С 6 по 10 сентября в Москве пройдет Center Festival — фестиваль документального кино «Центр». В программе — 12 фильмов со специальными представлениями и дискуссиями о городской жизни и проблемах современного общества: от американских и азиатских мегаполисов до отношений современных художников с городским пространством. В четыре программы — «В центре внимания», «Общество», «Культура» и «Киноархив» — вошли как документальные фильмы на стыке с социальным исследованием, так и, например, классическая работа Шанталь Акерман «Новости из дома» или документальный байопик приключений Маурицио Каттелана в нью-йоркском Музее современного искусства. Разбираемся, что интересного покажут на кинофестивале в Москве (и его эхе в Петербурге в Новой Голландии и Екатеринбурге в «Ельцин-центре») и зачем нам еще один фестиваль документального кино.

Текст

Алиса Таёжная


Майя Кузина

куратор фестиваля «Центр», Центр документального кино

Мы начинали с организации кино-уик-энда о городах в 2014 году. Событие прошло очень хорошо, мы получили много положительных отзывов — и решили сделать полноценный фестиваль, посвященный городу и жизни в нем. В этом году мы окончательно определились с повесткой и пришли к тому, что наш фестиваль будет касаться не только городской культуры, но и жизни современного общества, которая протекает в городах.

Документальное кино в последние несколько лет выступает на одном уровне с игровым и участвует в основных конкурсах важных фестивалей. Мы следим за этой повесткой и привозим на Center Festival фильмы с SXSW в Остине, Tribeca в Нью-Йорке, с фестивалей в Локарно, Торонто и Шеффилде, CPH:doc в Копенгагене, конкурсных программ фестивалей класса «А» (Канны, Берлин, Венеция. — Прим. ред.), New York Film Festival.

Наши четыре программы — это четыре направления, в которых мы действуем. Программа «Культура» — наша потенциальная точка пересечения с многолетним и успешным Beat Film Festival: он из фестиваля о музыке постепенно мутировал в фестиваль о современной культуре. А вот программа «Общество» посвящена темам, о которых необходимо говорить, как бы ни было тяжело: это психотерапия, подавленная сексуальность, стандарты красоты, маргиналы города. Это не очень любимые темы, набившие оскомину, которым нужен новый взгляд и другие визуальные качества: как фестиваль мы стремимся быть дискуссионной площадкой и хотим создавать свои смыслы. И «Токийские идолы» в программе этого года, и «Крысы» — это неоднозначные и сложные фильмы, которые, помимо описания городской культуры, касаются сложных тем: городского одиночества, подавленных желаний, расизма, сегрегации. Сочетание глубины и визуальности, за которые мы любим фильмы Вернера Херцога и Криса Маркера, встречается в документальном кино редко: наша задача — показать такое кино новой аудитории.

Хороших документальных фильмов сейчас выпускается очень много — и России пока не хватает событий, где их не только показывали бы, но и обсуждали. Зачем нам еще один фестиваль документального кино? Ни у кого не возникает вопросов, почему в России много институций занимаются современным искусством: понятно, что чем больше таких организаций, тем больше людей будут вовлекаться в процесс. С фильмами то же самое — инициатив, подобных «Центру», должно быть больше. Фильмы, которые не просто несут информацию, но дают пищу для размышления и дискуссии, делают нас образованнее и разностороннее. Им по силам изменить наш взгляд на привычное.


5 самых интересных фильмов на Center Festival. Выбор The Village

«Внутренняя работа»

Режиссер: Гетин Олдос, Джерус Маклири

Мужчины на зоне и на свободе — на групповых сессиях психотерапии

Уже несколько лет в калифорнийской тюрьме проходит эксперимент. Пара десятков свободных мужчин приезжают в тюрьму на четыре дня, чтобы в компании заключенных и фасилитаторов (людей с психологическим образованием, помогающих в коммуникации. — Прим. ред.) пройти сеансы групповой терапии. Чаще всего перед нами люди, осужденные за убийства, изнасилования и многократные разбои — некоторые осуждены на большее количество лет, чем проживут. Мужчины с воли — обычные взрослые мужчины, запутавшиеся в жизни и приехавшие в тюрьму за ответами на давно мучившие их вопросы. «Внутренняя работа» — напряженный и не очень легкий фильм о пользе терапии, наглядный и просто устроенный. Да, легче всего раскрываться в сообществе равных, даже если вас разделяют несколько преступлений. Да, все проблемы происходят от недостатка любви, даже если вы из совершенно разных семей и ваши родители, кажется, даже уделяли вам в детстве много времени. Да, мы все имеем право быть уязвимыми, страдающими и несчастными. «Внутренняя работа» — фильм не только о пользе терапии, а о том, как слушать и не осуждать, рассказанный на простом примере диалога ребят с относительно благополучной жизнью и татуированных преступников.

«Новости из дома»

РЕЖИССЕР: Шанталь Акерман

Важный классический эпистолярный травелог

«Новости из дома» — одновременно и послание могущественному городу, и разговор с самым близким человеком. Для бельгийского режиссера Шанталь Акерман таким человеком была ее мать, через год после смерти которой сама Акерман совершила суицид. Акерман приезжает в Нью-Йорк в конце 70-х, чтобы снять видеоответ материнским письмам, и застает Нью-Йорк в его самое противоречивое время. Охваченный кризисом, переполненный безработным сбродом, инертными и куда-то торопящимися жителями, временщиками и путешественниками, главный город Америки визуально переживает кризис. Он созвучен ощущениям самой Акерман, которая под кадры подсмотренного ею города зачитывает письма матери — сильной, властной, любящей и бесконечно доминирующей, из дома. Общение с близкими в переписке, прерванная коммуникация на ландшафте большого и чужого города, созвучие двух одиночеств — в интимном и рефлексивном фильме, ставшем современной классикой. Увидеть важный документальный фильм Акерман на большом экране — совершенно отдельное удовольствие.

Young Russia

РЕЖИССЕР: Мария Дудко, Саломея Собко

Молодые российские женщины рассказывают о своем жизненном выборе

Отечественный документальный проект In Progress с видеопортретами молодых россиянок. Девушки в возрасте от 15 до 22 лет, живущие в столице и регионах, активно ищут себя через увлечения, саморефлексию, собственную телесность и сексуальность вопреки массовым стандартам. Молодые режиссеры — девушки, раньше жившие в Штатах и Австралии и несколько лет назад вернувшиеся в Россию, — отправляются за своими героинями в места их обитания: московская футбольная площадка или ростовские дворы служат фоном для откровенных монологов, танцев под открытым небом или игры на гитаре. Никакого шока и сенсации, сплошной здравый смысл: в коротких фильмах девушки осмысляют себя в российской реальности, в семье и местной иерархии, объясняют свои чувства и жизненный выбор и строят планы на будущее — в России или вне ее пределов. Спокойный голос нового поколения женщин, за которых часто говорят в российском пространстве, но которым редко дают слово, звучит уверенно и вызывает уважение.

«Токийские идолы»

РЕЖИССЕР: Киоко Мияке

Молодые японки под давлением взрослых и одиноких мужчин

Прибыльное поп-культурное явление на фоне экономической рецессии не имеет аналогов вне Японии. В Токио выступают и ведут онлайн-активность около 10 тысяч молодых исполнительниц, которых называют «идолами». Можно представить, что девочек, косящих под подростков, любят в основном их ровесники, но странно то, что их фанаты — отчаявшиеся мужчины разных возрастов, в первую очередь те, что годятся им в отцы. «Токийские идолы» объясняют то, как функционирует индустрия «идолов» — концертный чёс, платные встречи и фотографии с исполнительницами, возможность прикоснуться к молодым девушкам, дорогой мерчендайз, строгий кодекс поведения. От поп-культуры мы быстро приходим к проблемам демографии — в патриархальной культуре Японии мужчины, не готовые брать на себя обязательства в постоянных отношениях и семье, часто уходят в аниме-культуру и становятся отшельниками отаку. Молодые девушки же считают карьеру «идолов» первой ступенькой по дороге к настоящей мечте — стать певицами или моделями для всей Японии, собрав армию таких платежеспособных поклонников. Колоссальное давление гендерных стереотипов и необходимость работать живыми игрушками для самооценки зрелых мужчин среднего класса — аспект, который в фильме комментируют экономисты и социологи. Через интервью с «идолами», фанатами-отаку, родственниками и менеджерами артисток мы выясняем, почему индустрия «идолов» продолжает расти в то время, как Япония переживает кризис, и какие человеческие потребности удовлетворяет армия неумелых танцовщиц и певиц.

«Теория бесплатных завтраков»

РЕЖИССЕР: Кристиан Тод

Почему бесплатный сыр может быть не только в мышеловке

Уже несколько десятилетий на Аляске узаконены выплаты резидентам Штата — дополнительно к заработку каждый (включая маленьких детей) получает часть денег, вырученных от добычи нефти на территории Аляски. Режиссер «Теории бесплатных завтраков» Кристиан Тод спрашивает, что мешает введению справедливого безусловного базового дохода в современной экономике, и общается с экспертами из развитых стран о том, почему кейс Аляски — исключение, а не правило. Программа базового дохода была подготовлена в США в начале 70-х, но так и не была реализована, хотя среди экономических экспертов все чаще звучат голоса о том, что безусловный доход поможет людям жить лучше, оплачивать образование и заниматься интересной работой с удовольствием в эпоху автоматизации. Выдержки из выступлений Рейгана и Сандерса, интервью с политологами и экономистами, послевоенная история мира в легко усваиваемой хронике — «Теория бесплатных завтраков» простой для усвоения фильм о том, как функционирует мировая экономика и почему для среднего класса с годами доход все меньше зависит от затраченных усилий. Безусловный доход как безусловная родительская любовь кажется создателям фильма ответом на многие вопросы о личном счастье и социальной справедливости.

Другие фильмы программы

На фотографии: фильм «Крысы»

«Большие перемены»

режиссер: Каспар Аструп Шредер

Биография в реальном времени 42-го года жизни важного современного архитектора из Дании, которому поручили проектировать новое здание World Trade Center. Бьярке Ингельс начинал с курьерской работы, когда придумывал свое будущее — строить дома, меняющие ландшафт и жизни людей. Мотаясь между родным домом и Нью-Йорком, где в муках рождается его новый проект, Ингельс встречает родителей и коллег, обнимает девушку и на камеру объясняет главные прославившие его здания. Почему на свет появляются энергетические станции с лыжной трассой на крыше? Или футуристичные магистрали в Дубае? Как пространство вокруг нас влияет на ощущение счастья? Ингельс пытается объяснить суть архитектуры на камеру, когда между десятками встреч падает с сильнейшей мигренью и оказывается у доктора с неутешительным диагнозом — ровно в тот момент, когда его небоскреб в Нью-Йорке начинает сбываться. Мягкий и вдохновляющий фильм о смысле архитектуры и о том, как реальность вмешивается в мир воздушных замков.

«Бойс»

РЕЖИССЕР: Андрес Файель

Человек, решивший вместо произведения искусства, посадить 7 тысяч деревьев во время всемирно известной выставки, лучше всего объясняет себя сам. Йозеф Бойс был при жизни окутан мифами, но никогда не прятался от публики, оставаясь земным, четким и парирующим по существу в каждом интервью. Документальная биография одного из главных художников ХХ века собрана из обширного архива с десятками интересных цитат, мнениями очевидцев и заснятыми вживую манифестами Бойса, которые в реальном времени выглядят куда убедительнее, чем в пересказе в энциклопедии по искусству. Здесь находится место и рассуждениям о социальной ответственности художника, и легендам о жире, войлоке и санках, и отношениям Бойса с современниками, которые остерегались его, но не могли избегать.

«Дина»

РЕЖИССЕР: Гетин Олдос, Джерус Маклири

Трепетная история о сближении двоих людей с синдромом Аспергера. Дина и Скотт (обоим героям под 50) живут с расстройствами аутистического спектра, живя социальной жизнью, хоть и с некоторыми ограничениями. Чтобы проверить чувства перед свадьбой, герои съезжаются и начинают проводить вместе почти все свободное время. Внезапное сожительство открывает базовое противоречие в отношениях Дины и Скотта к любви: Дине невероятно важна физическая близость и сексуальные проявления в отношениях, Скотт же ограничивается дружески-соседскими контактами. Камера подходит запредельно близко к людям чутким и уязвимым, рассказывая совсем не безоблачную историю Дины до встречи со Скоттом и обнажая страх каждого человека быть отвергнутым. Вместо документального фильма о людях с синдромом Аспергера мы внезапно смотрим документальный фильм о трудности сохранения любви — без давления на зрителя и режиссерских спекуляций.

«Дом господина Мориямы»

РЕЖИССЕР: Ила Бека, Луиз Лемуан

Создатели фантастического документального фильма о лабиринтах лондонского района Барбикан («Страна Барбикания». — Прим. ред.) в этот раз попали в один из самых известных домов современного Токио. Лауреат Притцкеровской архитектурной премии из Японии построил дом для господина Мориямы — одновременно запутанный и простой, собранный из десятка самых примитивных форм. Теперь в большом доме живут не только Морияма, но и несколько его сожителей, а еще растения его импровизированной оранжереи, маленькие статуи духов, приходящие соседские коты и огромная виниловая коллекция. Подробный рассказ о японской ежедневности через планирование ближайшего жизненного пространства обязателен к просмотру всем загипнотизированным вирусной книгой «Магическая уборка» и фанатам японского образа жизни.

«Мечты на продажу»

РЕЖИССЕР: Ила Бека, Луиз Лемуан

Короткий (24 минуты) и безумный фильм о том, как неприятный личный опыт может превратиться в бизнес, а собственная неосторожность — в инструмент наблюдения за реальностью. Весь фильм — интервью с чернокожим Марком средних лет, предпринимателем из Копенгагена, который однажды решил подзаработать и сдал свою квартиру на Airbnb. Узнав, что гостившие у него люди не только трогали его вещи, но еще и наряжались в его одежду, Марк понял, что на этом можно заработать. После семейного кризиса и переезда в отель он открыл собственное дело, сдавая квартиры с интерьерами и фотографиями вымышленных людей, постояльцы которых могут примерить на себя чужой образ жизни. Виртуальная экономика, влияние соцсетей, хитрости маркетинга и актерская природа человеческого поведения — все это выходит на поверхность в коротком монологе о том, почему так легко заработать на чужом желании казаться кем-то другим.

«Крысы»

РЕЖИССЕР: Тео Энтони

«Крысы» — сложносочиненный фильм о том, почему проблема городских грызунов всегда связана с проблемой бедности и коррупции. Анализируя опыты над крысами в ХХ веке и способы борьбы с неконтролируемой популяцией вредителей, режиссер подходит к вопросу сегрегации в Балтиморе, которая всегда проходила в городе по черте бедности. Черные против белых, крысы против людей — через 50 лет после отмены дискриминационных законов в США крысы все еще являются самыми ненавидимыми жителями города, а афроамериканское сообщество все еще живет в подавляющих экономических обстоятельствах. Нелинейное повествование «Крыс» — о том, как этическое, этническое и экономическое неразрывно связаны между собой, хотя это и не бросается в глаза.

«Машины»

РЕЖИССЕР: Рахул Джайн

Хотите посмотреть на Россию перед революцией 1917 года? Ее черты очень легко разглядеть в документальном очерке «Машины» о ручном труде самых бедных и незащищенных индийцев. Полуграмотные молодые мужчины, лишенные земли и минимального дохода, массово устраиваются на ткацкие фабрики, где необходимо выполнять трудную работу только потому, что фабрикам выгоднее платить крошки полуголодным людям, чем обновлять машины. Дни в механическом труде только ради куска хлеба рассказаны с двух сторон — бесправного рабочего класса, не в силах сколотить профсоюз, и владельца предприятия, считающего, что главное — держать работяг с пустым животом. Герои «Машин», живущие в другой части света, имеют к нам непосредственное отношение — мы все носим вещи из тканей, сделанных в тех краях.

«Маурицио Каттелан: ушел, скоро буду»

РЕЖИССЕР: Маура Аксельрод

Маурицио Каттелан — редкий пример не просто успешного, но и очень зрительского художника. Репортер Маура Аксельрод делает главным героем своего фильма не просто Маурицио, но его готовящуюся выставку в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, которая должна представлять узнаваемого художника в привычном ключе и резонировать с главным городом в мире современного искусства. «Ушел, скоро буду» — это дневник одного проекта, смешанный с документальной биографией: мы не просто видим Каттелана в действии, окруженного свитой невидимых организаторов и музейных специалистов, а еще и понимаем, как делается городское событие международного масштаба — ироничное, пышное, продуманное и очень дорогое.


Фотографии: обложка, 6 – The Cinema Guild, 1 – Dogwoof Ltd. All Rights Reserved, 2 – Carlotta Films, 3 –Мария Дудко, Саломея Собко/ Center Film Festival, 4 – BBC Four, 5 – Golden Girls