Единственный в России музей интеллигенции закрыт уже три года: когда планировалось расширение улицы Максима Горького, то дом № 127 как раз попадал под снос вместе с частью Кулибинского парка. Экспозицию вывезли, музей закрыли, но потом произошло необычное: экологи вступились за парк и отстояли его. Проект расширения улицы был заморожен, но музей так и остался закрытым. Сейчас часть экспозиции обитает в выставочном зале «Покровка, 8», а само здание находится в состоянии, которое можно назвать сложным: в нескольких местах течет крыша, ступеньки и половицы угрожающе скрипят, оконные рамы никуда не годятся, не говоря уже о косметическом ремонте, который попросту отсутствует. Команда уличных художников вместе с куратором Артемом Филатовым попыталась вернуть жизнь в пустующий музей, создав там проект «Обратно домой», переплетая историю этого места с собственным восприятием понятия «дом» и переосмыслением пространства. Выставка будет работать до 29 октября – вход на экспозицию свободный.

Артем Филатов

куратор выставки «Обратно домой»

Когда появилась идея делать выставку, мы стали поднимать информацию о музее: кому он принадлежит и что происходит сейчас с этим зданием. Выяснилось, что им почти никто не занимается, кроме активистов, которые пытаются его историю сохранить: Иван Богомолов снимает о музее фильм, Сергей Сипатов популяризирует этот квартал. Мы долго пытались понять, на чьем балансе находится дом: города или области, потому что ходили слухи, что музей продан, будет перенесен. С большим трудом узнали, что им владеет областное министерство имущества: договорились с ними, посмотрели, в каком состоянии находится помещение, и, несмотря ни на что, решили делать тут выставку – на условиях аренды. Чиновников, по сути, не очень волнует, какой контент сюда принесут. Тот факт, что какая-то группа людей берется снимать здание в центре города, означает, что планов в отношении этого места никаких нет – если бы был даже предполагаемый застройщик, вряд ли бы дом отдали в аренду под такую тривиальную вещь, как выставка.

Многие уличные художники сейчас сосредоточивают внимание на студийной работе – галерейной, музейной, и этот опыт очень интересен: он позволяет задавать другие вопросы и получать больший фидбэк относительно того, двигается ли художник в правильном направлении и насколько его работы влияют на окружающую действительность. Я подумал, что было бы хорошо, если бы те, кто работал с фасадами зданий, могли бы создать что-то внутри. Музей интеллигенции, помимо прочего, несет в себе идею активистской деятельности – настоящего художественного действия. Ты не приходишь в готовую галерею с выстроенным светом, куратором, персоналом и командуешь, как лучше повесить свою работу; тебе нужно провести электричество, сделать ремонт, убраться – вложить определенную долю ответственности. И это уже совсем другой уровень работы с контекстом, в котором существовали многие из этих художников.


Вдруг выставка привлечет внимание чиновников или инвесторов,
и это станет первым шагом к тому, чтобы пространство зажило по-новому


Выставка транслирует две магистральные идеи. Первая заключается в том, что у музея есть реальная история: важно было показать, как происходил процесс формирования этого места и что происходило в это время в городе. Вторая посвящена постоянной экспозиции музея – воссозданной мемориальной обстановке квартиры интеллигента среднего достатка. В основном это были стулья, столы, пианино, зеркала, шкафы, какая-то утварь. Большинство людей приходили сюда и чувствовали обстановку дома. Поэтому родилась идея поработать с этой темой: что такое дом? Как он влияет на человека? Как мы определяем профанное и сакральное и как они могут смешиваться в этом самом доме.

Хочется, чтобы выставка показала, как можно решать проблемы, связанные с историческим наследием в Нижнем Новгороде, на художественном уровне. С другой стороны, это может быть некое подведение итогов, дающее понимание, какие методы работают, а какие нет. Например, фестивали, которыми я занимался раньше (Артем Филатов курировал фестиваль «Новый город: древний», в рамках которого уличные художники с согласия жителей расписывали дома исторической застройки. – Прим. авт.), может, и приносили какую-то пользу – к ним появился интерес, эти объекты стали замечать, но тем не менее люди продолжают там жить, и мы не можем сказать, что им стало лучше и эти здания никогда не снесут. А здесь – возможность создать реальный пример. Конечно, это утопическая задача, но вдруг выставка привлечет внимание чиновников или инвесторов, и это станет первым шагом к тому, чтобы пространство зажило по-новому. Хотя это все может быть и последним вздохом этого места, своеобразными поминками по музею, на которых мы отдаем дань тому, что это место было и существовало. В том числе и поэтому нам не хочется никакого особенного открытия: мы хотим поиграть, как будто все уже давно существует в таком режиме и Музей интеллигенции никуда не уезжал.

Объекты

«Режим города. Архивная память»

Андрей Дружаев

Интерактивная инсталляция, собранная из предметов, найденных в квартале и здании Музея интеллигенции. Письма, книги, документы и другие объекты, связанные с прошлым музея и заботливо разложенные в ячейках архива, доступны для всех желающих и позволяют почувствовать себя археологом, который среди старых, забытых вещей находит важные исторические артефакты.

«Коридор»

Андрей Оленев

Очередной эксперимент от нижегородского уличного художника: сюрреалистический лабиринт, в который Оленев превращает обычный коридор, переосмысляет пространство помещения и сталкивает посетителя практически нос к носу со своими героями.

«Дом с предвидениями»

Александр Лавров

В 1900 году Нижний Новгород в пятый и последний раз посетил Владимир Ленин: он приехал к опальным революционеркам сестрам Невзоровым и вместе с нижегородскими марксистами обсуждал издание пропагандистской газеты «Искра». Именно благодаря этому событию в здании впервые открылся музей – изначально он был посвящен как раз жизни Невзоровых. Специально для выставки художник Александр Лавров попробовал воссоздать мемориальную обстановку музея-квартиры, используя предметы конца XIX – начала XX века в своей инсталляции, чтобы напомнить об истории этого места.

«Случайные воспоминания о Доме»

Антон Мороков

Серия графических работ, посвященная тому, как материальная культура может определять сакральную. Произведения художника ассимилируют в обстановке комнаты, пробуждая в зрителях память о собственном доме.

«Домик»

Елена Топтунова

Самый молодой художник, участвующий в выставке, воссоздает домик, который в детстве многие собирали из подушек, одеял, ковров. Это убежище, построенное из первых попавшихся предметов домашнего обихода, позволяет посмотреть на понятие «дом» с точки зрения ребенка, для которого такой шалаш становится первым выражением потребности в личном пространстве

«От пустоты»

Яков Хорев

Хорев представит на выставке световую инсталляцию, являющуюся метафорой процесса познания мира: горящее в избе окошко или виднеющийся вдалеке костер – как путь взросления, предполагающий движение к истокам и возвращение домой.

«Вспышка»

Иван Новиков

Московский художник, который специально приезжал в Нижний Новгород на резиденцию, чтобы изучить исторический контекст, издал собственный парафраз газеты «Искра», ставшей ключевой составляющей в становлении музея. «Вспышка» переносит виртуальные дискуссии, существующие в пространстве соцсетей, в газетный формат, чтобы показать их значимость и одновременно попробовать сохранить то, что в интернете быстро пролистывается и забывается.

Экскурсионный тур

Фло Кеасару

Видеоработа эстонской художницы рассказывает об ее уникальном опыте создания собственного дома-музея, расположенного в деревянном здании в северной части Таллина. Кеасару выступает в роли экскурсовода, рассказывая о собственных переживаниях, связанных с домом, показывая, что жизнь художника и его собственный дом могут сами по себе иметь художественную ценность.


Фотографии: обложка, 1-14 – Илья Большаков, 15 – Иван Новиков, 16 – Фло Кеасару