сильвер, Джон Рейсс, Ник Холл

Три важных и дополняющих друг друга фильма о граффити-художниках разных поколений, их противостоянии власти, самовыражении и мотивации.


A Band Called Death

2012

Режиссёры: Марк Кристофер Ковино, Джефф Хоулетт

Безумная история о первой хард-рок-группе начала 70-х, расцветшей посреди афроамериканского сообщества, захваченного фанком.


«Париж горит» и Kiki

Paris is Burning, 1990 / Kiki, 2016

Режиссёры: Дженни Ливингстон / Cара Джордено

Два зажигательных фильма — классика и наследник — о квир-сцене современного мегаполиса, культуре вогинга и балрума среди этнических и сексуальных меньшинств.


«Тут вам не Калифорния»

This Ain’t California, 2012

Режиссёр: Мартен Персиель

Скейтбордисты ГДР, воплощавшие фантазии американской мечты о скорости и свободе, переживают 80-е и падение Берлинской стены. В довесок можно посмотреть «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине» о жизни по другую сторону стены и музыкальный андеграунд одного из самых интересных и свободных городов Европы.


«Времена Харви Милка»

The Times of Harvey Milk, 1984

Режиссёр: Роб Эпштейн

История борьбы за гражданские права в Сан-Франциско и местной сцене, приведшей к власти первого открытого гей-политика США Харви Милка — ценный взгляд из 1984 года.


«Фристайл: Искусство рифмы» и «Наш винил весит тонну»

Freestyle: The Art of Rhyme, 2000 / Our Vinyl Weights a Ton, 2013

Режиссёры: Кевин Фицджералд / Джефф Бродвэй

Образцовые документалки о музыкальной сцене с предельной концентрацией суперзвёзд: в поле зрения попадает организация музыкального лейбла и культура фристайла в хип-хопе.


«Парни на скейтах»

Dogtown and Z-Boys, 2001

Режиссёр: Стейси Перальта

Уличная культура американских скейтеров в истории о восхождении известнейшей местной команды, начавшей кататься в бассейнах: каждый из них — статуя свободы сам по себе.


«Милашка и боксёр»

Cutie and the Boxer, 2013

Режиссёр: Захари Хейнзерлинг

История 40-летнего брака, дружбы, поддержки и взаимной иронии двоих японцев, выживающих в Нью-Йорке: не слишком удачливого художника Ушио Шинохары и его жены в поисках собственной творческой карьеры.


«Живые внутри»

Alive Inside, 2014

Режиссёр: Майкл Россато-Беннетт

Фильм о музыке как лечении, влиянии музыкальной терапии на потерявших надежду пациентов и борьбе её пропагандистов со скепсисом общественного мнения.


«Собиратели и собирательница»

Les glaneurs et la glaneuse, 2000

Режиссёр: Аньес Варда

Аньес Варда отправляется в путешествие по родной Франции, чтобы выяснить, как живут люди, которые подбирают остатки урожая и продаваемой еды, — фильм о щедрости, жадности, коллективных ритуалах, бедности и уважении к каждому кусочку земли.

Как и где следить за интересным документальным кино о современной культуре

Лучший способ быть в курсе того, какие документальные фильмы снимаются и собирают залы, — следить за программой нескольких ведущих кинофестивалей. Их довольно много, и единственное неудобство — фильмы невозможно посмотреть сразу: их приходится запоминать и шпионить за ними в течение пары лет в местном прокате (если повезёт), на платных каналах вроде HBO или Netflix или онлайн. Надо держать в голове, что цикл проката — от премьеры на фестивале до прихода на телевидение или в Сеть — длится от полугода и больше. Во многих случаях отличным выходом может стать местный кинофестиваль в ближайшем крупном городе или специальные показы при поддержке культурных центров стран-производителей.

Концентрация документального кино в программе любого крупного кинофестиваля сейчас предельная за многие годы — и этому есть объяснение. Там, где игровое кино не справляется с капканами сценария, ошибками актёров и слабой визуальной подачей, документальное выплывает на поверхность за счёт фактуры, потрясающих найденных героев и историй «больше, чем жизнь», которые тебе никогда не доведётся пережить самому. Именно поэтому выбирать документальное кино в пользу художественного — привычный ход для каждого, кто интересуется не только субкультурами, музыкальной сценой или ищет фильмы о своих кумирах, но и просто задумывается о мире вокруг себя — от устройства общества и экологии до биографий и методов современной журналистики.

Ещё один хороший источник нового кино — номинанты на «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм»: выигрывают, кстати, не всегда лучшие, так что можно отсматривать всех интересующих соискателей.

Читать о документальных фильмах, которые меняют этот мир, предпочтительнее на зарубежных ресурсах, до авторов которых многие фильмы добираются быстрее — Indiewire, Guardian Film, Collider, The New York Times, The New Yorker, Slant Magazine, Notebook MUBI, Vulture, Vice или The Criterion Current.

Российские фестивали

«Артдокфест»

artdocfest.ru

«Послание к человеку»

message2man.com

«Кинотавр»

kinotavr.ru/ru

«ММКФ»

moscowfilmfestival.ru

2morrow

2morrowfest.ru

«360»

360.polymus.ru/ru

Beat Film Festival

2016.beatfilmfestival.ru

«Край света»

sakhalinfilmfestival.ru

«Докер»

midff.com


Зарубежные фестивали

SXSW

sxsw.com

Berlinale

berlinale.de

Sundance

sundance.org

True/False

truefalse.org

New York Film Festival

filmlinc.org/nyff2015

Toronto Film Festival

tiff.net

Venice Film Festival

labiennale.org/en/cinema

обложка: кадр из фильма «В постели с Мадонной»