На этих выходных в Москве на территории завода МоЗАЛ пройдёт Outline — один из важнейших российских музыкальных фестивалей, за три года жизни сумевший утвердиться в статусе события мирового масштаба. В этом году его лайнап стал разнообразнее: помимо техно-сетов всех мастей появилось ещё больше живых выступлений, порой неожиданных — от ветеранов индастриала Clock DVA до ростовской группы «Утро». На шести сценах выступят без малого 70 музыкантов, а само действие растянется больше чем на сутки: первые сеты начнутся в 22:00 2 июля, а последние закончатся за полночь воскресенья, 3 июля.

По просьбе The Village главный редактор российского Mixmag Илья Воронин разбирает лайнап Outline-2016 и рассказывает, чьи выступления не стоит пропускать и почему.

Мулату Астатке

Любимый музыкант Джима Джармуша (который, в общем-то, и открыл Астатке окружающему миру), Астатке в 70-х придумал свой жанр «эфиопский джаз», в канве которого какое-то время работало огромное количество эфиопских музыкантов (пока власть в Эфиопии не взяли военные и не запретили большую часть музыки). Долгое время Астатке (и весь эфиопский джаз) был известен преимущественно меломанам-маргиналам и диггерам, которые перерывали горы музыки в поисках идеальных семплов и битов для своего хип-хопа. Надо сказать, что музыка Астатке с годами не утеряла ни грамма своего солнечного тепла, а побывавшие на его живых выступлениях все как один отмечают удивительную атмосферу мира и любви. Идеальный концерт на Sun Stage, к тому же и погоду обещают хорошую, близкую к эфиопской.

Sun Stage

3 июля, 19:00

The Residents

В свой первый приезд в середине нулевых в Россию, в клуб «16 тонн», участники группы перевернули всё вверх дном, отыграв сумасшедший по энергетике концерт. Во многом именно они со своей концепцией анонимности являются прообразами для всех последующих поколений музыкантов и продюсеров, стремящихся к анонимности (но редко сохраняющих её на долгий срок).

Художественное объединение (а музыкальная деятельность является всего лишь частью) The Residents существует с конца 60-х и свои настоящие имена и лица скрывает очень тщательно. Говоря о The Residents, кто-нибудь обязательно отметит, что от оригинального состава там, наверное, уже никого не осталось. Вполне возможно, но зато осталась оригинальность. Говоря о The Residents, нельзя даже расставить стилистические маячки, поскольку это не имеет никакого смысла. Диапазон самый широкий — от фри-джаза и авангарда до пародий и электроники. Точнее было бы сказать, что они играют просто музыку.

Block Stage

3 июля, 02:00

Филипп Горбачёв

Записав рейв-мем «Иван, давай открой коробку», задав в лоб вопрос клабберам «Любишь ли ты хаус-музыку?», Филипп Горбачёв свой второй альбом, который вышел буквально на днях, будет презентовать сразу на главной сцене Outline. Вокруг самого выступления до поры до времени царит атмосфера секретности. Известно, что это будет полноценный аудиовизуальный лайв, над которым работает «Сила Света», за хореографию отвечает Олег Глушков, а знакомые с деталями говорят, что пропустить это вряд ли возможно. Если ориентироваться на звучание последнего альбома, то надо готовиться к напору энергии, которая по своей наивности и честности больше всего напоминает зарю европейского рейв-движения. Как поётся в одной из песен Горбачёва, «Мы слушаем только свои ощущения». Видимо, это как раз и надо порекомендовать всем сделать на его концерте.

Main Stage

3 июля, 02:00

Даниеле Балделли

Различные жанры в истории танцевальной музыки нередко не придумываются в студиях, а постепенно обретают форму в диджейских сетах, в буквальном смысле прямо на танцполе. Хип-хоп, хаус, многочисленные производные британского звучания (от джангла до дабстепа) — этот ряд вполне может продолжить и итало-диско — а точнее, странное его ответвление «космик-саунд», напрямую выросшее из диджейских сетов и существовавшее в середине 80-х в нескольких итальянских клубах. Это довольно медленная, но не утерявшая своей танцевальности очень жизнерадостная и лиричная музыка. Придумали её (а точнее, придали облик этому звучанию) несколько итальянских диджеев, в том числе и Даниеле Балделли. Раз уж 80-е вновь вернулись в моду, то обратно на поверхность вернулись и артисты. Например, Балделли всё так же играет превосходные миксы из диско, хауса и прочего, что может попасть под определение «космик-саунд». Идеальная музыка для летнего дня.

Klub

3 июля, 19:00

Вероника Васицка

Музыкальный критик Саймон Рейнольдс в своей книге «Ретромания» о жанре «минимал-синт» пишет следующее: «Это обозначение используется для описания практически бескрайних просторов доморощенной электронной музыки, которая в начале 80-х, как правило, была непривлекательна с инвестиционной точки зрения и выпускалась музыкантами за свой счёт, обычно только на кассетах. „Минимал-синт“ обычно употребляется в отношении групп, которые могли бы стать Depeche Mode или Soft Cell, если бы они умели сочинять музыку, и бесконечных клонов Suicide, DAF и Fad Gadget».

Для Вероники Васицки эта музыка — целый мир. Запустив в 2005 году лейбл Minimal Wave, она принялась возвращать на свет божий забытых и обойдённых в своё время вниманием артистов, сочинявших странную электронику, итало-диско и хаус. В общем-то, во многом именно ей надо отдать должное за поклоны 80-м, которые всё никак не прекратятся. Следует быть готовым к тому, что во время её выступления вокруг будет много серьёзных молодых людей в чёрном.

Klub

3 июля, 08:00

Byetone

Один из основателей лейбла Raster-Noton, на котором издаётся музыка всё больше экспериментального толка, Олаф Бендер под псевдонимом Byetone выступит на главной сцене Outline со своей новой аудиовизуальной программой, которую скорее нужно будет слушать и смотреть, нежели танцевать под неё. В общем-то, Byetone — это такой идеальный слепок всего, что интересует Raster-Noton: современное (всё больше медиа- и цифровое) искусство, глитч, свобода самовыражения и индустриальное минимал-техно как ритмический каркас. Англичане назвали бы такую музыку intelligent dance music, предварительно вычеркнув слово dance.

Main Stage

3 июля, 01:00

Femminielli Noir

На Outline привечают музыку мрачную — для неё отводится целый танцпол Dark Stage, который работает только ночью. В лайнапе фестиваля довольно много артистов, в своём творчестве изучающих мрачные закоулки музыки, — критики обычно дают им смачные жанровые описания. Например, канадец Femminielli Noir ни сдерживает себя ни в чём. Может дать сентиментальности с синтипопом, а может выдать на каком-нибудь заковыристом японском лейбле нечто индустриальное, к чему приклеивают ярлык «power electronic». Иными словами, нужно готовиться к испытанию всех своих чувств на прочность.

Block Stage

3 июля, 03:00

JD Twitch

Если задаться целью отобрать лучшие заведения по всему миру, в которых не только куётся новое электронное звучание, но и поддерживаются стандарты диджейского искусства, то Sub Club в Глазго обязательно будет фигурировать где-то в начале списка. Во многом благодаря вечеринкам Optimo, которые с 1997 года на регулярной основе устраивает диджейский дуэт JD Twitch и Джонни Вилкес. С какого-то момента их вечеринки странствуют по разным клубам мира, и всякий раз это пиршество для меломанов. Главный посыл этих вечеринок можно описать слоганом «Не техно, не хаус, а музыка, просто хорошая музыка». Именно этого как раз и нужно ждать от JD Twitch, а стили и жанры — это дело здесь совершенно десятое. Во время его выступления можно даже поиграть в игру «Угадай меломана» по телефону с Shazam в руке.

Klub

3 июля, 19:00

The Skatalites

Известная ямайская ска-группа, которая существует настолько долго, что большинство её основателей уже давно скончались. Но дело группы, как мы видим, живёт и побеждает. The Skatalites всё так же играют солнечный ска и прочие ямайские музыкальные ответвления и всё так же радуют людей, пусть даже большинство особо известных хитов были записаны где-то в 60-х. Для ничегонеделания солнечным воскресным днём подобная музыка подходит идеально.

Sun Stage

3 июля, 20:00

Skatebård

Бородатый норвежский пухлячок-весельчак последние лет 15 записывает и исполняет космическую во всех смыслах музыку. Её склоняют на разные лады — кто зовёт нью-диско, кто просто новым электро, а кто презрительно фыркает: «Ретромания». Но нельзя не отметить, что этот норвежец как никто другой умеет создавать у публики ощущение затяжного космического путешествия, комфортной атмосферы и ощущения какого-то непрекращающегося позитивного мировосприятия. Редкое, надо сказать, качество.

Klub

3 июля, 12:00

обложка: Pablo Zuleta Zahr/Paramount Artists