Текст: Дарья Лошакова

Восемь лет подряд Москве проходит Beat Film Festival — молодой и модный международный смотр документального кино, на котором не хочется заснуть (20 тысяч зрителей последнего фестиваля подтверждают это). Для тех, кто не живет в столице, но интересуется фильмами о музыке, уличной культуре, медиа, спорте и технологиях, есть Beat Weekend — региональная и сжатая, а потому интересная от и до версия с лучшими картинами, опробованными на московском зрителе. Современная география уикенда — 16 городов за пять дней и несколько десятков площадок.

В Екатеринбурге фильмы покажут в кинозале Ельцин Центра со среды по воскресенье — с 4 по 8 октября. Организаторы привезут шесть фильмов, три из которых посвящены электронной музыке, а открытие фестиваля перерастет в вечеринку со специальным гостем. The Village рассказывает о программе встреч с режиссерами и лучших показах Beat Weekend, а еще выбирает любимый фильм редакции.

Beat Weekend 2017

Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, 3а

facebookvkweekend.beatfilmfestival

4 октября, 19:00

Паблик-ток с музыкальным критиком и автором книги о группе «Ленинград» Максимом Семеляком о Дэвиде Боуи и других героях документальных фильмов о музыке

Показ фильма «Дэвид Боуи: Последние пять лет»

О чем: Музыкант, художник, ролевая модель и просто икона Дэвид Боуи скончался, проиграв в сражении с раком. В последние годы он редко выходил из дома, но — по свидетельствам друзей и коллег — не переставал творить. И речь не только о посмертной пластинке «Blackstar»: вся жизнь звезды представляла собой перманентный эксперимент, который в последние годы приобрел прощальный оттенок.

Зачем смотреть: Умереть в статусе легенды суждено не каждому творческому человеку. По этому критерию Боуи прожил феноменальную и очень плодотворную жизнь, такую, что описывать его деятельность в двух словах — занятие бессмысленное. Британскому журналисту и продюсеру BBC Френсису Уотли посчастливилось стать свидетелем трудолюбия художника: записи музыкальных альбомов, съемки клипов, театральная постановка на Бродвее, интервью. Сняв в 2013-м хитовый фильм «Дэвид Боуи: Пять лет» о важнейших этапах жизни музыканта (подсказка: ими были 1971, 1975, 1977, 1981 и 1983 годы), Уотли возвращается с новой пятилеткой, в которой вместе с главным героем подводит итог его жизни.

5 октября, 19:00

Паблик-ток с норвежским режиссером Мортеном Тровиком и комиссаром Уральской биеннале современного искусства Алисой Прудниковой

Показ фильма «День независимости»

О чем: В 2015 году в Северной Корее состоялись первые в истории страны гастроли западной группы. Словенский индастриал-коллектив Laibach на два дня попал в КНДР с помощью норвежского режиссера и промоутера Мортена Тровика, дал концерт и стал героем фантастической документалки самого Тровика.

Зачем смотреть: В 2017-м хайп вокруг одиозных решений властей КНДР вышел на межгалактический уровень. Однако и два года назад факт приезда и выступлений музыкантов из Словении в Северной Корее выглядел анекдотически. 19 августа 2015 Laibach сыграли первый в истории страны рок-концерт. Но за этой визуальной приманкой стоит личность самого Тровика и популяризация его жанра гипертеатра.

Он учился в ГИТИСе на курсе Петра Фоменко, проводил конкурс красоты «Мисс противопехотная мина» в Анголе после гражданской войны, привозил северокорейских чиновников на музыкальный фестиваль в Норвегии. Концерт Laibach в Пхеньяне — гипертеатр того же масштаба, притом саркастичный. Что это, если не провокация: группа, чьи концерты из-за пропаганды фашизма запрещали в Москве и Петербурге, дает шоу в Пхеньяне. Для Тровика не только это событие, но и вся Северная Корея — один большой театр. И режиссер, как уже опытный гид, неоднократно побывавший в Корее, уводит зрителя с туристических улиц в фантастическую корейскую реальность.

6 октября, 18:30

Показ фильма «Хайп!»

О чем: Музыкальный путеводитель по андеграундной музыке Сиэтла 90-х годов прошлого века. История о том, как силами СМИ все коллективы, творящие там и тогда, оказались невольными носителями ярлыка «гранж».

Зачем смотреть: Если названия Mudhoney, Nirvana и Soundgarden вам о чем-то говорят, вы уже немного в курсе рок-андеграунда из Сиэтла. Фильм не зря именуют путеводителем: он таковым и является. Обстоятельным, но написанным живым языком, этот справочник рассказывает о главных музыкальных местах, где зарождался гранж и творилась история; показывает редкие записи с забытых многими концертов. Главный плюс в «Хайпе!» — режиссер Даг Прэй отыскал свидетелей тех событий, давших откровенные интервью — с оценками, критикой, юмором и честными впечатлениями. Почему одни музыканты того времени сегодня идолы и кумиры миллионов, а другие исчезли без следа?

20:30

Показ фильма «Рейв в Иране»

О чем: О неизвестной стороне культурной жизни Ирана — тайных хаус-вечеринках. В стране, где техно и надписи на английском официально запрещены, а в Facebook заходят только анонимно, живут Ануш и Араш — диджеи Blade & Beard. У них есть собственные вертушки, они играют хаус, проводят секретные танцы и просят девушек брать с собой на тусовки хиджаб — мало ли, а вдруг облава. Проблемы иранских промоутеров нам и не снились.

Зачем смотреть: Хаус-вечеринки и диджеи в Иране? Что? Немка Сьюзан Мейерс нашла и раскрутила невероятную историю диджейского дуэта до полнометражного документального фильма, о котором не написал только ленивый. Как это снято — разговор отдельный. Часть материала записали на обычный айфон, в том числе и через дырки в одежде, а карты памяти вывозили из страны в нижнем белье. Для создания документалки о рейв-сцене в стране, где ее не просто нет, но и просто спеть песню на английском — уголовно наказуемое деяние, — потребовалось 18 месяцев. Кстати, это первый проект Мейерс как режиссера и одновременно ее дипломная работа. Ее картину стоит увидеть хотя бы для того, чтобы оценить уровень собственной свободы.

7 октября, 17:30

Лекция арт-директора агентства BBDO Рикардо Д’Авила о том, как создавался фирменный стиль Beat Film Festival и Beat Weekend

18:00

Показ фильма «Все эти бессонные ночи» / выбор The Village

О чем: Друзья и руммейты из Варшавы Кшиштоф и Михал живут в ритме «бар — опен-эйр — квартирник — бесцельные прогулки по городу — клуб — купания на рассвете — спонтанные знакомства и повторить по кругу». Пену дней взобьют чувства одного к бывшей другого, и эта влюбленность не оставит в покое никого.

Зачем смотреть: Во-первых, фильмы-участники «Сандэнса» априори попадают в поле зрения любителей кино, а призеров упускать из виду просто грех. «Все эти бессонные ночи» были награждены за лучшую режиссуру и официально стали главной сенсацией смотра в прошлом году. Во-вторых, режиссера Михала Марчака окрестили новым Терренсом Маликом, а это не только комплимент, но и серьезная заявка. В-третьих, Марчак здесь снимает самого себя — но без нарциссизма, работает на стыке документального и художественного кино, а герои его живут, танцуют и страдают под прекрасную музыку Caribou.

А еще — это обычная жизнь, но очень красивое кино. И оно не столько про действия, сколько об уязвимости раненого сердца, о чувствах, о настроении, о растерянности, присущей молодости, о наивных страхах, проговариваемых со всей серьезностью, о тяжести взросления и счастье, если тебя кто-то понимает и принимает без всяких «но» и «если».

20:00

Показ фильма «Когда я думаю о Германии ночью»

О чем: Рейв-культура уже не та, и снимать о ней в духе кислотной вечеринки — просто скучно. Потому история немецкой техно-сцены от местной знаменитости документального кино Ромуальда Кармакара по-немецки обстоятельна, строга и даже несколько академична. Более того, всем участникам киноразговора уже за 40. Главные герои музыкального Берлина — Рикардо Виллалобос, Ata, Соня Мунир и Роман Флюгель делятся впечатлениями о музыке, гастролях и том, как изменилась электронная сцена с начала 90-х до сегодняшнего момента.

Зачем смотреть: В основном по двум причинам. Первая: операторская работа самого Франка Грибе, снявшего «Беги, Лола, беги», «Облачный атлас», «Парфюмера». Его еще называют личным оператором Тома Тыквера. Вторая: побывать в студии Рикардо Виллалобоса — легенды минимал-техно, популярность которого зиждется не на музыке, а скорее на личности. Виллалобос всегда улыбается, выступает по всему миру, путешествует нон-стоп, тусит с самыми популярными людьми современности и кажется абсолютно свободным человеком. Баек и легенд вокруг него ходит столько, что есть веская причина залезть в Google и прочесть хотя бы парочку.

8 октября, 15:00

Повтор фильма «День независимости»

17:00

Показ фильма «Я — Гагарин»

О чем: В 1991 году в СССР прошел первый рейв «Гагарин-party». Историческое событие, как заявляют очевидцы, состоялось в Санкт-Петербурге по адресу: Фонтанка, 145. Буквально через неделю не стало СССР, а вечеринка из ивента превратилась в легенду. О ней Ольга Дарфи — участница тех первых безумных танцев — и вспоминает в своем фильме.

Зачем смотреть: В 2012-м идея Ольги снять картину о «Гагарин-party» заняла первое место на Beat Film Festival. Чтобы создать ленту о событии, обросшем легендами и мифами, режиссеру потребовались четыре года съемок, копания в архивах, общения с людьми и краудфандинговых акций. Было это легендарно или таковым осталось лишь в памяти 25 лет спустя? Дарфи встречается с первопроходцами рейв-движения России-СССР и рассказывает, как музыка с Запада пришла сначала в Петербург, а затем уже с ней познакомилась и столица.

19:00

Повтор фильма «Рейв в Иране»

Все фильмы Beat Weekend, кроме ленты «Я — Гагарин», покажут на языке оригинала с русскими субтитрами. 4 октября вход будет свободным по предварительной регистрации, в остальные дни показы будут стоить 300 рублей.


Обложка: CoolConnections