Двигай телом: Лучшие и главные фильмы о танцах Алиса Таёжная рассказывает о хореографии в кино
В прокат вышла «Танцовщица» — байопик легендарной танцовщицы модерна Лои Фуллер, которая объединила танцевальные движения с феноменальным инженерным костюмом и сценическим освещением и с этим достижением попала в объективы первых режиссеров, Люмьеров и Мельеса. The Village вспоминает самые интересные фильмы о жизни в движении, танцевальных номерах, воспитавших поколения артистов, и фильмы совсем не про танцы, где именно танцевальные сцены заставляли наши сердца замирать. От черно-белой классики — к цветным мюзиклам, от безумных 80-х — к танцам в независимом кино.
Текст
Как снимают танцы
Танцевальная культура — будь то линди-хоп, свинг, диско или выездные рейвы — весь XX век объединяла поколения и диктовала, что необходимо носить, с кем знакомиться и как вести себя со сверстниками. Свободные танцы 60-х требовали акробатических номеров и юбок покороче, крутящийся дискобол диктовал необходимость пайеток и бахромы, а хип-хоп ввел многолетний культ сникерсов и свободной яркой одежды. Танец новой эпохи всегда сообщал не только коды коммуникации, но и освобождал тело: в следующее десятилетие разрешалось то, что запрещалось в предыдущее, — танцевать слишком близко, быстро, акробатично или вызывающе. Народные танцы сменились новыми ритмами, которые принесла глобализация и в первую очередь, конечно, кино. И пока национальные танцы находятся в заповеднике культур, номера из «Грязных танцев» или «Поющих под дождем» продолжают интерпретировать все даже много лет спустя.
Среди танцевальных фильмов достаточно удивительных открытий, но много и просто красивых упражнений, снятых с минимальным вниманием к сюжету и здравому смыслу: пока на экране мелькают великолепные торсы и известные лица, за время просмотра не шевельнется ни одна извилина. В категории постыдных удовольствий находятся танцы со звездами — вспомните глупые «Белые ночи» с Михаилом Барышниковым или «Держи ритм» с Антонио Бандерасом, в которых помимо танцев смотреть просто нечего. Или «Балетные туфельки» с Эммой Уотсон, рассчитанные в лучшем случае на 12-летних. Фантастический пресс Джессики Альбы в «Лапочке» или лицо Кирстен Данст, еще не измененное фон Триером, в роли чирлидерши в «Добейся успеха» — привет из ласковых нулевых с причесанными историями успеха.
Танцевальная франшиза «Шаг вперед» и безобидные ромкомы «За мной последний танец» или «Давайте потанцуем» обильно цитируют каноны 80-х (об этом мы еще поговорим) и не оставляют никакой свободы воображению: все создатели понимают, что снимают кино в первую очередь для занимающихся танцами в качестве хобби — а эта аудитория куда больше, чем количество зрителей тонкой авторской драмы. Главная сказка начала XXI века — «Авансцена», о соревновании 12 балетных танцовщиц — идеальная легкомысленная драма о конкуренции в балетной школе, придуманная до засилья реалити-шоу, даже не пытается быть приличным фильмом и копирует воспоминания из раздевалки спортивной секции. И когда мультипликаторы будут учить пингвинов и морских львов топать лапами и хвостами в «Делай ноги», то не постесняются взять на саундтрек хиты Дэвида Боуи и типичную хореографию мюзиклов — но когда пингвинов сотни и у них такие милые глазки, на дворе снег и пятница, вечер, а на животе килограмм мороженого, минусы мягко превращаются в плюсы.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.