На фотографии: Джозетта Фиорони. «60-е в Риме»

Джозетта Фиорони. «60-е в Риме»

Сообразно духу времени сейчас в вещах Джозетты Фиорони критики отмечают черты феминизма, что большей частью является лукавством. Происходящая из артистической семьи, Фиорони едва ли когда-то сознательно покидала зону комфорта. Когда в 60-е наиболее передовые итальянские художники оставляли мастерские, чтобы собирать инсталляции из камней и веток, реализуя идеи арте повера, Фиорони жила светской жизнью и создавала графические работы в жанре поп-арта, прославлявшие римский гедонизм: соблазнительные женские силуэты, томные взгляды, расслабленно-ленивые жесты. На первой в России ретроспективной выставке художницы, где акцент как раз сделан на работы 60-х, будет реконструирован перформанс Фиорони 1968 года «Оптический глазок». Через прорезь в стене любой желающий сможет заглянуть в спальню некой женщины: она лежит в кровати, листает газеты, курит, смотрит телевизор, переодевается — задуманный как иллюстрация мужского взгляда на мир, он и спустя 40 лет кажется рекламной приманкой.


Когда

6 сентября — 22 октября

Где

Москва, ММОМА

«Тихие голоса»

В Петропавловской крепости в начале сентября покажут выставку «Тихие голоса» — результат необычного эксперимента, предпринятого северо-западным филиалом ГЦСИ: художникам было предложено поговорить о блокаде Ленинграда используя язык современного искусства. Уже по отработанной в рамках прежних активностей ГЦСИ схеме, прежде чем создать свои работы, участники проекта (в их числе Петр Белый, Вита Буйвид, Людмила Белова, Анна Франц и другие) на основе документальных свидетельств реконструировали будничную жизнь ленинградцев в осажденном городе. Дополнительную актуальность выставке придает тот факт, что как раз сейчас в Петербурге выбирают проект нового музея «Оборона и блокада Ленинграда», и успех предприятия во многом зависит от способности найти новые способы говорить о трагедии.


Когда

8 сентября — 22 октября

Где

Санкт-Петербург, Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Цай Гоцян. «Октябрь»

Китайский тонкач и фокусник Цай Гоцян в первую очередь известен как автор эффектных пиротехнических инсталляций. В начале 80-х он придумал особую технику создания картин с помощью пороха, а позднее, получив известность, принялся творить настоящие чудеса: с помощью огня и света он на десять километров удлинял Великую китайскую стену, устраивал пруд, наполненный черной тушью, прямо в пространстве галереи и выстраивал горящую лестницу в небе над Калифорнией. На первой в России персональной выставке Гоцян представляет подборку своих самых показательных идей и приемов: будут и пороховые картины, и эскизы пиротехнических перформансов, и скульптурные композиции, но самой зрелищной частью ретроспективы должна стать инсталляция «Осень» во дворе музея. Она представляет собой конструкцию из сотен детских колясок и колыбелей с прорастающими из них березками.


Когда

13 сентября — 12 ноября

Где

Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина

На фотографии: «Проспект „Непокоренных“»

«Проспект „Непокоренных“»

Основанная десять лет назад выпускникам академии Штиглица, студия «Непокоренные» довольно долго оставалась главным петербургским поставщиком новых имен в актуальном российском искусстве. Впрочем, в последние несколько лет провинциализация локальной галерейной сцены и дичание арт-институций привели к тому, что главные местные герои — Ирина Дрозд, Иван Плющ, Илья Гапонов, Татьяна Ахметгалиева — почти всю свою активность направили на покорение Москвы. И вот итог: даже десятилетний юбилей проекта отмечают коллективной выставкой в московском ММОМА (а не в петербургской «Эрарте», например), и, похоже, со сложившимся положением вещей «Непокоренные» смирились. Стоит также упомянуть, что во втором здании музея фонд V-A-C представит выставку Кирилла Савченкова, посвященную непростой жизни в постчеловеческом будущем.


Когда

9 сентября — 11 ноября

Где

Москва, ММОМА на Гоголевском

IV Уральская индустриальная биеннале

Уральская индустриальная биеннале — крупнейший и лучший за пределами Москвы и Петербурга смотр современного искусства, ради которого по-хорошему стоит отправиться в Екатеринбург хотя бы на несколько дней. В этом году возглавляет основной проект португалец Жоан Рибас — главный куратор музея современного искусства Серралвеш в Порту. Он пригласил к участию около 60 художников из десяти стран мира и предложил им поразмышлять о том, какими станут труд и досуг в недалеком будущем. В числе звезд — Дженни Хольцер, первая женщина-художник, представлявшая США на Венецианской биеннале, основоположник социальной видеоэссеистики Харун Фароки, прославленный концептуалист Томас Хиршхорн, уже приезжавший в Россию три года назад на биеннале «Манифеста» со своей инсталляцией «Срез», имитировавшей гигантское обрушившееся здание прямо в интерьерах Главного штаба. К слову, на этот раз основной проект разместится на территории бывшего Приборостроительного завода в центре Екатеринбурга. После окончания выставки цеха пойдут под снос, что только добавляет интриги.


Когда

14 сентября — 12 ноября

Где

Екатеринбург, территория бывшего Приборостроительного завода и другие площадки

«Мечты о мировом расцвете»

Главная осенняя выставка в Русском музее посвящена переосмыслению последствий революции 1917 года для русского искусства. Как и следует из названия, масштабная экспозиция расскажет о надеждах и мечтах, в зависимости от политических взглядов и жанровых особенностей принимавших у художников того времени самые разные формы. Покажут около сотни работ из собрания музея, в том числе произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова и Павла Филонова. Работ последнего будет особенно много, Филонов был одним из самых последовательных теоретиков революции в искусстве, романтизировал ее и символически сравнивал с весенним пробуждением природы: собственно, само словосочетание «мировой расцвет» было придумано им для живописного цикла 1915 года, а позднее, в 1922 году, было использовано снова для «Декларации „Мирового расцвета“» — основополагающего манифеста аналитического искусства.


Когда

14 сентября — 20 ноября

Где

Санкт-Петербург, Русский музей, корпус Бенуа

На фотографии: Кейичи Танаами. «Страна зеркал»

Кейичи Танаами. «Страна зеркал»

В Галерее Гари Татинцяна в рамках Московской биеннале пройдет персональная выставка одного из пионеров японского поп-арта, Кейичи Танаами. Танаами родился в 1936 году в Токио, там он пережил войну и окупацию союзными войсками. Позднее детские воспоминания о войне и разрушительных бомбардировках причудливым образом сплелись в творчестве художника с впечатлениями от западных авангардных фильмов, эстетикой модных журналов, эротическими фотографиями и идеями неодадаизма. После знакомства с работами Уорхола этот калейдоскоп разномастных образов Танаами начал превращать в иллюстрации и объекты, которые принесли ему мировую славу, а также множество последователей и учеников.


Когда

28 сентября — 18 ноября

Где

Москва, Галерея Гари Татинцяна

VII Московская международная биеннале современного искусства

В этом году куратором Московской биеннале стала арт-директор токийского Музея современного искусства Юко Хасегава. В качестве отправной точки для размышлений участников она предложила идею «заоблачного леса» — метафору отчужденности людей в эпоху виртуальной реальности. В здании Новой Третьяковки свои работы представит 52 художника из 25 стран, включая Олафур Элиассон, Мэтью Барни, Пьера Юига, Лор Пруво и Хуссейна Чалаяна. Также свою диджитал-инсталляцию представит певица Бьорк.


Когда

19 сентября — 18 января

Где

Москва, Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

«Некто 1917»

Не обойдет стороной юбилей революции и Третьяковская галерея. Здесь готовят выставку из 120 работ, среди которых — произведения Нестерова, Петрова-Водкина, Кустодиева и Серебряковой, а также Филонова, Родченко, Кандинского и Малевича. Выставка по задумке кураторов должна отразить борьбу между художественными течениями начала XX века, а также показать контраст между утопичными образами в искусстве и реальностью неустроенного быта тех дней — с этой целью экспозицию дополнят историческими фотографиями и кинохроникой.


Когда

28 сентября — 14 января

Где

Москва, Третьяковская галерея

На фотографии: «Архитектура в движении»

Даниэль Аршам. «Архитектура в движении»

На ВДНХ в рамках Московской биеннале пройдет выставка Даниэля Аршама, американского художника и скульптора, известного в первую очередь своей псевдоархеологией — гипсовыми скульптурами, изображающими самые разные предметы недавнего прошлого: от аналоговых фотокамер до музыкальных инструментов и кассетных магнитофонов. Павильон «Карелия» в процессе подготовки проекта должен измениться до неузнаваемости, Аршам выстраивает в нем тотальную инсталляцию с фальшстенами и гигантскими белоснежными объектами, которые по замыслу должны погружать зрителя в тревогу от столкновения с ирреальным.


Когда

30 сентября — 8 января

Где

Москва, ВДНХ, Павильон № 67 «Карелия»

Такаси Мураками. «Будет ласковый дождь»

В «Гараже» с конца сентября будет идти выставка одного из самых дорогих и известных японских художников, Такаси Мураками. Пятичастная экспозиция развернется как в основном выставочном пространстве музея, так и на вспомогательных площадках, включая книжный магазин и кафе, и будет построена по принципу энциклопедии, где каждый раздел связан с тем или иным феноменом японской культуры — от привычки к трудовой дисциплине до эстетики каваий (всеобщего помешательства на мимимишных образах). При этом ключевой раздел, отсылка к которому содержится в название проекта, совсем невеселый: он посвящен атомным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки и их влиянию на сознание японцев. Среди прочего здесь будет показана ранняя работа Мураками   инсталляция «Морской бриз» 1992 года, представляющая собой металлический куб, начиненный ослепляющими зрителя мигающими лампами.


Когда

29 сентября — 4 февраля

Где

Москва, музей современного искусства «Гараж»

Андрей Ерофеев и Елизавета Коновалова. «Область субъективных представлений»

Кросскультурное исследование, лежащее в основе выставки куратора Андрея Ерофеева и художницы Елизаветы Коноваловой, посвящено пустырям. Точнее одному — заброшенной территории вокруг Дома советов в центре Калининграда. Панорамные видеопроекции с его изображением разместят на стенах широкого коридора казармы «Кронпринц», через который зрители смогут попасть в семь отдельных комнат, каждая из которых будет раскрывать идею пустыря в различных контекстах: от череды полуразрушенных церковных и крепостных сооружений, главных достопримечательностей Калининграда, до классических «пейзажей-руин» — особого жанра в искусстве, возникшего в эпоху маньеризма.


Когда

2 октября — 18 ноября

Где

Калининград, казарма Кронпринц»

На фотографии: «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году»

«Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году»

Центральным событием осени в Эрмитаже станет многочастный проект в парадных залах Зимнего дворца, посвященный музейным зданиям и императорской резиденции в 1917 году. В аванзале появится экспозиция, рассказывающая об истории лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был создан в Зимнем в разгар Первой мировой войны и был закрыт почти сразу после Октябрьского переворота. Николаевский зал отдадут предметам и документам, описывающим основные события, приведшие к Февральской революции. Но наиболее интересной частью выставки должен стать раздел, посвященный Сергею Эйзенштейну и его знаменитой грандиозной мистификации — фильму «Октябрь», создавшему у многих поколений советских граждан искаженное представление о том, как якобы происходил штурм Зимнего.


Когда

25 октября — 4 февраля

Где

Петербург, Государственный Эрмитаж

XII Красноярская музейная биеннале «Мир и мiръ»

Еще один масштабный региональный проект — Красноярская музейная биеннале  — в этом году также будет посвящена юбилею революции. Причем отправная точка для размышлений художников выбрана неочевидная — жизнь русской деревни. В рамках подготовки проекта около 30 авторов из России, Австрии, Германии, Нидерландов и других стран изучали архивные материалы, а еще съездили в несколько экспедиций, собирая живые свидетельства современной жизни русской деревни. Помимо основного проекта, запланирована параллельная программа, которая включает в себя фотовыставку «Август-91. Люди на площади», созданную «Ельцин-центром», серию перформансов и дискуссионную программу (ее готовит куратор Виктор Мизиано).


Когда

5 октября — 28 февраля

Где

Красноярск, музейный центр «Площадь мира»

«Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из Музея Альбертина»

Пушкинский музей в середине осени покажет коллекцию рисунков Густава Климта и Эгона Шиле из венского Музея Альбертина. Бунтарь и недоучка Шиле, выгнанный за строптивость из Венской академии художеств считал Климта своим учителем и наставником. Климт ценил работы младшего товарища и всячески покровительствовал ему, знакомя с покупателями и помогая с организацией первых выставок. Рисунки обоих шокировали современников своей откровенностью (Шиле даже успел некоторое время провести в тюрьме по обвинению в создании порнографии. — Прим. ред.) и часто имели сюжетные и стилистические пересечения. На выставке будет представлено 120 работ, включая рисунки и печатную графику Климта, а также многочисленные автопортреты Шиле.


Когда

10 октября — 14 января

Где

Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина

На фотографии: Эль Лисицкий, обложка журнала Wendingen

Эль Лисицкий. Ретроспектива

Еще одну важнейшую ретроспективу совместными усилиями готовят Третьяковская галерея и Еврейский музей. На выставке одного из главных авангардистов, архитектора и теоретика искусства Эля Лисицкого покажут около 400 экспонатов, представляющих все этапы творческого пути художника. Будут и ранние, доавангардные работы, и знаменитые проуны, и дизайнерские эскизы, и поздняя живопись и графика. Часть экспонатов везут из зарубежных коллекций, в том числе из художественного музея Базеля, амстердамского Стеделийк музея и Центра Помпиду.


Когда

17 ноября — 4 февраля

Где

Москва, Третьяковская галерея на Крымском Валу, Еврейский музей и центр толерантности

Хаим Сутин. Ретроспектива

История жизни Хаима Сутина — идеальная иллюстрация одержимости искусством. Уроженец села Смиловичи в Белоруссии, происходящий из бедной еврейской семьи, Сутин исключительно благодаря собственному энтузиазму и настойчивости сумел перебраться в Париж и довольно быстро прославил в среде художников Парижской школы. О первых годах жизни Сутина во Франции ходят легенды: он рисовал голым, чтобы не износить одежду, мучил себя голодом, рисуя натюрморты с селедками и освежеванными тушами, а своими выходками умудрялся шокировать даже готовую ко всему парижскую богему. На первой в России ретроспективной выставке Сутина, подготовленной ГМИИ имени Пушкина совместно с парижским музее Оранжери, покажут около 60 работ художника из парижского Музея современного искусства, Центра Помпиду, а также частных европейских и российских коллекций.


Когда

24 октября — 21 января

Где

Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина

«Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“»

Наконец, финальной точкой в череде ретроспектив должен стать кураторский проект одного из ведущих исследователей авангарда, Александры Шатских, в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ, посвященный Казимиру Малевичу. Здесь представят живописные и графические работы, последовательно описывающие каждое его увлечение: ранние подражания импрессионистам и символистам, футуристические картины 1910-х годов, супрематические композиции и позднюю фигуративную живопись. В числе редко выставляемых вещей — эскизы декораций и костюмов к футуристической опере «Победа над солнцем», гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра» и «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны, тексты к которым сочинял Владимир Маяковский.


Когда

24 ноября — 25 февраля

Где

Москва, ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница»


Фотографии: обложка – Кирилл Савченков/ММОМА, 1 – Giosetta Fioroni/ММОМА, 2 – Ирина Дрозд/ММОМА, 3 – © 2017 Gary Tatintsian Gallery and the artist studio. All rights reserved., 4 – Daniel Arsham, 5 –  Государственный Эрмитаж, 6 – Эль Лисицкий. El Lissitsky/Государственная Третьяковская галерея