В ГЦСИ «Арсенал» открылась выставка-исследование «Свежий слой». Цель экспозиции – найти связи и параллели между работами современных уличных художников Нижнего Новгорода и народным декоративно-прикладным искусством. Для Арсенала это первая выставка, которая полностью состоит из работ только нижегородских художников. Подготовка исследования велась три года. В итоге на экспозиции, которая занимает весь второй этаж музея, представлены работы молодых городских художников и отобранные куратором Анной Нистратовой объекты народного творчества: книги, иконы, предметы быта. Выставка продлится до 27 августа, после чего отправится в Пермский музей современного искусства ПЕРММ, возможно, тур и продлят. Художники подчеркивают, что экспозиция в процессе будет дополняться.

Фотографии

Илья Большаков

Анна Нистратова — московский независимый куратор, но за последние несколько лет много работала с Нижним Новгородом: возглавляла галерею уличного искусства «Толк» и привлекала нижегородских художников для участия на московских выставках. Исследуя музеи Нижегородской области, она обратила внимание на уникальные коллекции народного искусства. «Чем больше я смотрела, на основе сначала чисто визуального анализа мне стали приходить в голову какие-то параллели, я стала видеть похожие вещи. Правда, возможно, не для всех они такие похожие». Всего выставляется девять художников — активных участников нижегородского стрит-арт-движения, которое, по словам Анны Нистратовой, отличается от всего, что есть в России и мире: «В Нижнем Новгороде стрит-арт из вандализма превратился в оберег, потому что люди рисуют тут на домах, чтобы их сохранить».

Художник: Андрей Оленев. Утро, 2013
ХУДОЖНИК: Андрей Оленев. Портрет старика, 2013
ХУДОЖНИКи: слева – Ерор. Форточка, 2015
справа – Андрей Оленев. Пальто, 2017
ХУДОЖНИК: Дима Ребус. The Selfish Gene, 2016

АННА НИСТРАТОВА
куратор
выставки

Поскольку мы эту выставку делаем больше трех лет, за это время у каждого из художников произошли творческие изменения, которым я рада. Рада, насколько они все выросли. Мне было интересно наблюдать за ними именно потому, что, на мой взгляд, показанные на выставке вещи часто были сделаны неосознанно, в них проступает что-то совершенно неожиданное. Было любопытно проанализировать эту историю, и художники сами не знали, какие параллели я буду проводить. Они даже иногда недоумевали, но тем не менее я надеюсь, что связи эти станут более понятны — там все довольно лихо. Например, коллекционер крестьянского искусства, который предоставил часть экспонатов, сказал: «Откуда ваши художники могли видеть крестьянское искусство? Как это вообще может быть? Все это культ карго и новый патриотизм». Но это не так. В Нижнем Новгороде сохранилось много старых вещей, архитектуры, которая держится из последних сил.

Художник: Андрей Оленев. Колодец, 2016
ХУДОЖНИК: Елена Топтунова. Всю жизнь вместе, 2017
ХУДОЖНИК: Андрей Дружаев. Комната для «Места», 2017

ВЛАДИМИР ЧЕРНЫШЕВ
художник

Народная, традиционная культура на самом деле гораздо сложнее, чем казалось вначале, когда только формировалась задача сделать эту выставку. И когда мы стали проводить исследование с обращением к разным музеям и историческим справкам, то всем стало ясно, не только куратору, но и художникам, мне, по крайней мере, что это очень непростой вопрос, и сделать какой-то сложный, претендующий на статус исследования рисерч довольно тяжело. Многие вещи получилось недостаточно глубоко копнуть, да, в принципе, наверное, это и не нужно было — это ведь художественная выставка в первую очередь. Но я бы не стал замыкаться на основной идее, что стрит-арт-художники унаследовали практику ремесленников, знака равенства там нет. Для меня лично стрит-арт — это медиа. Просто способ передачи каких-то своих мыслей, и я всегда это искусство именно с такой точки зрения рассматривал. Есть идея — нужно ее воплотить, сегодня это стрит-арт, завтра — инсталляция, послезавтра — скульптура. Почему нет?

Художник: Владимир Чернышев. Лодка, 2017
Художники: команда «ТОЙ». Кони, 2014

ЯКОВ ХОРЕВ
художник

Я начал осознавать связь с прикладным искусством, когда появилась идея этой выставки. Практически сразу открылся очередной секрет, почему я делаю именно так, а не иначе. Эта выставка подтолкнула к осознанию своей причастности не столько к традиции, сколько к движению, что мужчина должен уметь что-то делать руками.

ХУДОЖНИК: Яков Хорев. Типи, 2017
ХУДОЖНИК: Антон Мороков. Серая серия, 2016–2017
Художник: Антон Мороков. Серая серия, 2016–2017

АРТЕМ ФИЛАТОВ
художник

Есть несколько подходов. Первый — это кураторская работа, когда куратор имеет уникальное знание и уникальный опыт; используя свои интеллектуальные возможности, проводит параллель между одним искусством и другим, делая универсальное заключение: давайте-ка на это посмотрим, потому что все немножко связано. С другой стороны, есть какой-то локальный контекст, который художники, работающие на улице, как бы должны подразумевать или как-то им интересоваться. Но это большой вопрос, потому что каждый художник развивается по-своему. Кто-то может заниматься только эстетикой, и для него важны образы, а не сама внутренность этого носителя. Он может себя отождествлять с какими-то народными промыслами, но тем не менее не залезает в глубину этих вещей. Конечно же, с одной стороны, на выставке есть какие-то искусственные связи, которые держатся именно на основе собственных кураторских заключений. С другой — есть именно привязка к контексту: если художник родился, живет и работает в этом месте, скорее всего, этот контекст на него влияет — и художник так или иначе себя в нем находит.