2 февраля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств стартует выставка «Стекло и керамика Китая». Это самая крупная и, как говорят искусствоведы, единственная в Екатеринбурге выставка классического китайского прикладного искусства за последние десять лет. В двух залах на втором этаже музея на Плотинке разместят ровно 70 экспонатов китайской керамики, стекла и фарфора. Вся выставка — собственность коллекционера Алексея Глазырина. И несмотря на то, что экспозиция посвящена традициям Востока, рассказывает она скорее о влиянии Европы на искусство Поднебесной и о том, как монохромный Китай стал во всеобщем представлении ярким, пестрым, золоченым.

Куратор ЕМИИ Сергей Винокуров рассказал The Village, какие предметы на выставке стоит разглядывать тщательней и на какие детали нужно обращать внимание. Побывать на ней можно до конца марта.

Алексей Глазырин

коллекционер

«После революции 1917 года мой прадед, немецкий дворянин, и его жена эмигрировали в Китай. Почти 30 лет они прожили в Шанхае, но под гнетом китайских властей решили вернуться в Россию, и во время переезда многие вещи забрали с собой. С этих бытовых вещей и началась моя коллекция. Я начал активно собирать ее в 2000-х, когда появились средства на покупки у антикваров и на аукционах. В моей коллекции, кроме стекла и фарфора, есть ритуальная буддийская бронза, кость, шелковые вышивки.

За 30 лет цены на китайский антиквариат увеличились в два раза без учета инфляции. Это вызвано повышенным интересом китайских бизнесменов к собственной истории. Для меня важно, чтобы вещь не только имела историческую ценность, но и чтобы с ней возникла особая связь. Однажды я пришел в галерею и полчаса разглядывал китайского бронзового слона XIX века, а через несколько дней понял, что если не куплю его, моя жизнь пойдет под откос».

Предмет: ваза в форме сосуда типа гу

Период: Даогуан (1821–1851)

Материал и техника: стекло, резьба и гравировка

Стекло возникло в Китае благодаря европейским миссионерам, которые привозили дары императору. Внимание жителей Востока привлекло венецианское стекло, и китайские мастера стали подражать ему и создавать похожие предметы. Но даже работая с непривычным материалом, они оставались верными себе и привносили собственные художественные приемы: например, изготавливали сосуды гу — ритуальные кубки для вина, их форма возникла во втором тысячелетии до нашей эры. Еще китайцы любили в одном материале воспроизводить другой, и в стекле повторяли литье из бронзы и резьбу по цветному камню.

Предмет: вазы

Период: XIX век

Материал и техника: стекло, резьба и гравировка

Китайцы начали экспериментировать с цветом и фактурой стекла. Они придумали прием «снежные хлопья» — нагоняли в прозрачное стекло пузырьки воздуха. Эти две вазы второй половины XIX века имеют благожелательное значение: они должны были нести хозяину долголетие и богатство. Цветы и бабочки олицетворяют здоровое потомство, а играющие дети и типичная китайская сосна — здоровье и молодость.

Предмет: ваза с изображением бабочек

Период: XIX век

Материал и техника: стекло, резьба и гравировка

Эта ваза интересна с точки зрения технологии и выбора цвета. Весь ранний Китай был монохромным. Лишь под влиянием европейцев на Востоке стали изготавливать на экспорт более яркие и цветные предметы. В этой вазе мастера сделали все, что умели: в изумрудно-зеленое стекло влили бордовое, выполнили гравировку поверхности, наварили второй слой и вырезали бабочек и цветы, а поверх нанесли еще третий слой цветного стекла. Получилась аляповатая, пестрая и совсем нетипичная китайская ваза с традиционным сюжетом, выполненном в стиле модерн. Кроме того, можно заметить вкрапления золотой фольги в стекло — это тоже европейский прием.

Предмет: ваза «Лотосовый пруд»

Период: 1920–1930-е

Материал и техника: стекло, литье и налепы

Особенность этой вазы — тонкое стекло. Обычно китайцы делали стенки сосудов толстыми, в один-полтора сантиметра. В этом предмете они взяли европейскую форму и толщину стекла. Она настолько тонкая, что просвечивает при ярком свете. При западном исполнении сюжет здесь типично восточный: свернутые листья лотоса в окружении волн и рыбок. Моделировка очень сложная, и трудно представить, как мастера создавали волнистый край листа и как приваривали рыбок.

Предмет: ваза

Период: XIV век

Материал и техника: керамика и глазурь, резьба

Это самый древний экспонат — керамическая ваза XIV века. Из-за формы, толстых стен, массивности и оформления она напоминает образцы VI века. Она точно создавалась не в декоративных целях, а чтобы хранить в ней жидкость или рис — керамика хорошо держит температуру и защищает от влаги. Эта ваза показывает отношение китайцев к работе. На стенке видна вмятина: она, скорее всего, осталась от устройства, которым вазу доставали от печи. Но китайцы не стали переделывать предмет, потому что у них есть эстетическая категория естественности, мол, если так произошло, значит, сама природа это решила. Из-за понятия естественности некоторые китайские изделия могут быть кривыми, а парные вазы разными по форме и внешнему виду.

Предмет: блюдо

Период: XIV–XV вв.

Материал и техника: фарфор и глазурь, гравировка

Иногда дефекты делали специально. Когда мастера создавали глазурь для этого фарфорового блюда, они изменили состав так, чтобы он начал трескаться при нагревании. Трещины должны были имитировать камень, в данном случае нефрит. Это священный китайский камень, из которого долгое время делали только ритуальные предметы. Затем из него стали изготавливать украшения, заклепки и пряжки для костюма императора и его семьи. Нефрит очень твердый и хрупкий камень, резать его трудно, поэтому изделия из него были очень дорогими. Чтобы создать имитацию священного камня, китайцы создали зелено-голубую глазурь силладон.

Предмет: ваза с композицией «Три друга зимы»

Период: Мин (1368–1644), XIV век

Материал и техника: фарфор, подглазурная роспись кобальтом

Главный экспонат выставки — китайская бело-голубая фарфоровая ваза. Хоть это и ваза, она имеет классическую форму бутылки. Сюжет типичен для той эпохи: это «три друга зимы» — цветущая слива, сосна, и бамбук. В российских музеях находится не больше пяти подобных предметов. Когда мастера начали расписывать кобальтовыми красками белый фарфор, при императорском дворе сначала не приняли такой прием — он казался слишком вульгарным на фоне монохромных предметов. Но потом роспись признали и бело-голубой и она стала классикой. Именно так в сознании европейцев выглядит китайский фарфор.

Предмет: вазы парные

Период: 1860–1870-е гг

Материал и техника: фарфор, лепка, надглазурная роспись эмалями, железной красной и железной черной красками, позолота

В городе Кантон проходили большие ярмарки, и эти вазы родом оттуда. На них можно проследить все влияние Европы на китайскую культуру. После того как на Западе раскрыли секрет фарфора, восточным мастерам приходилось ухищряться, чтобы хоть как-то привлечь покупателей. В то время начался по-настоящему яркий период восточного прикладного искусства, когда создавались очень пестрые предметы. Мастера поддерживали миф о Китае, как о сказке, где все пестрое и покрыто золотом. Эти вазы максимально цветные, сверху сидят наивные позолоченные львы ши-цзы. Они выглядят очень упрощенно, потому что создатели не стремились к точности, когда изготавливали материалы на экспорт. В угоду заграничным покупателям такие предметы делали «под Китай»: на них изображены дворцовые сценки, свитки с красной лентой, а-ля китайские цветы, хотя для внутреннего рынка китайцы рисовали цветы совсем по-другому, более тщательно и реалистично.


Фотографии: Екатеринбургский музей изобразительных искусств