За последние пять лет в Екатеринбурге появилось несколько ярких культурных проектов по сохранению городской истории, которые с нуля создали молодые горожане. Культурные точки вроде законсервированной Белой Башни на Уралмаше не приносят дохода создателям и живут только за счет желания активистов. Ресурсы для реализации своих идей стартаперы ищут по-разному, но чаще всего это помощь добровольных жертвователей и различные государственные и частные гранты — такие, например, выдает благотворительный фонд Владимира Потанина. В Екатеринбурге фонд помогал Белой Башне, «Ячейке F», Дому Метенкова, Музею истории Екатеринбурга, Музею ИЗО. На культурном форуме Culturalica, что проходил в городе в конце минувшей недели, The Village встретился и поговорил с генеральным директором фонда Оксаной Орачевой о деньгах, а с уральскими победителями — о жизни после гранта.

Оксана Орачева

генеральный директор фонда Потанина


«Фонд не выбирает проекты самостоятельно. Мы обеспечиваем равные условия для участников и привлекаем экспертов, которые принимают независимое решение. Так что неважно, какой у автора характер и участвовали ли он в конкурсе раньше — финансирование получат самые сильные проекты. Мы поддерживаем контакт с победителями и в процессе реализации, и после завершения. Они пишут отчет, где объясняют, чего удалось добиться. Мы с самого начала заинтересованы, чтобы проект не был разовым.

Сказать, какие проекты будут побеждать в дальнейшем, сложно. Но есть заметная тенденция в форме взаимодействия с аудиторией: все больше проектов, которые вовлекают людей через волонтерство или через необычную работу с детьми, например. Место музея в городе переосмысляется, и он становится активным участником городской жизни».


Чтобы получить грант (общая сумма — 25 миллионов рублей), нужно оставить заявку на сайте фонда в конце года, описать свою идею, приложить смету и ждать решения экспертной комиссии.


Место: Белая Башня

tower1929

Проект: «Белая Башня. Точка отсчета»

Сумма гранта: 2 миллиона рублей

Годы: 2015–2016

На краю Уралмаша стоит бывшая водонапорная башня, архитектурный памятник эпохи конструктивизма, созданный архитектором Моисеем Рейшером в начале 30-х годов. В конце 60-х башня прекратила свое функционирование по прямому назначению: в город пришел центральный водопровод. Долгое время владельцы придумывали, что с ней делать, меняли ее изнутри и снаружи. В 90-е башню окончательно забросили, она покрылась надписями и слоем мусора. Чтобы сохранить башню и вернуть ей нормальный вид, в 2012 году ее передали арх-группе Podelniki. Четверо архитекторов сделали консервацию башни — то есть убрали мусор, защитили от разрушения, отремонтировали смотровую площадку и провели электричество.

Сегодня башня открыта для посещения, а в пространстве бака башни работает медиапанорама. В теплое время года там проходят экскурсии, уральские музыканты играют в башне концерты, а на первом этаже владельцы устраивают тематические выставки.


Полина Иванова

архитектор, писатель, член арх-группы

Мы обратились фонд, чтобы создать внутри башенного бака, предназначенного для воды, панорамную мультимедийную экспозицию. Это была уже вторая наша попытка получить грант — на этот раз мы вдохновились идеей превращения круглых сооружений в медиапанорамы. Победа имела крутой эффект, потому что мы быстро нашли донаторов, которые оплатили проект консервации. Это был жесткий год: одни пилили и строили, другие лазали по крышам и снимали панорамы Уралмаша, а третьи устанавливали проекторы. Нам удалось открыться в День города и собрать внутри башни много людей. Если бы мультимедийный проект не победил, мы бы вряд ли смогли так быстро организовать консервацию.

Оксана Орачева

В этом проекте была интересна история вовлечения волонтеров: грантополучателям удалось объединить вокруг себя большое количество людей.

Место: Дом Метенкова

dommetenkova

Проект: резидентская программа «Новые истории Екатеринбурга»

Сумма гранта: 985 тысяч рублей

Годы: 2016–2017

В 2017 году Дом Метенкова запустил арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». Каждый из приглашенных художников в течение двух месяцев работал в уральской столице и регионе, а в итоге создавал выставки и инсталляции, рассказывающие о сегодняшнем городе. Зрители могли прийти и увидеть, как работают художники. Для этого там проводились лекции, а в часы публичных экскурсий открывались мастерские. Резидентами арт-резиденции стали Фетт Санс из Берлина, Екатерина Юшкевич из Москвы, Алина Десятниченко из Краснодара, Артур Бондарь из Киева, Оксана Юшко из Москвы, Варвара Кузьмина из Владимира и Елена Аносова из Иркутска.


Кристина Горланова

заведующая фотографическим музеем «Дом Метенкова»

Мы стремились создать арт-резиденции для художников, которые не живут в Екатеринбурге, чтобы получить визуальную историю про город в рамках современной фотографии. Когда проект победил, мы устроили опен-колл, получили множество заявок, где художники описывали черновик двухмесячного проекта. В итоге к нам приехали семь человек, которые создали шесть выставок. Получился хороший отклик внутри города, в арт-сообществе, даже в международной прессе. Оказалось, что резиденция — удобный инструмент для изучения города. Арт-резиденции мы продолжили и расширили. Теперь в проекте могут участвовать местные художники, а иностранцев мы привозим в сотрудничестве с посольствами разных стран.

Оксана Орачева

Проект был интересен не только выставками, которые появились благодаря арт-резиденциям. Дому Метенкова удалось показать сложные социальные вопросы через искусство. На эти темы очень тяжело говорить средствами искусства, а у них получилось показать сложные вещи без утраты художественного смысла.

Место: Ячейка F

vk

Проект: «Музеефикация ячейки типа F / Архитектор Гинзбург на Урале»

Сумма гранта: 740 тысяч рублей

Годы: 2016–2017

В октябре прошлого года в Екатеринбурге открылся музейно-просветительский центр «Ячейка F». Он стал первым в России музеем за пределами Москвы, посвященным наследию авангарда. Создал проект выпускник факультета журналистики УрФУ и студент Высшей школы урбанистики в Москве Никита Сучков. Он выиграл грант и дополнительно запустил краудфандинговую кампанию, на завершение строительства было необходимо 150 тысяч рублей. Пожертвования вносили как екатеринбуржцы, так и москвичи. Сейчас в здании Уралобрсовнархоза работают лекторий и сувенирный магазин с редкими продуктами той эпохи, брендированными значками и свитшотами.


Никита Сучков

урбанист, директор музея

Мы подавали заявку в последний момент, и, по сути, ни на что не надеялись. Благодаря гранту мы создали проект музеефикации, экспозицию и закупили оборудование и мебель. Сейчас мы платим высокую муниципальную аренду, что замедляет нас в развитии. Ситуация тяжелая, и мы не знаем, что будет дальше: все доходы от экскурсий идут на аренду, средств на этот месяц хватает, а хватит ли на следующий — не знаю. Возможно, музей не доживет до лета. Тогда мы или  объединимся с дизайн-бюро по соседству, или переедем в Дом архитектора. Чтобы этого не случилось, мы пытаемся выйти на контакт с мэрией. Пока ждем ответа. Роль фонда высокая: они не бросают своих и оказывают поддержку уже после формального завершения проекта.

Оксана Орачева

«Ячейка F» может стать еще одной изюминкой города, которая будет вызывать большое любопытство и интерес. Я думаю, проект дальше будет развиваться, несмотря на сложности. Может, это не будет быстро, но главное, у команды есть желание, а у людей музей вызывает интерес. «Ячейке F» нужно найти способ стать устойчивыми. Победители получили большой опыт привлечения средств с помощью краудфандинга. Стало очевидно, что краудфандинг — это работающий инструмент. Считается, что люди дают деньги на больных детей, а на культуру — нет. На самом деле спектр широк.

Место: Музей наивного искусства

emii

Проект: «Место встречи — дизайн экспозиционных пространств Музея наивного искусства»

Сумма гранта: 900 тысяч рублей

Годы: 2017–2018

В ноябре прошлого года в усадьбе лесного инспектора Кудрина открылся Музей наивного искусства. За предыдущие два года здание реконструировали, сделали ремонт внутри, провели отопление, поменяли окна.

Сейчас в музее два выставочных этажа с 11-ю залами. Сотрудники говорят, что уральский музей станет одним из крупнейших музеев наивного искусства в России. Почти 70 % коллекции — это картины художников Свердловской области. В запасниках лежат и шедевры классического наива. В новом музее проходят выставки, посвященные расстрелу императорской семьи, советскому детству, марийской деревне, жизни евреев. Первая экспозиция «Ангелы и другие жители Земли» собрала полторы сотни произведений Нины Варфоломеевой, Альберта Коровкина, Алексея Языкова, Вадима Колбасова, семьи Трофимовых.


Андрей Бобрихин

заведующий отделом наивного искусства ЕМИИ

Старинное здание не приспособлено под музей и не соответствует современным требованиям, там много визуального мусора и окон. Нужно сделать условный чехол, внутреннюю капсулу, и превратить евроремонт в экспозиционный дизайн. Сейчас идет проектирование: надеюсь, к лету все будет готово.

Оксана Орачева

Проект только начинается, так что говорить о результатах сложно. В Екатеринбурге большая коллекция наивного искусства, и это одна из самых популярных тем здесь. Грант дает возможность поэкспериментировать, представить наивное искусство так, чтобы оно пользовалось спросом.


Фотографии: обложка – «Ячейка F, 1 — Aleksandr Zykov Creative Commons (CC BY-SA 2.0), 2, 3, 4 — Сергей Потеряев