20 июля в Санкт-Петербурге начнет работу фестиваль искусств «Точка доступа». Среди его главных тем — прогрессивные формы театрального и перформативного искусства в необычных локациях. Выбор The Village: семь самых громких событий фестиваля.

Променад «Красный шум»

«Красный шум»

Прогулка по Нарвской заставе в атмосфере 30-х годов

Проект арт-лаборатории «Вокруг да около» выстраивается вокруг текста поэта и писателя Константина Вагинова «Семечки (Зерна)». В 1932–1933 годах Вагинов гулял по застраивающейся Нарвской заставе, разговаривал с прохожими и фиксировал их случайные реплики, делал заметки о конструктивистском обновлении района, позже добавлял в свою рукопись цитаты из газет. Создатели «Красного шума» склеили из полевых записей, шумов и элементов «сырого» литературного материала Вагинова фонограмму: под ее воздействием прогулка по Нарвской заставе становится путешествием в историю отдельно взятого городского района и страны в целом.

Расписание

«Хрупкие инструменты вовлечения»

Мультимедийное преломление культуры, политики и истории в стенах Русского музея

Мультимедийная акция румынской художницы Александры Пиричи посвящена наслоениям различных уровней культуры, политики и истории. Партитура мероприятия выстраивается вокруг коллекции Русского музея. В постмодернистском вихре прошлое смешивается с настоящим, поэзия Ахматовой — с речами Мишель Обамы и Меланьи Трамп, расстрел Чаушеску — с рекламой прохладительных напитков от Йозефа Бойса, авангардные картины — с классическим балетом и революцией в Чили. Автор — многообещающая художница, добившаяся успеха работами для Венецианской биеннале, петербургской «Манифесты», IX Берлинской биеннале современного искусства и лондонского музея Тейт Модерн.

Расписание

«Разговоры беженцев», спектакль Брехта на Финляндском вокзале

«Разговоры беженцев»

Спектакль Брехта на Финляндском вокзале

Постановка «Разговоры беженцев» основана на тексте драматурга Бертольда Брехта — беседе двух немцев, коротающих время на железнодорожном вокзале во время Второй мировой войны. В одном из героев угадывается сам автор, в другом — собирательный портрет интеллигента его времени. Зрителям будет предоставлена несложная аппаратура — с ее помощью они смогут слушать разговор, наблюдая за собеседниками или же используя пространство Финляндского вокзала для нахождения собственных стратегий восприятия спектакля. «С помощью утонченной иронии и искрометного юмора» авторы обещают выявить в пьесе Брехта наиболее актуальные на сегодняшний день интонации.

Расписание

«Дознание»

Документальная постановка о холокосте с участием зрителей

Один из наиболее прогрессивных театров данного момента — Хабаровский краевой театр юного зрителя — представляет пьесу Петера Вайса, основанную на протоколах нацистских преступников. Признания сотрудников Аушвица раскрывают внутреннюю машинерию нацистской фабрики смерти и демонстрируют банальность зла, готовность подчиниться авторитету, циничное равнодушие к гибели миллионов людей. Зрители остаются один на один с жуткими документами эпохи: внутри замкнутого пространства зала они сами играют роль коллективного тела, микромодели общества.

Расписание

«Охота»

Экстремальная волчья охота в черте города

Финская арт-группировка Toisissa tiloissa известна созданием «иных пространств» — перфомансов и квестов, гарантирующих столкновение с необычным социальным или психическим опытом. После часового инструктажа участники «Охоты» примерят на себя роли волков-хищников. Они будут выпущены в определенных локациях Петербурга, где начнут свое путешествие с целью найти других волков и организовать стаю. Среди создателей «Охоты» — известный финский театральный критик Эва Кемпи.

Расписание

Спектакль о Сталине и Николае II в преображенном Доме композиторов

«Столкновение с бабочкой»

Спектакль о Сталине и Николае II в преображенном Доме композиторов

Работа режиссера Сергея Чехова — фантазия по мотивам романа-утопии Юрия Арабова, известного сценариста, работавшего с Александром Сокуровым и Кириллом Серебренниковым. Это история о предотвращении катастрофы гражданской войны путем сложных решений и мучительных компромиссов. Ее главные герои — Ленин и Николай II, существующие в вихре исторических портретов, череде реальных и вымышленных событий. Постановка состоится в Доме композиторов с использованием саунд-дизайна и декоративных эффектов.

Расписание

Международная конференция «Революция в театральном пространстве»

Театральные инновации под взглядом теории

Также в течение трех дней на Новой сцене Александринского театра будет проходить конференция, посвященная новым и экзотическим формам театрального искусства. Среди участников — театроведы, критики и режиссеры из России и стран Европы. В докладах будут затрагиваться такие темы, как иммерсивный театр, новые телесные практики, паблик-арт, документальный театр.

Расписание

В гостях. Европа. Спектакль в жилых квартирах

«RE-FE-RE: REволюция. FEмининная REдакция»

«Женский текст» Октябрьской революции в ДК Работников связи

Композитор и перформер Томас Мюрмель отталкивается от знаменитых мемуаров Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», чтобы создать альтернативный ему феминистический ассамбляж из текстов о революции. Среди героинь спектакля — британская суфражистка Эммелина Панкхерст, супруга директора Французского института в России Луиза Паттуйе, создательница «батальона смерти» Мария Бочкарева. Сам Мюрмель обещает балансирующую между иронией и серьезностью мультимедийную игру. Для зрителей это еще и уникальная возможность попасть внутрь одного из самых необычных зданий Петербурга — ДК Работников связи.

Расписание


Фотографии: обложка – арт-группировка Toisissa tiloissa, 1 – «Разговоры беженцев», 2 –  «Точка доступа», 3 – «Столкновение с бабочкой», 4 – В гостях. Европа. Спектакль в жилых квартирах