Мозаичные панно на стенах панельных домов, спортивных залов и домов культуры остались Екатеринбургу в наследство от Свердловска, всем городским существом стремившегося в светлое будущее. «Времена года» на Малышева — Белинского, ныряльщицы на стенах бассейна «Юность» по Куйбышева, портрет женщины на ДК Лаврова стали такими привычными, что почти не бросаются в глаза и не вызывают вопросов. Однако эти мозаики — не просто случайный декор. В советском искусстве они образовали целое направление монументальной живописи: кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и уральских минералов складываются в изображения космонавтов, шахтеров и сталеваров.

Пермский журналист Иван Козлов решил рассказать историю мозаик Свердловска 60–80-х годов в серии документальных фотографий. Сегодня, 7 сентября, в малом атриуме Ельцин Центра открывается его выставка «Вечное лето», вошедшая в параллельную программу IV Уральской индустриальной биеннале. The Village выбрал пять гигантских панно на стенах советского Свердловска и рассказывает их истории.

Текст

САша Новикова


Марина Соколовская

руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Бориса Ельцина

Большая часть мозаик появилась в Свердловске в 1960–1980 годах. На смену сталинской архитектуре с ее избыточным декором пришли модернистские формы. Архитектура стала скучной: большинство зданий превратилось в прямоугольные коробки. Набор доступных выразительных средств сузился, и новая архитектура нуждалась в приемах детализации.

Заказчику, которым выступало государство, было важно транслировать в городскую среду идеологические послания. Город наполнялся лозунгами и социальной рекламой. Мозаика позволяла изображать героев современности: космонавтов, матерей с детьми, рабочих, вождей. Художники-монументалисты стали говорить не только о тех образах, что были важны для власти, но и пытались создать образ современного человека, сформировать общие ценности.

Мозаика пришла в советское искусство из вековой традиции религиозного, а затем и светского искусства, работавшего над оформлением храмовых и дворцовых интерьеров, созданием символических пространств, по отношению к которым зритель чувствует дистанцию. Так важной функцией советской мозаики стало обозначение места и роли человека в городе.


«Освобожденный человек», 1968

«Освобожденный человек» — работа известного советского монументалиста из Москвы Бориса Тальберга, сразу же вошедшая во все статьи и книги о монументальном искусстве. Она расположена на фасаде здания бассейна спорткомплекса при ДК «Урал». Образ освобожденного человека был значимым для советской культуры 60-х годов высказыванием, отзвуком оттепели. Часто героя сравнивают с Прометеем. Человек освобожденный — это человек, разрывающий путы пространства и времени и стремящийся к свободе. Работа воспевает физическую красоту человека и духовную свободу.


Адрес

ул. Комвузовская, 9

Место

спортивный комплекс «Урал», ранее спортивный комплекс «Урал» Уральского электромеханического завода.

Автор

Борис Тальберг

Мозаика Дома печати, 1984

Сейчас мозаика Дома печати интересна тем, что показывает, как в искусстве сосуществуют разные идеологии: на фасаде соседствуют лозунги и герои советских газет и парадный портрет Екатерины I, нарисованный уличными художниками. Вениамин Степанов в своей работе транслирует ценности советской прессы: газет «Правда», «Известия», «Октябрь», «Искра», «Труд». Тематика строительства заводов, печати, труда и победы здесь контрастирует с Екатериной, которая теперь визуально перекрывает само панно. Что ближе им: культурный герой, связанный с городом, или всеобъемлющая когда-то советская идеология — решать самим свердловчанам.


Адрес

ул. Тургенева, 13

Место

Дом печати

Автор

Вениамин Степанов

«Времена года», 1987

«Времена года» Метелева — это легендарная история, развернувшаяся на фасаде здания 50-х годов. Работа была создана в 1987 году и спокойно существовала до 2000-х. Но в современном мире оказалось, что свободная площадь — это площадь прежде всего под рекламу, а искусство — нечто вторичное и бесполезное. Поэтому «Времена года» оказались перекрыты огромным рекламным баннером. Произошедшее очень возмутило художественную общественность и неравнодушных людей. Мозаика поставила вопрос о статусе произведений монументального искусства. С тех пор панно существовало с постоянными рецидивами: баннеры то и дело возвращались, общественность то и дело возмущалась. Последние несколько лет панно доступны для просмотра.


Адрес

ул. Малышева, 76

Место

жилой дом с магазинами

Автор

Герман Метелев

Брошь на ДК Лаврова, 1967

Два панно на стенах ДК Лаврова были первыми в Свердловске: с них начинается история мозаики в городе. Рисунок выкладывали в 1967 году, а само здание достроили годом позднее. На панно изображена женщина-победительница, дети которой могут заселить и осваивать эту вселенную. Образ женщины в мозаичном искусстве тогда был довольно редким. Интересно, что панно не занимает всю плоскость стены и является, скорее, выпуклым украшением, брошью на здании.


Адрес

ул. Космонавтов, 23

Место

Уральский центр народного искусства, ранее Дом культуры Машиностроительного завода имени Калинина (Дом культуры им. М. В. Лаврова)

Авторы

Донат Лепихин, Борис Зуев

Панно на ДК Общества слепых, 1973

На фасаде ДК ВОС мозаика сочетается с выразительным рельефом. Это пример окраинного декора на заурядном здании: яркий цветовой акцент разбивает монотонность спального района. Такие мозаики позволяли создавать знаковые объекты не только в центре города, но и на его окраинах. Декоративная композиция на фасаде дома культуры рассказывает о ценности творчества в повседневной жизни. Кроме того, панно фиксирует содержательную трансформацию советской мозаики во времени: от значимых высказываний о силе и мощи человека-героя, создающего новое будущее, осваивающего космос и побеждающего в войне, к новому метафорическому переживанию пространства и времени.


Адрес

ул. Техническая, 23

Место

здание с магазинами и организациями, ранее Дом культуры Всероссийского общества слепых

Автор

неизвестен


Фотографии: обложка, 1, 2, 3, 4 — Иван Козлов/Ельцин Центр,  5 — Алексей Зарецкйи/Ельцин Центр