С 8 по 10 марта в Центре документального кино показывают фильмы из программы XV международного фестиваля кинодебютов «Дух огня» — одного из сильных региональных смотров, который ежегодно проходит в Ханты-Мансийске. Большинство фильмов на московском «Эхе» авторы представят лично. Также будут присутствовать президент фестиваля, режиссер Сергей Соловьев, и программный директор этого года — кинокритик Борис Нелепо. The Village составляет полный гид по трехдневному событию в Москве.

Ретроспектива короткого метра Карпо Годины «Об искусстве любви»

Один из героев югославской новой волны с поэтичными фильмами о дружбе, соседстве, желании и любви

Карпо Година — малоизвестный за пределами синефильского круга мастер новой волны восточного блока. В начале 70-х он снимал поэтичный короткий метр, собирая вокруг себя единомышленников — от соотечественника Душана Макавеева до Пола Моррисси. Среди пяти очень разных фильмов Годины — напоминающая «Маргаритки» Веры Хитиловой шутливая абсурдистика «Я скучаю по Соне Хени», в титрах которой значатся Милош Форман и Фредерик Уайзман.

Другой короткий метр «Фильм из 14 441 кадра» — практически видеоклип на песню об удивительном холмистом крае Сарамазалино, где, по сведениям газет, по соседству живут тысяча доблестных солдат и почти столько же работящих девушек, и они целомудренно не общаются друг с другом. Нежная и остроумная песня с влиянием психоделического рока выглядит как неслучившийся «Забриски-Пойнт», где вместо оргии в холмах — гармоничное соседство мужского и женского мира без намека на телесность.

«Молитва счастливцев» — остроумный портрет края Воеводина и его типичных жителей: от сельских работников до священника и многодетных семей национальных меньшинств. Взгляд Годины — ожившая попытка Прокудина-Горского собрать типажи соотечественников, добавив социальный комментарий и шутки о соседских отношениях балканских народов.

А «Поджаренный мозг Пупилии Феркеверка» — просто очень смешной маленький фильм о свободолюбивой девушке на пороге сексуального пробуждения в окружении пяти молодых мужчин. Начинающийся с качелей в море фильм за пять минут переходит к голым танцам и неожиданному поеданию главной героиней ЛСД: 1970 год не миновал даже Восточный блок. Программу своих ранних фильмов Карпо Година представит лично.

«Алмазный остров»

Трепетное камбоджийское кино о взрослении и иллюзиях, с которыми придется распрощаться

Подростки из камбоджийской столицы Пномпень прекрасно знают, что такое бедность и безысходность: большинство мужчин в их семьях умирают быстро и рано еще до того, как их дети станут взрослыми. Деревенский парень Бора приезжает на стройку века — перспективный район Алмазный остров, где ребята, похожие на него, строят квартиры для мажоров в идиллических пейзажах, где не существует несправедливости, социального расслоения и отчаявшихся людей. Алмазный остров Пномпеня — неоновая империя азиатского мегаполиса, где одни круглые сутки не спят, чтобы веселились другие.

На скутере старшего брата и с айфоном последней модели Бора обращает на себя внимание одной из самых красивых девушек района — она учит его курить электронные сигареты, с ней он гуляет по неоновому Пномпеню и болтает о глупостях вроде египетской мифологии. Время скользит незаметно, и главных героев разделят их успехи и промахи — о вечерах с водянистым пивом и караоке под открытым небом кому-то придется забыть навсегда. «Алмазный остров» — деликатный фильм о взрослении с актерами-непрофессионалами, улавливающий повседневность и напоминающий лучшие фильмы о невидимом появлении и исчезновении первой любви.

«Дни Франции»

«Тур де Франс» на машине и с приложением для знакомства

Двое любовников, Поль и Пьер, внезапно расстаются. Один садится в машину, чтобы поехать в неизвестном направлении, другой несется за ним вслед. Один опирается на интуицию, подбирая по дороге случайных пассажиров самых разных типажей (в основном это будут пассажирки), другой ориентируется на гей-радар Grindr, чтобы по приложению отыскать любимого, уехавшего без объяснения причин.

«Дни Франции» — история о четырех днях и ночах посреди французского пейзажа: среди гор, маленьких городков с серыми и бежевыми улицами, случайных попутчиков, которые торопятся рассказать историю своей жизни за час. Проезжая страну насквозь и рассматривая посторонних, каждый из которых — часть анонимного множества, герои не просто смотрят на себя со стороны и переживают новые чувства с новыми компаньонами, а буквально ощущают Францию — не как туристы, а как меняющиеся на наших глазах путешественники.

«Зеленый, белый, зеленый»

Ирония о нигерийском кино, взрослении и силе группового вдохновения, снятая как фильм категории B

Нигерия — не только седьмая страна по численности населения, но еще и вторая кинодержава мира. О так называемом Нолливуде снято много новостных сюжетов и красочных репортажей. Здесь делается бессчетное количество недорогих фильмов на коленке и адаптаций мировой классики от «Крестного отца» до «Титаника». «Зеленый, белый, зеленый» рассказывает о нигерийской одержимости кинематографом и снят, как большинство фильмов местного производства, на английском с сильным акцентом, с активно переигрывающими актерами и в домашних интерьерах.

По сюжету трое парней с безграничным ресурсом свободного времени решают экранизировать теоретическую работу профессора о нигерийской идентичности. В его трактате речь идет о нищете, последствиях колониального взгляда и соседстве тщеславных планов с приземленной реальностью. «Зеленый, белый, зеленый» напоминает телешоу о том, как нигерийские ребята находят решения для своих задач буквально на ходу и зазывают в камеру очевидцев.

«Недолгая остановка»

Мамблкор-комедия о буднях американской глубинки и ежедневных вызовах совсем маленького человека

Главный герой Майк (по традиции мамблкора его зовут так же, как и актера) — незаметный парень из пиццерии с привычкой прогуливаться по округе, ходить на хоккей просто так и изредка цепляться языками со встречными. Его будни — совсем базовая жизнь с необходимым минимумом эмоций и общения, на окружающий мир он обычно смотрит со смесью недоумения и ожидания. Школьный друг приглашает Майка сменить обстановку и переехать в его квартиру во время поездки хозяина по Европе, и Майк перебирается из заснеженной дыры в один из главных американских городов. Новая жизнь удивляет его возможностями, которые главный герой так и не использует, и поверхностными знакомствами с местными болтунами. Спонтанные решения Майка продолжают быть его решениями, а жизнь протекает на невзрачных улицах и в простой квартире, где он остается собой.

«Недолгая остановка» — неромантичный остроумный пересказ прозаического путешествия, которое в количестве десятков было в жизни каждого из нас, но мы придумываем им красивые фотоистории и заразительные байки для пересказа друзьям. Майк же никем не притворяется и ничего не скрывает: бывает, что за долгую поездку в большой город с тобой случаются разве что пустяки, и главный герой не испытывает за это неловкость. Фильм Теда Фендта — отличное доказательство того, что мамблкор — хороший жанровый старт для независимого кино, а титры, напечатанные на листке A4, еще не потеряли обаяния для зрителей.

«Завтра будет the same»

Современные российские музыканты переосмысляют отношения и природу звука

Почти всегда молчаливый неторопливый фильм в блеклых тонах — история парня и девушки, оставшихся в живых в городе мертвых людей. Разговор им заменяет музыка и поиск звуков. Эксперимент придуман музыкантами дуэта the same (Кирилл Широков и Саша Елина), исследующими связь музыки с окружающим пространством. Их среда в фильме — туманные и серые пейзажи Яузы и Замоскворечья, заброшенные сквоты с кучей бездыханных голых тел, крыши и мосты, где каждый раз находятся новые возможности для диалога. Слов в нем, правда, будет немного, а большинство бесед покажутся абсурдными. В общем, настоящий эксперимент.

«Трясина»

Задумчивый португальский фильм в фильме о том, почему у кино хватает сил нас тревожить и затягивать

Молодая переводчица работает с субтитрами и на потоке переводит один фильм за другим. Окружение переводчицы — прозаичный офис с техникой и напоминалками на стенах, рабочий стол, кресло и крошечный кабинет. Вместо перерыва она берется за следующее кино — о своей ровеснице, работнице завода по изготовлению стекла, которая отправляется на прогулку с двумя друзьями. Втроем они попадают в заповедный бермудский треугольник — болото с живописным пейзажем вокруг, из которого не так просто выбраться. Зрительское внимание героини перерастает во фрустрацию, и внезапно она сама оказывается внутри экранного пейзажа — на огромной возвышенности в подавленном и взволнованном состоянии. «Трясина» — медитативное кино о зрительском опыте, иллюзиях человека по ту стороны экрана и необъяснимом чувстве, привязывающем нас к действующим лицам вымышленных историй.

«Спящая красавица»

Фантастическая история о вере в сказки и путешествие во времени из циничного XXI века

Лиричное и мечтательное кино франко-испанского режиссера Адольфо Арьетты о вере в сказку и бегстве от реальности. Главный герой Эгон, наследник вымышленной страны Литония, расстраивает отца тем, что проводит ночи, стуча на барабанах и придумывая новые картины. Он мечтает о том, чтобы отправиться на век назад, разбудить поцелуем Спящую красавицу и никогда не возвращаться в современность. Внезапно на вечеринке он встречает свою будущую помощницу — рыжеволосую специалистку по археологии, которая обещает привести главного героя к цели и верит, что сны о принцессе в коме — не выдумки. Фильм Арьетты напоминает сказки Катрин Брейя и визуальные опыты сюрреалистов. Летящий и лиричный фильм с фантасмагоричными танцами и дымкой, окутывающей красавиц, — тот взгляд в прошлое, который могут позволить себе по нынешним временам совсем немногие.


фотографии: Центр документального кино