Выставку «Человеческий интерес» в Нижний Новгород привезла петербургская галерея Anna Nova. Главные герои — представители актуального искусства из Москвы и Санкт-Петербурга Ростан Тавасиев, Ирина Дрозд и Александр Дашевский. Отсутствие общей концепции выставки не случайно: художники намеренно выбрали разные работы по стилистике и технике, чтобы зритель увидел сразу несколько не похожих друг на друга историй. Главная цель авторов — понять, как существует современная живопись, исследовать ее пластические и смысловые ресурсы и поэкспериментировать с новыми форматами восприятия двухмерных картин. Экспозиция будет открыта для посещения в галерее FUTURO до 11 ноября.

Фотографии

Илья Большаков

Майя Ковальски

арт-директор галереи FUTURO

Несколько месяцев назад я познакомилась с арт-дилером галереи Anna Nova Дмитрием Барановским, и мы решили, что нам нужно непременно сотрудничать. Спектр задач Anna Nova совпадает с целями нашей галереи: нам так же важно формировать арт-сообщество, развивать динамические отношения искусства и социума, строить продуктивное взаимодействие между зрителями, кураторами, художниками и коллекционерами. Отсмотрев множество проектов, мы решили остановиться на «Человеческом интересе».

С творчеством замечательного художника Александра Дашевского я знакома еще со времен «Общества любителей живописи и рисования» (группа художников из Санкт-Петербурга, созданная художниками Иваном Сотниковым и Александром Флоренским. — Прим. авт.). Сейчас Дашевского можно назвать действительно выдающимся художником с высоким инвестиционным потенциалом — он работает с тем, как пространство представлено в живописи, и в рамках выставки полностью «захватил» большой зал галереи. Его эксперимент с «кондиционерами» в пространстве нашего большого зала поистине что-то новое не только для галереи, но и для городской художественной жизни.

Александр Дашевский

разные работы

Все проекты художника для выставки «Человеческий интерес» объединяет экспериментальный подход к работе с живописью и пространством. «Конец вещания» — это работа из серии «Частичные утраты»: скрытый манифест художника, который он называет негромкой констатацией тех изменений, которые происходили с 2010 по 2012 год в его искусстве. В прозрачном серо-голубом «Бассейне» или «Почтовых ящиках» художник представил геометрию трехмерности. Узнаваемый сюжет послужил поводом для размышления о живописи, о способах изображения пространства после абстракции. Главной целью Дашевского стало изменить привычный формат восприятия двухмерной картины, превратив живопись в объемные объекты.

Александр Дашевский

участник выставки «Человеческий интерес»

Предыдущее двадцатилетие в истории российского искусства прошло на фоне ожесточенной дискуссии об уместности живописи в мире contemporary art. За это время победная и ликующая брезгливость противников картины сменилась апатией и растерянностью, а извиняющийся тон живописцев сменился на объясняющий и впоследствии на обвиняющий. Поколение новых, интегрированных в современное искусство художников, к сожалению, только наполовину состояло из исследователей — тех, кто хотел освежить живописный медиум и инвентаризировать его выразительные возможности. Другая половина состояла из равнодушных приспособленцев, готовых услужливо пересказывать любое модное в российской институциональный среде высказывание безликим языком пестренького размашистого полуреализма, заученного за пять лет пребывания в художественном вузе.

Таким образом, вместо утонченной и внимательной к условиям собственного существования живописи, которая еще только начала трудный процесс самовоплощения, показы современного искусства заполонила картина. В самом плохом смысле этого слова: картина как товар, как нечто претендующее на звание высокого искусства и имплицитно подразумевающее цельность мира. Помимо этого, прямоугольная картина похожа на телевизор или экран смартфона. Мы привыкли, что из прямоугольника нам врут. Неосознанное ожидание вранья и нерефлексивное желание соврать встретились и сформировали лицо явления, называемого «современная российская живопись».

Считая допустимым в культуре только вранье сознательное, я понял необходимость отделить свою деятельность как живописца от создания картины во всей вышеописанной красе и таким образом прекратить вещание лживого прямоугольника в технике холст  — масло. Моменту распада меня как изготовителя картин посвящено произведение «Конец вещания».

Ростан Тавасиев

«Капля креацина»

Серия работ «Капля креацина» — это восемь крупноформатных холстов, на которых изображен целый фантастический сериал, рассказывающий об изобразительном искусстве далекого будущего. У этого проекта есть собственный герой — художник Без Названия, который героически гибнет в поясе астероидов Койпера, торжественно воскресает в атмосфере планеты Мальгаут, работает ректором академии художеств в системе Ка. Действия первого сезона иллюстрируют графические эскизы персонажей, рисованные кадры из диафильма и живописные этюды планет. Вся экспозиция становится своего рода тизером «Капли креацина», который будет представлен на площадке FUTURO — точная дата и время пока уточняются.

Ирина Дрозд

«Я знаю, что вы делали в 13 лет»

Детство для художницы является особой темой, с помощью которой она исследует границы эстетического и медийного пространства, механизмы формирования и восприятия образа, соотношение рабочей материи и визуально-смысловой репрезентации. В экспозиции представлено три работы Ирины Дрозд — серия портретов подростков, которая обличает общество потребления и клиповое сознание современного человека.