С 1 апреля по 2 июля в петербургском Музее Фаберже пройдет выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Для музея это второй заметный проект, созданный совместно с зарубежными институциями и их кураторами после прошлогодней нашумевшей выставки-ретроспективы Фриды Кало.

На этот раз в Петербург привезли 145 работ из музеев и частных собраний, включая 25 живописных полотен и несколько графических серий, а экспозицию испанские кураторы построили вокруг классических мотивов и заимствований в работах Дали. Саму ретроспективу нельзя назвать таким уж беспрецедентным случаем: фонд «Гала — Сальвадор Дали», который занимается ее организацией, известен своей активностью, регулярно открывает выставки и даже музеи-представительства по всему миру и, прямо скажем, излишне коммерциализирован. Тем не менее увидеть проект стоит, пусть и для того чтобы окончательно разочароваться в главном позере и подражателе ХХ века.

К открытию выставки The Village подготовил компактный гид на основе ключевых экспонатов, которые увидят зрители.

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Когда: 1 апреля — 2 июля

Где: Музей Фаберже (набережная реки Фонтанки, 21)

Стоимость: 450 рублей

fabergemuseum.ru

Сюрреалист

Самые ранние работы на выставке датированы 1934 годом — знаковым в жизни Дали. Именно в 1934-м он неофициально вступает в брак с Галой — уроженкой Казани Еленой Дьяконовой, успевшей к тому моменту побыть женой французского поэта Поля Элюара и любовницей Макса Эрнста. За плечами у Дали — не закончившиеся ничем ранние эксперименты с кубизмом и дадаизмом, знакомство с Пикассо, Хуаном Миро и, главное, Андре Бретоном — основателем группы сюрреалистов, к которой Дали примкнул в 1929 году, чтобы спустя несколько лет поссориться (формально на почве отношения к политике Франко) и порвать всякие отношения.

Дали еще очарован фрейдистским учением и создает свои полотна с явной оглядкой на него. Так, в «Пейзаже с загадочными элементами» он соединяет реальное и воображаемое: в декорациях типичного ампурданского пейзажа с кипарисами и уходящими за линию горизонта пустынными полями он изображает сидящего за мольбертом Вермеера и самого себя в образе ребенка в матросском костюме, прогуливающегося с няней.

«Пейзаж с загадочными элементами», 1934 год. Дерево, масло. Собрание фонда «Гала — Сальвадор Дали», Фигерас

Спаситель искусства

В 1937 году Дали посещает Италию и под впечатлением от произведений эпохи Возрождения постепенно отказывается от экспериментов с пропорциями человеческого тела, стараясь вернуться к правильному академическому рисунку. Дали противопоставляет себя (во всяком случае, на словах) модернистам, а позднее даже объявляет спасителем от деградации в искусстве, сравнивая свои работы с работами Пикассо и заявляя, что тот «занимается не красотой, а уродством».

Прежде ориентированный по большей части на современников, теперь он мыслит себя ренессансным мастером, а в качестве ролевой модели выбирает Бенвенуто Челлини — флорентийского скульптора, ювелира и художника. В 1940 году, сбежав от войны в США, Дали пробует себя в роли декоратора и ювелира, а также, подобно Челлини, издает собственную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». В 1945 году издательство Doubleday & Company даже поручает художнику создать серию иллюстраций к новому англоязычному изданию книги «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим». После американские газеты называют Дали «Бенвенуто Челлини ХХ века», что ему очень льстит.

Герой глянца и медиа

Дали часто упрекают в том, что большую часть таланта он растратил на коммерческие и откровенно рекламные проекты. Первым на это указал Бретон, придумавший анаграмму «Avida Dollars» («алчный до долларов»). Дали, впрочем, вовсе не стесняется участия в коммерческих предприятиях, а часто и сам ищет его, ссылаясь на художников Возрождения, которые жили преимущественно за счет дорогих заказов. Работы Дали для медиа, которым, например, был посвящен отдельный проект в московском ММОМА, на этот раз в экспозицию не попали, но упоминание о них есть. Так, на выставке покажут «Женщину с бабочкой» — центральный элемент инсталляции, созданной в 1958 году для фармацевтической лаборатории Уоллеса. Компания в тот момент выпускала на рынок транквилизатор «Милтаун» и обратилась к Дали с просьбой создать для проводимой ими конференции объект, который бы мог наглядно продемонстрировать действие препарата. Дали придумал инсталляцию-тоннель, напоминающую кокон. Участники конференции попадали в кокон через голову и проходили вдоль живописных панно сначала с тревожными, а ближе к выходу с умиротворяющими сюжетами. В специальном буклете Дали прокомментировал свою работу так: «Куколка, высший символ телесной нирваны, прокладывает путь для ослепительного рассвета бабочки, в свою очередь являющейся символом человеческой души…»

«Женщина с бабочкой», 1958 год. Оргстекло, масло. Частное собрание
«Черный дьявол. Ад. Песнь 21», иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, 1959–1963 годы. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

Мистик

В 1949 году папа римский Пий XII принимает художника в Ватикане. А спустя некоторое время Итальянский государственный институт печати заказывает Дали иллюстрации к новому изданию «Божественной комедии», приуроченному к 700-летию со дня рождения Данте. В мае 1954 года в палаццо Паллавичини в Риме проходит выставка. Дали на ней появляется из метафизического куба, изображая творческое возрождение, и объявляет себя мистиком, отрекшимся от атеистического прошлого. Эффектный перформанс, впрочем, никого не убеждает — пресса и критики принимаются ругать Дали, обвиняя его в порнографии и неспособности вникнуть в замысел поэмы. В результате Институт печати расторгает договор с художником и отказывается от публикации книги, однако позднее, в 1960 году, ее выпускают в Париже благодаря участию французского издателя Жозефа Форе.

Что касается самих иллюстраций, Дали активно цитирует классиков, в первую очередь Сандро Боттичелли, например вдохновляясь Венерой с его картины «Весна» при изображении Беатриче.

Поп-артист

Последние заметные работы Дали датированы 1982–1983 годами, после этого живописью художник больше не занимается. В 1982 году умирает Гала, в это время Дали увлеченно интерпретирует работы Микеланджело. Подготовительной частью занимаются помощники, копирующие фрески и изображения скульптур с фотографий или открыток на холст. По сути Дали здесь прибегает к методу поп-арта, используя готовое изображение, лишь с помощью элементов фона и цвета придавая ему узнаваемый авторский стиль.

Ключевая работа здесь — «Геологическое эхо. Пьета», в которой художник переработал знаменитую скульптуру Микеланджело, хранящуюся в соборе Святого Петра в Риме. Дали помещает Мадонну с безжизненным телом Христа на руках в пустынный пейзаж со скалами, которые, по мнению специалистов, напоминают риф Эс Кукурукук в Кадакесе — том самом городе, в котором Дали впервые в детстве познакомился с современным искусством. Главный мотив этого периода — смерть, основной цвет — серый.

«Геологическое эхо. Пьета», 1982 год. Холст, масло. Собрание фонда «Гала — Сальвадор Дали», Фигерас

ИЗОБРАЖЕНИЯ: Музей Фаберже