Основной проект

Основной проект биеннале молодого искусства открывается 1 июля на «Трёхгорной мануфактуре». Куратор выставки британец Надим Самман — который, по мнению портала Artsy, входит в двадцатку самых влиятельных молодых кураторов Европы — отобрал работы почти сотни художников со всего мира. Тема биеннале — «Глубоко внутри». 87 участников рассмотрят изменения социального, информационного и других ландшафтов в условиях постоянного выхода человечества из телесности благодаря интернету. Архитектуру выставочного пространства разработало бюро «Новое».

КОГДА: 1 июля — 10 августа

ГДЕ: «Трёхгорная мануфактура»

«Свежая кровь»

КОГДА: 29 июня — 31 июля

ГДЕ: «Винзавод»

«Свежая кровь» — один из проектов параллельной программы биеннале молодого искусства. И если вас тоже смущает слово «молодое» применительно к искусству, то вам сюда. Одни из лучших молодых художников России — Антонина Баевер, Альберт Солдатов, Кирилл Савченков и Евгений Гранильщиков — рассмотрят понятия «молодое искусство» и «молодой художник». Могут ли они вообще существовать? Забавно, что к открытию, которое состоится 28 июня, приурочили вечеринку «より多くの愛 СВЕЖАЯ КРОВЬ», устроенную организаторами «Вичаутов».

«Г И П Е Р С В Я З И»

Куратором стратегического проекта биеннале, который пройдёт в помещениях Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке, стал португалец Жоау Лайя, который на выставке «Г И П Е Р С В Я З И» поставил вопрос, схожий с темой основного проекта. Художники из 15 стран рассмотрят проблему взаимопроникновения реального и виртуального миров и социальных связей в них.

КОГДА: 30 июня — 14 августа

ГДЕ: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке

«Время обоснованных сомнений»

Итальянские кураторы Сильвия Франческини и Валерия Манчинелли заняли выставочный зал Государственного центра современного искусства на Зоологической улице, чтобы осуществить стратегический проект биеннале, посвящённый, по их мнению, новой функции искусства — ставить мир под сомнение. Сомневаются кураторы и в традиционном формате выставки, превращая её в дискуссионную площадку.

КОГДА: 30 июня — 14 августа

ГДЕ: Государственный центр современного искусства

«Гелиогабал»

Гелиогабал — это римский император, известный своей чрезмерной любовью к излишествам (в том числе сексуальным), а также жестокостью: установив в государстве культ сирийского солнечного бога, он приказал приносить человеческие жертвы. Этот император — оборотная сторона античности, которую начиная с эпохи Ренессанса многие в Европе принимали за образцовый период развития эстетики и человеческого общества. Молодые художники из Москвы под руководством куратора Александра Плюснина (это его дебют в таком качестве, вообще-то он художник), разберутся с образом Гелиогабала в галерее pop/off/art на «Винзаводе».

КОГДА: 1 июля — 1 сентября

ГДЕ: галерея pop/off/art

«В славном городе Воронеже»

Воронежский центр современного искусства организует на территории «Винзавода» выставку «В славном городе Воронеже», разбирающую феномен воронежского современного искусства. Этот город подарил российскому искусству имена Арсения Жиляева, Кирилла Гаршина и Ильи Долгова, и там продолжают появляться всё новые художники.

КОГДА: 29 июня — 31 июля

Где: «Винзавод»

«EXTENSION.IR. Актуальная художественная сцена Ирана»

КОГДА: 30 июня — 24 июля

ГДЕ: галерея «Триумф»

Галерея «Триумф» продолжает проект, знакомящий московских зрителей с современным искусством за пределами самых развитых стран мира. В прошлом году там показывали молодых румын, недавно завершилась выставка актуального искусства Южной Кореи, а летом в «Триумфе» экспонируют творчество современных иранцев. Все художники родились после Исламской революции 1979 года и выросли в странных условиях на границе между изоляцией страны и мировым признанием её искусства, особенно кино.

«Простое равенство = внутренний модернизм»

Куратор Анна Петрова пригласила нескольких художников, фотографов и архитекторов поразмышлять об условиях, в которых оказалась модернистская архитектура. Как утопия в виде многоквартирных домов превратилась в то, что мы видим сейчас? На выставке можно увидеть отрешённые фотографии модернистских построек, снятые Максимом Шером, Денисом Есаковым и Анастасией Цайдер, реинтерпретацию модернизма от Ирины Кориной, Сергея Лоцманова и Яна Тамковича и размышления о месте человека в пространстве модернистской архитектуры от Павла Отдельнова, Дмитрия Лукьянова и других художников.

КОГДА: 15 июня — 31 июля

ГДЕ: «Граунд Песчаная»

«дом-дворец-салон-отшиб-музей-америка»

Слушатели одного из семинаров Школы Родченко восприняли выставку как поле борьбы между художниками, их произведениями и идеями, и посвятили этой теории проект, разбросанный по нескольким локациям. Среди них и институции вроде Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре, и Центральный дом архитектора, и усадьба в Подмосковье, и квартира в Пенсильвании.

КОГДА: зависит от места проведения

ГДЕ: квартира в городе Бетлехем (Пенсильвания, США), Центральный дом архитектора, Дом творчества архитекторов (город Видное, Московская область), салон в Костомаровском переулке, Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

«Про то, как мы стали друг другом»

Пока ещё не все научились говорить слово «художник» без придыхания и не понимают, что при желании и способностях им можно стать. Участники этой выставки в ДК «Трёхгорка» объясняют, как это получилось у них. Видео и объекты расскажут о границе между статусом не-художника и художника и о том, как она преодолевается.

КОГДА: 25 июля — 20 августа

ГДЕ: ДК «Трёхгорка»


фотографии: Пятая московская биеннале молодого искусства