С 20 по 27 февраля в Москве пройдет фестиваль «Геометрия настоящего»: на территории бывшей ГЭС-2 всю неделю будут проходить лекции и перформансы, посетители смогут оценить инсталляции и прийти на концерты. The Village рассказывает о тех, на кого стоит обратить внимание в музыкальной части программы.

Конечно, музыка присутствует и в лекциях, и в инсталляциях фестиваля — и там есть на кого обратить внимание — от великих композиторов (например, Лори Шпигель и Эдуарда Артемьева) до молодых артистов (например, Марии Теряевой и Кати Решетниковой). Однако лучше сосредоточить свое внимание на концертах: об инсталляциях сайт фестиваля пока предпочитает не распространяться, а лекции могут кому-то показаться узкоспециализированными. С полной программой фестиваля можно ознакомиться здесь.

Четверг, 23 февраля


Вечерняя программа

Орен Амбарчи / Александр Кислов /Оккуинг Ли

Гитарист и перкуссионист Орен Амбарчи записывался с Отомо Ёсихидэ, Кристианом Феннешем, Джимом О’Рурком и многими другими титанами импровизационной музыки. Он, в общем-то, и сам маститый ветеран (к слову, на «Геометрии» будет и Томас Бринкман, с которым Амбарчи когда-то тоже записывался). Виолончелистка Оккуинг Ли сотрудничала с оркестром London Sinfonietta, выпускалась на лейбле Стивена О’Мэлли из Sunn O))) (о нем — чуть ниже), работала с Лори Андерсон и Джоном Зорном — ее послужной список не менее впечатляющий. На фестивале они выступят с Александром Кисловым, называющим себя танцором-художником — совместный перформанс обещает быть интересным.

СоН

Название проекта Ивана Павлова, даром что пишется латиницей, на самом деле значит «сон» — но музыка его вовсе не усыпляет: музыкант скорее работает с некими пограничными состояниями, нахождением между реальным и вымышленным. Почти десять лет назад он заявил, что музыка не нуждается в дополнительном бэкграунде (личном, историческом, культурном), поэтому отнекивается от сравнений с другими музыкантами и предпочитает для описания своей музыки термин «постпоп», зато соглашается, когда в его новой музыке, близкой к эмбиенту, замечают природные мотивы.


Ночная программа

Equiknoxx

Ямайский дуэт Equiknoxx состоит из двух вполне себе самостоятельных единиц — продюсеров Гэвина Блэра (он же Gavsborg) и Джордана Чанга (он же Time Cow). Вместе и по отдельности они выпускают настолько интересный дэнсхолл, что британские диджеи и музыканты Джон Кей и Demdike Stare решили выпустить их риддимы (то есть инструменталы) без сопровождения МС: это одновременно и совпадающая со стереотипами о Ямайке, и довольно неуютная, несколько мрачная музыка. В рамках тура в поддержку их альбома «Bird Sound Power» они в основном играют диджей-сеты — скучно явно не будет.

Errorsmith

У Эрика Виганда, определенно, есть чувство юмора — свой псевдоним, по слухам, он взял под влиянием группы Aerosmith. С ними, правда, у него нет ничего общего: какую музыку он бы ни делал, для него главное — это ритм, который может быть ломаным или не меняющимся, клубным и экспериментальным, но обязательно располагающим к танцам. Тем же он руководствуется и в совместной работе (с кем угодно), и при подборке музыки для диджей-сетов — конечно, нельзя не отметить, что звук его композиций сразу выдает в нем жителя Берлина, но это как раз огромный плюс.

Пятница, 24 февраля


Вечерняя/Ночная программа

Терри Темлиц / DJ Sprinkles

С описанием того, что делает Терри Темлиц, выходит неизбежная путаница. Темлиц предпочитает, чтобы о нем говорили в женском роде — но недавнее интервью, приуроченное к «Геометрии», по просьбе куратора Марка Фелла было переведено так, чтобы все было в мужском роде. Как бы то ни было, на фестивале Темлиц предстанет в двух ипостасях: под своим именем — либо проведет презентацию своего 32-часового альбома Soulnessless, либо перформанс под тем же названием (в любом случае он будет об очень личном). Как DJ Sprinkles — сыграет сет (скорее всего, ориентированный на дип-хаус), не менее, впрочем, вдохновенный.


Ночная программа

KTL

Регистрация на совместный концерт Стивена О’Мэлли и Алексея Тегина из Phurpa уже какое-то время закрыта, но это не значит, что шанс услышать О’Мэлли упущен: через два дня после концерта-открытия он сыграет с основателем лейбла Editions Mego Питером Ребергом (который сыграет под псевдонимом Pita днем раньше) как KTL. Изначально дуэт собрался для саундтрека к театральной постановке, после чего они озвучивали Мурнау на живом выступлении в Лувре и пару лет назад вернулись к театру. В свободное от этого время они делают музыку, которая может обернуться чем угодно: от мягкого эмбиента до жесткого нойза.

Райан Трейнор

Райан Трейнор занимается тем, что музыкальные критики предпочитают называть «пострейвом» — на деле же это означает, что звуки, привычные для клубной музыки, идут в ход для музыки, под которую сложно или практически невозможно танцевать. На двух ЕР, которые он успел выпустить, вместо четкого изображения — ярко-красные растекшиеся кляксы: вот и музыка его примерно такая же, перетекающая из одного состояния в другое, яркая, такая, за которой приятно наблюдать. Трейнор, как он сам говорит, черпает вдохновение не только в техно и гэридже, но и в практиках движения «Флюксус» и у дадаистов — и это заметно.

RP Boo и Jlin

Кавейн Спейс (RP Boo) и Джерелин Паттон (Jlin) подходят к чикагскому жанру джук по-разному. Первый, сотрудничавший с Риком Оуэнсом, хоть и работает в рамках некогда казавшегося закостенелым жанра, понемногу изменяет его границы и постоянно экспериментирует с сэмплами и ритмом, причем делает это виртуозно. Вторая, работавшая с Холли Херндон, относится к джуку совсем иначе — для нее это инструмент, через который можно поговорить о важных вещах: войне, истории, политике. У обоих, впрочем, есть желание двигаться вперед, не оставаться на месте, экспериментировать — музыка у каждого получается превосходная.

Суббота, 25 февраля


Вечерняя программа

Элиан Радиг

Элиан Радиг, как и присутствующая на «Геометрии» с инсталляцией Лори Шпигель, — одни из самых интересных женщин-композиторов из ныне живущих. Naldjorlak, презентуемое на фестивале произведение, длится 3,5 часа и требует полного погружения и внимания — но тому, кто этого не испугается, воздастся с лихвой: очевидцы концертов, на которых исполняются ее произведения, сравнивают этот опыт с медитацией. Поздней Радиг довольно близка концепция deep listening, придуманная Полин Оливерос, — эта музыка только поначалу кажется мрачной, но постепенно раскрывается перед слушателем.


Ночная программа

Кит Фуллертон Уитмен

Живущий в Кембридже (что в штате Массачусетс) Кит Фуллертон Уитмен обычно не играет одинаковые или похожие сеты, когда перед ним модульный синтезатор, — это может быть тишайший эмбиент, это может быть ритмичное, но шумное техно, это может быть нойз, резкий, постоянно меняющийся. Уитмен не любит останавливаться на чем-то одном: он меняет псевдонимы и лейблы, от альбомов, доступных на любом стриминге, он доходит до пластинок, которые послушают 25 человек, — конечно, для экспериментального музыканта это обычное дело, но почему-то именно его метаморфозам такой характер подходит идеально.

Адриан Шервуд и Ли «Скретч» Перри

Ли Перри — предводитель великой группы The Upsetters, один из пионеров даба и продюсер-инноватор, сейчас, впрочем, скорее расслабленно ездящий по свету со старыми песнями. Адриан Шервуд — его товарищ, давний соратник, успевший поработать и до сих пор работающий с огромным количеством групп от The Fall до японского экспериментального рока. Оба ответят на «Геометрии» за даб-составляющую: Перри выступит с австрийской группой Dubblestandart, с которой уже записывал совместный альбом практически даб-стандартов (может себе позволить), Шервуд, скорее всего, сыграет диджей-сет, но и этого будет достаточно.

Mumdance

Джек Адамс с самого начала карьеры старается не ограничивать себя стилями, при этом его музыка всегда узнаваема: он может делать бейс, грайм, современную грубую электронику в духе Rabit, но при этом оставаться самим собой. В четверг Адамса можно будет найти на воркшопе по модульному синтезу звука — скорее всего, его живое выступление не обойдется без модуляров. Что он будет играть, предсказать невозможно, но, судя по трекам с прошлогодней совместной компиляции с его товарищем Logos, «Present Different Circles», нас ждет не самая обычная музыка, в которой бас играет важнейшую роль.


Текст: Артем Макарский

Фотографии: обложка – Pit Buehler, 1 – Andy Newcombe/flickr.com (CC BY-SA 2.0), 2, 3 – V-A-C