В прокат вышел «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна — эротический триллер о судьбе старлетки в Лос-Анджелесе, чей успех на модельных показах становится поводом для зависти и причиной несчастий. Это долгожданное возвращение жанра эротического триллера, обыгранное в эстетике глянцевых фотосессий, и к тому же с Эль Фэннинг, похожей на Сисси Спейсек и Кару Делевинь одновременно. The Village решил вспомнить, как развивался жанр эротического триллера и какие другие его образцы стоит обязательно увидеть или пересмотреть.

В большей степени эротические триллеры обязаны нуарам — тягучие тени и высокая контрастность, сюжеты о роковом влечении и предательстве, замешанном на острой страсти, появились в студийном голливудском кинематографе с приходом звука. Но доступ камеры к голому телу и массовые спекуляции на постельных сценах были невозможны до конца 60-х годов, когда эротика и порнография средней руки наводнили кинотеатры второго эшелона. Обнажённое тело, снятое в оптике пытливого мужского взгляда (male gaze), начало работать в тот момент, когда к жанровым рамкам нуара добавили интригу живой плоти — чаще всего женской.

Эпизоды с голой натурой встречаются в кино с начала 10-х годов, существуют в авангардном и трансгрессивном кино параллельно с культурой мейнстрима. Вспомните «Андалузского пса», «Пламенеющих созданий» и «Плоть» Пола Моррисси или «Крота» Алехандро Ходоровского. Но именно послевоенная эпоха со впервые вышедшим в 1953 году журналом Playboy подарила миру секс-символов, о которых не говорили полушёпотом. Бетти Пейдж, Мэрилин Монро, Грейс Келли и Софи Лорен воспринимались как женщины в цвете, а не ожившие чёрно-белые фотографии. Год за годом киноиндустрия отвоёвывала ракурсы, части тела и в конце концов пришла к тому, что в конце 60-х годов постельные сцены можно было добавлять не в качестве дополнительного аттракциона, а делать сексуальность главной темой фильма, не прячась за ширмы недосказанностей.

Замешанный на эротике и смертоносности полового акта «Ребёнок Розмари», бунтарский экшн «Беспечный ездок», детективная драма о любовном треугольнике «Прошлым летом» — предвестники жанра эротического триллера. Так же как и фильмы Хичкока, иносказательно объяснявшего сексуальные фрустрации через эпизоды, которые никак нельзя считать откровенными, — будь то налёт птиц, сцена в душе или превращение реальной женщины в абстрактную женщину мечты. В значительной степени эротическим триллером можно назвать «Хардкор» Пола Шрейдера, «Грязного Гарри» Дона Сигела, «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и «Соломенных псов» Сэма Пекинпа. «А теперь не смотри» и «Плетёный человек» — идеальные примеры того, как выработанные в Голливуде каноны распространились по жанровому кино Западной Европы, в данном случае Великобритании. От «Помады» к «В поисках мистера Гудбара» и «Почтальон всегда звонит дважды» мы приходим к режиссёрам, которые усвоили Пазолини, Бертолуччи и Бунюэля. Они выросли на авторском кино и вслед за ним продолжили использовать провокативные сцены в качестве сюжетного инструмента.

Жанр эротического триллера расцветёт во второй половине 80-х и начале 90-х с эпохой видеокассет и домашнего проката, когда сочетание детективной интриги и обнажённых тел под соусом кэмпа результируется в нескольких эпохальных для жанра фильмах. С тех пор режиссёры возвращаются на эту территорию, чтобы показать всем известное с новой стороны. Голым телом, острыми ножевыми ранениями и тяжёлым взглядом маньяка, очевидно, уже никого не удивить, и лучшие опыты последнего фильма в этом жанре шифруют под простенькой обложкой долгие годы синефилии, попытки снять неконвенциональную сексуальность и поговорить о человечности свежими интонациями в давно готовых и привычных рамках как бы второсортного кино.

Текст

алиса таёжная

7 фильмов, которые должны посмотреть все

«Основной инстинкт»

режиссёр Пол Верхувен, 1992 год

Даже если вы ничего не знаете об этом фильме, то точно видели, как выглядит Шэрон Стоун в белом платье и как она перебрасывает одну ногу на другую.

«Сердце ангела»

режиссёр Алан Паркер, 1987 год

Вуду-ритуалы, взгляд дьявола в самое сердце и кровь с потолка во время секса — Микки Рурк в заранее заготовленном для него капкане.

«Бассейн»

режиссёр Франсуа Озон, 2003 год

Скепсис и воображение Шарлотты Рэмплинг против феноменальной сексапильности Людивин Санье — фильм по мотивам известнейшего детектива Жака Дере с Роми Шнайдер и Аленом Делоном.

«С широко закрытыми глазами»

режиссёр Стэнли Кубрик, 1999 год

Несчастливая супружеская пара (реальные муж и жена, исполнители главных ролей Кидман и Круз, расстались в процессе съёмок) пытаются преодолеть кризис в отношениях с помощью измен, обмана и попыток жить по отдельности.

«Автокатастрофа»

режиссёр Дэвид Кроненберг, 1996 год

Автокатастрофа и сопровождающий её адреналин как источник новых впечатлений и удовольствий для уставших друг от друга людей. И всё это — в декорациях подпольной культуры, описанной автором «Мухи» и «Видеодрома».

«Горькая луна»

режиссёр Роман Полански, 1992 год

Две супружеские пары на одном корабле — старший спутник рассказывает младшему историю токсичных отношений и зависимости от страстной женщины, одержимость которой приводит его к трагедии.

«Связь»

режиссёры братья Вачовски, 1996 год

Дженнифер Тилли и Джина Гершон решают похитить миллионы у мафиозного приятеля одной из девушек после случайного и страстного знакомства — невероятный фильм о лесбийской страсти от братьев Вачовски, которые с разницей в пару лет стали сёстрами Вачовски.

10 канонических сцен в истории эротического триллера

«Жар тела»

режиссёр Лоренс Касдан, 1981 год

Кэтлин Тёрнер изнывает от зноя во Флориде и мечтает избавиться от надоевшего мужа.

«Последнее искушение»

режиссёр Джон Дал, 1992 год

Линда Фиорентино в белом костюме приходит в затрапезный американский бар, и от неё невозможно отвести глаз.

«Синий бархат»

режиссёр Дэвид Линч, 1986 год

Кайл МакЛаклан подглядывает за властным психопатом, который втягивает героиню Изабеллы Росселини в свои игры.

«Дикость»

режиссёр Джон МакНотон, 1996 год

Тот самый поцелуй Денизы Ричардс и Нив Кэмпбелл как одно из главных кинособытий 90-х.

«Ядовитый плющ»

режиссёр Кэтт Ши, 1992 год

Стервозная и готовая на всё девушка начинает охоту на одинокого отца когда-то своей лучшей подружки: Дрю Бэрримор 16 лет, и её героиня выглядит по-настоящему зловеще.

«Жестокие игры»

режиссёр Роджер Камбл, 1999 год

Порицаемая связь сводных брата и сестры, которые пытаются на спор и ради развлечения испортить жизнь всем, кого знают. Карьерная вершина Сары Мишель Геллар и одна из актёрских вершин Райана Филлиппа.

«Роковое влечение»

режиссёр Эдриан Лайн, 1987 год

Каноническая женская драка в ванной за одного идеального мужчину, который пытался усидеть на двух стульях.

«Мёртвый омут»

режиссёр Филлип Нойс, 1989 год

Горячая сексуальная сцена на заброшенной посреди моря лодке в фильме, который сделал громкой дебютанткой малоизвестную австралийку Николь Кидман.

«Горячее местечко»

режиссёр Деннис Хоппер, 1990 год

Дженнифер Коннелли выходит из воды, и для успеха фильма не нужно почти ничего больше.

«Увлечение»

режиссёр Алан Шапиро, 1993 год

Ещё одна старлетка охотится на легковерного и похотливого мужчину постарше — Алисия Сильверстоун на качелях и с фирменным взглядом исподлобья растворилась с наступлением нулевых.

Режиссёры, снимавшие эротические триллеры и детективы

Брайан Де Пальма

Главный голливудский последователь Хичкока, автор идеальных ракурсов и классических сюжетов о влечении, мастерски владеющий саспенсом.


Смотреть

«Одета для убийства», «Сёстры», «Подставное тело», Femme Fatale, «Чёрная орхидея»

Адриан Лайн

Вечный классик сладких мук и вызывающих диалогов, Лайн подарил нам некубриковскую «Лолиту», историю болезненной страсти героев Ким Бэсингер и Микки Рурка и сюжет о сексе с чужой женой за огромный выкуп.


Смотреть

«9 1/2 недель», «Роковое влечение», «Непристойное предложение», «Лолита», «Неверная»

Катрин Брейя

Одна из главных женщин-режиссёров, исследующая губительную страсть с точки зрения женщины, а также отношения власти, подчинения и взаимной зависимости.


Смотреть

«Романс X», Perfect Love, «Анатомия ада», «Грязная как ангел»

Атом Эгоян

Канадский режиссёр с армянскими корнями, больше всего интересующийся трюками памяти, непредсказуемости социальных ролей и подавляемыми страстями. Один из самых сложно устроенных, неоднозначных и незаслуженно малоизвестных кинодеятелей.


Смотреть

«Экзотика», «Хлоя», «Где скрывается правда», «Страховой агент»

Педро Альмодовар

Балансирующий между легкомысленными комедиями, мюзиклами и бульварными сюжетами, в самых удачных своих фильмах Альмодовар без стеснения рифмовал «кровь» и «любовь», не думая о мнениях со стороны и правилах хорошего вкуса.


Смотреть

«Матадор», «Поговори с ней», «Кожа, в которой я живу», «Живая плоть»

Нагиса Осима

Японский режиссёр снимал изнасилования, БДСМ-практики и воспалённые соски с начала 60-х и через десятилетие достиг той степени наглости, прямоты и мастерства, до которой западному мейнстриму в то время было ещё далеко. Это красивые, гипертрофированные и до сих пор завораживающие фильмы.


Смотреть

«Империя страсти», «Табу», «В плену чувств», «Радости плоти», «Дневной демон»

Абель Феррара

Начавший карьеру с истории сексуального маньяка с дрелью, Феррара закончил байопиком Пазолини и пародией на Депардье с Депардье же в главной роли, сняв с середины 80-х до начала нулевых несколько китчевых фильмов о стреляющих монашках, раздетой Мадонне и развратной Азии Ардженто.


Смотреть

«Мисс 45-й калибр», «Котяра», «Опасная игра», «Отель „Новая роза“»

Дэвид Линч

Линч явно примеряет эротический триллер как жанр на своё время. Он заигрывает с современниками, но никогда не желает делать как они. Все его фильмы — в той же степени эротические триллеры, как страшные клаустрофобные сны агента Купера, злоупотребляющего кофе.


Смотреть

«Синий бархат», «Дикие сердцем», «Малхолланд-драйв», «Шоссе в никуда»

Ален Роб-Грийе

Один из самых недооценённых в России режиссёров французской «новой волны», человек с отменным чувством юмора и талантом конструировать саспенс в самом замкнутом пространстве при минимуме визуальных аттракционов.


Смотреть

«Трансъевропейский экспресс», «Эдем и после», «Постепенные изменения удовольствия», «Игра с огнём», «Прекрасная пленница»

Дарио Ардженто

Страшный человек, жуткий отец и режиссёр-визионер, выстроивший карьеру вокруг багрово-красной крови, испуганных дев, мучителей, клаустрофобии и манипуляций со зрителями. Создатель джалло — самого самоироничного и торжественного эксплуатейшн-жанра в истории кино.


Смотреть

всё

Авторский взгляд на эротический триллер

Сложно представить режиссёра, который всю карьеру будет работать в одном жанре, не меняя подхода. Для многих эротический триллер был возможностью попробовать снять кассовый фильм, поиграть с наследием хичкоковской традиции и канонами влиятельнейшего нуара, пригласить на главные роли сексапильных актрис или перевернуть жанр вверх дном, рассказывая историю непростых отношений через призму околобульварных страстей — под эротическим триллером часто скрывается психоаналитический каркас.

Так, Николас Роуг вначале в «Представлении», а позже в «Нетерпимости чувств» работает с пограничным состоянием личности и преодолением личной травмы. «Голод» Тони Скотта пытается рассказать вампирскую историю в костюмированном романе троих, казалось бы, не сочетаемых между собой актёров — Катрин Денёв, Сьюзан Сарандон и Дэвида Боуи. «37,2 градуса утром» Жан-Жака Бенекса повествует о разрушительном романе главного героя с неуравновешенной Бетти, безумный секс с которой компенсируется её постоянными срывами. «Пианистка» Михаэля Ханеке по роману Елинек исследует границы власти внутри семьи и болезненных проявлений сексуальности, а разрушительная героиня Изабель Юппер делает попытки освободиться. «Люди-кошки» Пола Шрейдера — и вовсе безумная фантазия о скрещении двух животных видов, где нет места супергеройским спецэффектам (никаких бэтменов и женщин-кошек), а всё внимание привлекает незадолго до этого дебютировавшая Настасья Кински. Похожий по дикости фильм в качестве дебюта сняла дочка Дэвида Линча Дженнифер Джейсон: её «Елена в ящике» об ампутантке и жертве одержимого хирурга — метис сюжетов Стивена Кинга и собственного отца.

Удачные франкоязычные опыты с эротическими триллерами всегда были экспериментом в авторской манере от людей, чью фильмографию непросто разнести по жанрам, да и не требуется. Будет ли это гипнотическая «Пола Х» Леоса Каракса или детективная киберутопия Оливье Ассайяса «Демон-любовник», криминальная мелодрама «Читай по губам» Жака Одиара или жестокие телесные опыты Брюно Дюмона «Вне Сатаны» и «29 пальм», «Угрюмый» Филиппа Гранрье — жанр триллера, замешанного на сексуальном притяжении, всегда будет для режиссёров возможностью глобально высказаться о человеке, его меняющихся свойствах, слабостях и уязвимости.

Что смотреть сейчас: 10 главных эротических триллеров за последние 10 лет

«Леденец»

режиссёр Дэвид Слэйд, 2005 год

Эротический триллер без постельных сцен и голых тел — «Леденец» целиком строится на предположении девочки-подростка о том, что она попала на удочку к педофилу, который ловит потенциальных жертв на сайтах знакомств. Невероятная Эллен Пейдж в начале своей карьеры.

«Антихрист»

режиссёр Ларс фон Триер, 2009 год

Супружеская пара отправляется в лес, чтобы пережить смерть сына, а в итоге вступает в битву полов не на жизнь, а на смерть: Шарлотта Генсбур, Уиллем Дефо, очень много лесных кошмаров… и лисичка.

«Горечь»

режиссёры Элен Катте и Бруно Форзани, 2009 год

Скрещение фильмографий Хулио Медема и Дарио Ардженто, дикий и обидно малоизвестный фильм о галлюцинациях, пограничных состояниях тела и навязчивых кошмарах об убийстве, преследующих главную героиню Ану. Пир для глаз, прошедший мимо нас.

«Страсть»

режиссёр Брайан Де Пальма, 2012 год

Последний фильм Де Пальмы (и видимо, последний в карьере). Это ремейк сдержанного французского триллера о карьеристке-подчинённой и властной начальнице, которая любит игры с людьми и не привыкла отказывать себе в удовольствиях: Рэйчел МакАдамс против Нуми Рапас.

«Незнакомец у озера»

режиссёр Алекс Гироди, 2012 год

Вуайеристский, остроумный и красивый квир-детектив о неофициальном месте встреч мужчин, где неопытный Франк знакомится с угрожающим Мишелем и становится свидетелем убийства.

«Каньоны»

режиссёр Пол Шрейдер, 2013 год

Линдси Лохан в главной роли своей карьеры. Её героиня находится посреди равнодушного Лос-Анджелеса в компании порнозвезды Джеймса Дина. Это так плохо, что даже хорошо — и никого не жалко.

«Побочный эффект»

режиссёр Стивен Содерберг, 2013 год

Квартет голливудских звёзд и загадочное лекарство: главная героиня Эмили страдает от психического расстройства и по совету терапевта принимает таблетки. В прошлом — муж в тюрьме, в настоящем — полный пакет побочных эффектов, от которых должно спасти другое средство. Содерберг делает из Руни Мары «Исчезнувшую» и десятки раз переворачивает сюжет с ног на голову

«Оно»

режиссёр Дэвид Роберт Митчелл, 2014 год

Хоррор о чём-то несущем смерть и неотступно преследующем. Это что-то передаётся только половым путём — и компания сексуально активных молодых людей через секс заражает друг друга необъяснимым проклятием.

«Побудь в моей шкуре»

режиссёр Джонатан Глейзер, 2014 год

Скарлетт Йоханссон в роли инопланетянки — охотницы за мужчинами, расставляющей капканы в шотландской глубинке и работающей на гигантскую корпорацию переваривания человеческой плоти. Это один из немногих фильмов, требующих тотального погружения. Кроме того, саундтрек здесь выше всяких похвал.

«Синяя комната»

режиссёр Матьё Амальрик, 2014 год

Женатый мужчина и его восхитительная любовница живут в номере отеля, где никто не знает о тайне их отношений. Через время его допрашивает полиция: из настоящего в прошлое мы больше узнаём о банальной интрижке, которая закончилась драмой. Амальрик нарушает правила эротического триллера и играет главную роль в собственном фильме о вроде бы таком знакомом любовном треугольнике, где так много знакомых полутонов.


Обложка: Columbia Pictures