В петербургском музея «Эрарта» до конца июля проходит выставка «Под одеждой. История дизайна нижнего белья»: на ней представлено более 200 предметов мужского и женского гардероба с середины XVIII века и до настоящего времени из коллекции лондонского музея Виктории и Альберта. Выставка готовилась более года и только что с большим успехом прошла в Лондоне, где за 11 месяцев ее посетили более 213 тысяч человек.

Петербургский музей — первая международная площадка мирового турне выставки и единственная в России, где она будет показана.

Большинство экспонатов были произведены в Великобритании, Франции и Северной Америке. Кураторы выставки наглядно показывают, как мода и технологии влияют на вид нижнего белья, как фасон, ткань, отделка отражают изменения в отношении к вопросам морали, пола и секса, к понятиям частного и публичного.

The Village рассказывает о главных хитах британской коллекции в петербургском музее.

Фотографии

Виктор Юльев

Мужское нижнее белье

(конец XVIII века)

В XVIII веке англичане не принимали ванны и практически не мылись, а только, что называется, обмывали отдельные части тела. Нижнее белье в этих условиях было предельно функциональным: оно создавало барьер между телом и предметами верхней одежды, а также моделировало силуэт. Рубашки при этом относились к нижнему белью, их надевали на голое тело. У состоятельного мужчины было в среднем 12 рубашек, стирка же производилась раз в месяц, так что можно посчитать, как часто он менял белье (хотя денди могли менять нижнее белье и по три раза в день). Рукава рубашки иногда делали в складку, чтобы они могли помещаться под модными узкими рукавами пальто. Согласно правилам этикета, могли быть видны только ворот, нагрудная часть и манжет.

В отличие от женщин, мужчины в тот исторический период носили панталоны, крой которых походил на бриджи.

Корсет

(Германия или Британия, 1890 год)

До XX века корсеты были обязательной частью нижнего женского белья, женщину без корсета признавали аморальной. И только в XIX веке феминистки начали активную борьбу с корсетом как символом мужского притеснения.

Этот корсет всего 49 сантиметров в обхвате. Большая часть корсетов на выставке — маленького размера, однако, согласно рекламам и каталогам XIX века, размеры корсетов варьировались от 18 до 42 дюймов (больше 100 сантиметров) в талии.

Чтобы сделать такой узкий корсет, использовали очень плотный хлопок, китовый ус и тугую шнуровку сзади. Самостоятельно женщина затянуть корсет не могла. На планшетках часто вырезались имена, даты и романтические символы, ведь они располагались близко к сердцу. Герцогиня Девонширская жаловалась, что ее корсет врезался в тело и причинял боль рукам. «Но это модно, а гордость боли не чувствует», — добавляла она.

В 1890-е годы в моде были очень узкие талии и крупные грудь и бедра. Из-за этого в моду вошла тугая шнуровка, которую многие критиковали. Доктора не говорили женщинам, что корсет носить вредно, но все же советовали не шнуровать его слишком туго, ведь тогда они не могли свободно дышать и то и дело падали в обморок. Корсеты также влияли на репродуктивные женские органы и могли их серьезно деформировать, что видно на показанных на выставке рентгеновских снимках. Как известно, многие женщины жаловались и на постоянные боли в спине. Да, корсеты много ругали, но в некоторых женских журналах писали и об их эротической привлекательности.

Мужчины (в основном военные, спортсмены или денди), впрочем, тоже носили корсажи из кожи — из стальной проволоки и китового уса. Такие корсажи выпрямляли спину и подтягивали живот.

Кринолин принцессы Луизы

(Британия, около 1867 года)

пружинная сталь, шерсть, металлические петельки и конский волос

В конце 1860-х годов идеальный силуэт юбки изменился от колоколообразного до силуэта с плоским передом, причем объем теперь сосредотачивался на задней части тела.

Этот корсет был назван в честь принцессы Луизы — непокорной дочери королевы Виктории, которая училась на скульптора и вела не соответствующий статусу вольнодумный образ жизни. Волнистые стальные детали в этом сетчатом кринолине заставляли платье ниспадать живописными изящными волнами и элегантно колыхаться при ходьбе.

Кринолины были крайне опасным изобретением моды. В них легко можно было споткнуться и упасть на лестнице, но еще хуже было то, что из-за скопления кислорода под огромной юбкой они мгновенно воспламенялись при контакте с открытым огнем. В то время его было много (масляные лампы, камины и так далее): зафиксировано огромное количество трагических смертей женщин и девочек, буквально сгоревших как спички в своих кринолинах.

Королева Виктория даже написала открытое письмо с призывом прекратить носить эти дьявольские изобретения.

Комбинация

(около 1905 года)

шелк, машинное кружево и шелковая лента

До конца XIX века нижнее белье было, как правило, белого цвета и изготовлялось изо льна или хлопка. Шелковое нижнее белье начиная с конца 1880-х годов носили только очень состоятельные люди — оно считалось особой роскошью, поскольку его необходимо было осторожно стирать вручную.

В 1882 году британская газета с осуждением прокомментировала тот факт, что нижнее белье из черного шелка находится на пике популярности у аристократок Парижа. Автор статьи сравнил роскошь и чувственность новой моды с гаремом на Ближнем Востоке. А многие модные критики считали, что белье может быть только белым, поскольку это символ чистоты душевной и физической.

В конце XIX века платья стали намного уже и нужно было уменьшить слои нижнего белья. Так на смену рубашке и панталонам пришли комбинации. Также в это время из Парижа и США в Лондон пришла мода на шелк. Многие юные американки приезжали в Англию, чтобы найти себе мужа-аристократа, и в газетах описывали содержимое их чемоданов — там обязательно было шелковое нижнее белье.

В начале ХХ века такие комбинации уже часто использовали во время медового месяца. Для придания эротичности их украшали кружевными вставками и открытыми швами. В это время в либеральных журналах женщинам начали объяснять азы сексуальной привлекательности: рассказывалось, что жена в спальне должна выглядеть эротично и шелковая комбинация, в особенности черная, как нельзя лучше поможет укреплению брака. В модных салонах шелковые комбинации носили названия «Страстный поцелуй», «Незабываемое воспоминание» и тому подобное.

Корсет «Танго»

(Британия, Лондон и Франция, около 1914 года)

хлопок, лента из шелкового сатина, машинное кружево и металл

К 1913 году в Европе и США мода на аргентинское танго породила повальное увлечение танцами. У корсетов поменялась функция — они были нужны для более свободного фиксирования талии, живота и бедер. Корсет с косточками и планшеткой из переплетенной ленты давал большую свободу движений во время танцев; при этом он делал талию более узкой, живот — плоским, а бедра — подтянутыми.

Немаловажно и то, что в таком корсете можно было заниматься спортом. В моде были гольф, конный спорт, стрельба из лука, теннис — для всех этих видов спорта такой изящный и свободный корсет вполне подходил.

Корсет для матерей

На этот корсет многие сразу обращают внимание. Как беременные и кормящие женщины могли носить традиционные корсеты из китового уса, которые не дают им свободно дышать и сжимают ребра?

Такие корсеты для молодых матерей рекламировались с конца XIX века. Разрабатывались специальные модификации корсета с лифом на кнопках для удобного кормления грудью и эластичной шнуровкой с двух сторон. Они были очень практичны и пользовались спросом среди женщин среднего достатка. До XIX века дамы отдавали детей кормилицам, но позже отношение к грудному вскармливанию изменилось, и многие женщины стали кормить детей сами. Однако большинство дам продолжало носить корсеты во время беременности, и многие врачи и активисты считали это явление крайне губительным и опасным.

Стирать такой корсет было очень сложно — его можно только протирать губкой, и поэтому он был самого практичного цвета. Красные, голубые, розовые корсеты были дороже, и их носили более обеспеченные дамы.

Теплая нижняя юбка

(компания Booth & Fox, Британия, Лондон, Ирландия, Корк, 1860-е годы)

цветной хлопок с подкладкой и наполнителем из гусиного пуха

Природные материалы всегда рекомендовали для носки из-за их способности пропускать воздух и регулировать температуру тела.

Эта прочная яркая нижняя юбка сшита в Ирландии из шотландского набивного ситца и подбита гусиным пухом из России. Она теплая и легкая и все же благодаря своему размеру могла поддерживать объемные юбки, модные в середине ХIХ века. Британцы всегда считали красный цветом здоровья и силы, а рисунок орнамента заимствован из индийских колоний.

Это одна из самых ранних моделей одежды со вшитой инструкцией по стирке. Прочное нижнее белье стирали интенсивно: сначала его замачивали, отбивали и терли в растворе мыла и горячей воды, затем проваривали, полоскали, иногда крахмалили, после чего выкручивали, развешивали сушиться и, наконец, гладили. Такую юбку нужно было стирать в холодной воде, а потом разминать пух.

Яркие нижние юбки были в моде: когда женщина шла по грязным улицам, то считалось абсолютно уместным  приподнять верхнюю юбку, чтобы показать всем свою красивую нижнюю.

Корсет, штаны, карман для гениталий и перчатки из серии «Разрезай, рассекай, растягивай»

Вивьен Вествуд (1990 год)

шелк, искусственный мех, нейлон

С 1980-х годов главный провокатор британской моды — Вивьен Вествуд — использовала нижнее белье в качестве верхней одежды. Она создавала новые правила понятия одежды, и ее заветам следовали многие.

Феминистский ансамбль, представленный на выставке, был создан для коллекции Вествуд «Разрезай, рассекай, растягивай». Он полностью стирает границы между полами, ведь в нем есть и отстегиваемый карман для гениталий, и корсет, поддерживающий грудь. Этот наряд носила одна из поклонниц Вивьен Вествуд в лондонских клубах в 90-е годы. Судя по всему, лондонская тусовщица выходила в нем в свет довольно часто: на костюме хорошо видны следы поношенности.

Вествуд явно интересует исторический контекст. В своей работе она, например, использует напаховый чехол и прорезанный корсет, которые носили состоятельные мужчины в XVI веке. С помощью напаховых чехлов они защищали гениталии и одновременно визуально их увеличивали, подчеркивая свою маскулинность. Зачастую такие чехлы наполняли песком и  украшали лентами и вышивкой — чтобы уж точно заметили.

Прорезанные же корсажи носили легионеры. Сначала дыры на камзоле появлялись после сражений, а потом они вошли в моду как декоративный элемент и, опять же, показатель мужественности. Из дырочек вытаскивали кусочки нижнего белья, и это белье должно было быть роскошным — показателем успеха и богатства.

Если мужчины могут хвастаться своей мужественностью, почему этого не могут делать женщины? Так подумала Вивьен Вествуд — и сделала шикарный костюм для светского досуга.

Низкий бюстгальтер «порношик», трусы с высокой посадкой «Рейчел»

(Ателье мадам Кадоль, Франция, 2015 год)

полиамид, полиэстер и спандекс

Ансамбль в стиле «порношик» придуман уже при пятом и шестом поколении владелиц ателье Кадоль, которое работает в Париже с конца XIX века и всегда специализировалось на корсетах. Это изысканное нижнее белье — любимый экспонат кураторов выставки, которые ценят его за сочетание сексуальности и изысканности. Сложный крой показывает профессионализм корсетьера и специалиста по нижнему белью.

Бюстгальтер сложного фасона поддерживает и одновременно разделяет грудь, трусы, прикрывающие только талию и поднимающиеся выше ягодиц, украшены кружевом, которое немного вуалирует обнаженное тело.

Мужской пиджак с отстегиваемым турнюром, рубашка, брюки, трусы-боксеры, бабочка и подвязки

(дизайн Тома Брауни, Нью-Йорк, 2007 год)

швейцарская органди, корсажная лента, муслин, хлопок и прорезиненная тесьма

Американский дизайнер Том Брауни специализируется на мужской моде и часто проверяет границы между мужским и женским, нижним бельем и верхней одеждой, а также тем, что можно показывать и что нельзя. Так, этот костюм с традиционным пиджаком и узкими брюками из прозрачного муслина в горошек — типичный пример смещения стереотипов. В этом костюме пиджак аккуратного кроя расширен сзади при помощи турнюра — предмета, который традиционно ассоциируется с женским гардеробом.

Пиджак рады были носить многие, а вот прозрачные штаны — удел смелых. Они специально сделаны из нарочито женской ткани, напоминающей вуаль. Если женщине можно в таком ходить, то почему бы и мужчине не попробовать, особенно если фигура позволяет?

Коллекцию Брауни сопроводил необычным видео на тему похорон, смерти и перерождения. Кураторы уверены: такой костюм подталкивает к размышлениям о перерождении мужчины в новом, никому доселе невиданном облике. В прозрачных штанах.