Новая выставка в Арсенале, которая открылась 15 июля, посвящена отношениям. Отношениям между зрителем и произведением, зрителем и художником, художником и городским пространством. Это не выставка в классическом понимании. Скорее помещенная в музейное пространство часть городской среды с дорожками, посыпанными гравием, беседкой, парковыми скульптурами, городской площадью и даже кафе. В этом пространстве для взаимодействия с искусством выстроены несколько павильонов (архитектурный проект [MISH] Studio под руководством Миши Маслова). В каждом из них собраны произведения (как звезд, таких как Гончарова, Фальк, Корина, Моримура, Шерман, так и молодых авторов из коллекций РОСИЗО, ГЦСИ, V-A-C и частных собраний), объединенные какой-то одной темой, связанной с бытовым, каждодневным опытом: красота, дом, тело, действие, — и демонстрирующие связь искусства с повседневностью.

Фотографии

Илья Большаков

За отношения с городской средой отвечают художники-резиденты: группировка «ЗИП» из Краснодара, француз Матьё Мартен, а также Ларс Кузнер и Кассиус Фадлаби из Норвегии. Их работы не только тематически связаны с Нижним Новгородом, но и предлагают различные варианты взаимодействия со зрителем — вовлечения его в процесс художественной коммуникации. К примеру, попав в «Молочный бар», созданный норвежскими художниками, можно не только переместиться в атмосферу традиционного скандинавского кафетерия, но и выпить настоящего молока.

Вообще, по задумке кураторской группы, в которую вошли Валентин Дьяконов (музей современного искусства «Гараж»), Алексей Корси (фонд «Стелла»), Алиса Савицкая и Анастасия Полозова (Арсенал), для зрителя в этом пространстве нет никаких ограничений ни по выстраиванию маршрутов, ни по трактовке концепций отдельных произведений и выставки в целом. Кураторы намеренно не перегружают зрителя информацией, давая возможность обратиться в первую очередь к своим чувствам и личным переживаниям.

Антонина Баевер, «Накрывает», 2016
Антонина Баевер, «Накрывает», 2016

Алексей Корси

куратор

«Простые чувства» — выставка об отношениях человека с миром. Почему мы изначально для концепции выставки взяли структуру парка? Потому что в парке человек отвоевывает себе свободу. Таких публичных городских мест, где человек свободен, крайне мало. Например, когда ты идешь по улице (улица — это транзит), ты не можешь сойти с тротуара. Ты, конечно, можешь по дороге зайти в магазин, но и там ты подвергаешься какому-то структурному давлению. А в парке есть зоны газонов, куда ты можешь с дорожки сойти и тем самым отвоевать себе свободу. В нашем музейном парке на «газоны» заходить можно и даже нужно, потому что многие работы находятся как раз на этой территории свободы, где ты можешь для себя открыть что-то новое, нарушить правила. Вот про нарушение правил, про свободу выбора, свободу смотрения выставок наш проект в том числе. Бывают проекты дидактические, которые определяют для зрителя, как нужно смотреть: от начала до конца, читать все тексты. А на нашей выставке смотреть произведения можно в любом порядке, сходить с прямого маршрута или, наоборот, следовать ему, если так комфортнее, вовлечься в нашу игру и полностью принять ее.

Тема выставки — простые чувственные средовые вещи. Мы привыкли, что современное искусство всегда что-то значит, и забываем, что им можно впечатляться и ему можно удивляться. И смыслы в произведения художник закладывает самые широкие, это некая подвижная смесь чувства и разума. И мы через чувства доходим до разума. Естественно, в произведениях есть идеи, есть идея выставки, это концептуальный проект. Но произведения в первую очередь чувственно заманивают нас на интеллектуальную сторону.

Александр Повзнер, серии «Дураки», 2008
Александр Повзнер, серии «Дураки», 2008
Александр Повзнер, серии «Дураки», 2008
Синди Шерман, «Кадр из безымянного фильма №25», 1978
слева – Ясумаса Моримура, «Смотри, это в моде!», 2004
справа – Арман, «Скрипка», 1997

Группировка «ЗИП»

Василий и Степан Субботины,
Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич

Наша работа на выставке называется «Общий язык». Она основывается на проекте, который мы делали год назад, он назывался «Общий язык двора». На выставке мы продолжили эту тему вместе с историком Сергеем Сипатовым, с которым познакомились во время прошлого проекта. Мы создаем определенные символы, которые придумываем вместе с Сергеем, каждый из которых имеет свое значение. Эта семиотика теперь распространяется не только на двор, но и на квартал, на весь город. У нас была практическая часть, связанная с двором, где мы отработали какие-то способы взаимодействия, общения. Теперь у нас главная площадка, которая уходит в будущее, — это квартал (историческая застройка в районе улиц Горького, Решетниковской и переулка Гранитного, включающая бывший Музей нижегородской интеллигенции. — Прим. ред.). У нас есть художник Артем Филатов, который пытается в этом квартале что-то делать и арендовал там дом, и есть историк Сергей Сипатов, который исследует это место. Эти двое — главные персонажи, у которых есть мечта. У одного есть желание открыть там музей современного искусства, у другого — создать там центр международного туризма. Хотя это все утопия, потому что квартал практически руинирован. Есть два вектора, два направления. Первое — это искусство, второе — история. Сергей очень нас вдохновляет рассказами о городе, это создает сразу массу визуальных штук, которые могут помочь художнику. Эта связь «художник — историк» нам кажется очень важной для квартала.

На выставке у нас есть стена, посвященная этой теме, где два главных героя сходятся в общем празднике. Мы подумали, что праздник — это очень важная составляющая для города; не тот праздник, что сверху назначен, когда нужно радоваться и веселиться, а тот, который начинается от самих людей, которые хотят какого-то торжества и позитивного момента. У нас уже был микропраздник во время нашего предыдущего проекта, когда мы устраивали чаепитие во дворе. Здесь же формат более крупный. Мы, например, узнали об истории Нижегородской ярмарки и Всероссийской промышленной художественной выставки. Это огромная традиция, объединяющая всех людей. Это не только торговые, но и культурные события, презентация технических достижений — например, фильм братьев Люмьер, который показывался в Нижнем Новгороде и который смотрел Горький, но не оценил. Это очень большая интересная история. Праздник — это такое позитивно-аффектирующее событие, после которого появится действие: можно будет начать этот квартал реставрировать, перестроить или еще что-то с ним сделать. Если мы будем говорить о том, что квартал загнивает, все плохо, это только будет приводить в уныние и усугублять ситуацию. А праздник — это импульс, толчок, энергия, которая может привлечь внимание и в дальнейшем послужить какому-то действию. Мы надеемся, что зрители на выставке как раз будут придумывать эти праздники.

Ирина Корина, «Колонна», 2008
Эйлин Куинлен, слева – «Джудит», справа – «Кали», 2012
Ионас Чепонис, «Фигурное катание», 1971
Дмитрий Тугаринов, «Аэробика», 1989

Ларс Кузнери

художник

Принять участие в проекте меня пригласил куратор Валентин Дьяконов, у которого была идея показать на выставке скандинавский социализм. Это было необычно — начать работать с подобной идеей. Я стал размышлять о том, как можно было бы показать культуру и политическое устройство страны, не прибегая к каким-то традиционным способам, как, например, картины или тексты. Как сделать это символично? Я вспомнил об истории молочных баров в Швеции, потом я обратился к Кассиусу Фадлаби и предложил поработать вместе, потому что нам интересна тема бара как арт-идеи. Так и появился молочный бар. Бар транслирует идею того, как это было в 1930-е годы в скандинавских странах. Тогда посетители могли пить одинаковое молоко, с одинаковым вкусом и одинаковым качеством. И это отвечало идее нового политического устройства, когда у каждого была одна и та же идеология. Кроме того, молоко стало символом здорового образа жизни. Молоко стало представлять не только нового, более совершенного человека, но и культуру и политическое устройство страны. И до сих пор молоко рекламируется как атрибут здорового образа жизни, который экспортируется и транслируется в другие страны. Это своеобразный национальный символ. И вот теперь этот символ, этот молочный бар прибыл в грузовом контейнере в музей в Нижнем Новгороде. И это фантастическая история!

Ларс Кузнер и Кассиус Фадлаби, арт-павильон «Молочный бар»
Ларс Кузнер и Кассиус Фадлаби, арт-павильон «Молочный бар»
слева – Натта Конышева, «На реке», 1970-е
справа – Илья Шестаков (Китуп), Без названия, 1991, часть диптиха
Аня Жёлудь, Без названия, 2009
Татьяна Насипова, натюрморт «Мясорубка», 1989–1990
Аня Жёлудь, «Скамейка, 2012

Дмитрий Волков

меценат, председатель попечительского совета фонда «Культурная столица Поволжья»

Несмотря на свое название, выставка рождает во мне совсем непростые чувства. Во-первых, это место связано для меня с переживанием уникального опыта участия в реалити-шоу (Дмитрий Волков участвовал в шоу «Секретный миллионер», где в образе бездомного оказался на улицах Нижнего – прим. ред.), тогда в Арсенале я нашел свой дом. Во-вторых, сама выставка - это результат кропотливой интеллектуальной работы нескольких кураторов, в том числе, по интеграции локальных контекстов и мирового культурного наследия. Мне понравилась идея представить Нижний и то, что с ним связано, глазами зарубежных художников.

Из работ меня особенно впечатлили «Колонна» художницы Ирины Кориной и «Тело» Анны Лялиной. На выставке мне удалось самым первым вступить в прямое тактильное взаимодействие с, по сути, аватором самой художницы в форме ее тела, покрытого краской».

Анна Лялина, «Тело», 2017
Анна Лялина, «Тело», 2017
Джеймс Уэллинг, из серии «Стеклянный дом», 2008–2009
Джеймс Уэллинг, из серии «Стеклянный дом», 2008–2009
Пол Маккарти, инсталляция «Кухонный набор», 2003
слева – Наталья Нестерова, «В парке», 1985
справа – Александр Повзнер, «Пальма», 2012
Наталья Нестерова, «В парке», 1985
Пол Маккарти, инсталляция «Кухонный набор», 2003