Югославская художница Марина Абрамович называет себя «бабушкой перформанса», и вовсе не напрасно: масштабная выставка «В присутствии художника» в Центре современной культуры «Гараж» включает около 50 работ и словно подводит черту под более чем тремя десятилетиями её творчества. Помимо документальных фото и видео, зрителям покажут четыре реконструкции самых знаковых перформансов художницы.

Чтобы возродить свои произведения, Абрамович придумала даже новый термин «реперформанс» — это повтор любого другого перформанса, исполненного ранее. А чтобы повтор вышел качественным, она приехала в Москву за полгода до выставки, и уже в марте в «Гараже» начались кастинги, суровый отбор участников действа. На этой неделе, прямо перед выставкой, Абрамович проводит публичные тренинги по специальной программе, целью которых является обучение участников специальным навыкам выносливости. А они им явно понадобятся. 

Московская ретроспектива «В присутствии художника» создана под кураторством Клауса Бизенбаха, директора центра MoMA, и практически полностью повторяет выставку, прошедшую в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Впрочем, нам привезут и премьерный перформанс «Измерение магии взгляда», являющийся результатом тесного сотрудничества художника с российскими и американскими учёными. Посетители смогут принять участие в эксперименте, в котором измеряется активность мозга при визуальном контакте. В Нью-Йоркском музее можно было лишь посмотреть какое-то время в глаза Абрамович, отстояв при этом большую очередь.

Клаус Бизенбах разделил выставку на четыре логических блока, каждый из которых представляет собой определенный жизненный и творческий этап в жизни Абрамович и венчается знаковым перформансом, соответствующим именно этому периоду.

 

В «Гараже» открывается выставка Марины Абрамович. Изображение № 1.
Планы на осень: Выставки, фестивали и арт-премии
В «Гараже» открывается выставка Марины Абрамович. Изображение № 2.
В парке Горького открылась выставка «Нужное искусство»
В «Гараже» открывается выставка Марины Абрамович. Изображение № 3.
В «Гараже» открылась выставка самого известного художника ЮАР Уильяма Кентриджа

 

    

«РИТМ 0»

В «Гараже» открывается выставка Марины Абрамович. Изображение № 4.

Первый блок посвящен становлению интереса художника к жанру перформанса как таковому, началу познания собственного тела, взаимодействия своего «Я» со зрителем, что вылилось в работу «Ритм 0» 1974 года. Художница разместила на столе 72 предмета, которые зрители могли использовать по отношению к художнику любым угодным им образом. Среди вещей были ножницы, плеть, нож, пистолет. Перформанс закончился спустя 6 часов заряженным пистолетом, приставленным к голове Абрамович. Вся её одежда была искромсана, тело в крови, а на голове терновый венок. Взаимодействие удалось.

 

 

«ОТНОШЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ»

В «Гараже» открывается выставка Марины Абрамович. Изображение № 5.

Второй жизненный этап Марины Абрамович связан с немецким художником Уве Лайсипеном. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, сосуществование двух тел как единого целого являлись предметом исследования на этот раз. В этом блоке представлены их совместные работы, в частности видеодокументация перформанса «Отношения во времени». Пара просидела 17 часов спиной друг к другу со связанными волосами — вполне ощутимые узы, когда затылком чувствуются все движения партнера, будь то дыхание, глотание слюны или стон.

 

 

«БАЛКАНСКОЕ БАРОККО»

В «Гараже» открывается выставка Марины Абрамович. Изображение № 6.

Третий блок представляет зрелые и очень глубокие работы Абрамович, в которых она пытается постичь чувство одиночества, самоидентичности, углубляется в изучение собственных балканских корней. За инсталляцию «Балканское барокко» 1997 года художница получила «Золотого льва» Венецианской биеннале. Во время этого перформанса Абрамович сидела на груде окровавленных говяжьих костей и в жестяном тазу щеткой пыталась их отмыть, напевая под нос балканские народные песни. Это символизировало простую мысль: нельзя смыть кровь, если ты убийца, — и было посвящено военному конфликту в Югославии 90-х годов.

  

  

«ДОМ С ВИДОМ НА ОКЕАН»

В «Гараже» открывается выставка Марины Абрамович. Изображение № 7.

Последний период апеллирует к сегодняшней жизни художницы в Нью-Йорке. Перформанс «Дом с видом на океан» 2002 года был обыгран в сериале «Секс в большом городе». Абрамович в течение двенадцати дней жила у всех на виду в смоделированном доме, представленном зрителям в поперечном разрезе. Единственной пищей был визуальный контакт со зрителем, а спуститься из комнат можно было только по лесенке, вместо ступенек у которой были ножи мясника.

 


В «Гараже» открывается выставка Марины Абрамович. Изображение № 8.

 

Анастасия Петрова, глава выставочного департамента «Гаража»: «Ретроспектива Марины Абрамович в „Гараже“ и одновременно первая выставка в Москве — знаковый момент в её творчестве, ведь сама художница во многом идентифицирует себя с Россией и понятием „страдания русской души“. Зрителям представится возможность увидеть четыре живых реперформанса, ключевых в творчестве художницы, воссозданных поклонниками и учениками Марины. Кастинг участников проходил в течение нескольких месяцев, и в данный момент завершается его финальная и самая зрелищная часть — в специально созданной галерее в „Гараже“ Марина Абрамович проводит публичный пятидневный мастер-класс. 45 человек, одетых в робы, выполняют физические упражнения и психологические задания с 11 утра до 9 вечера. Метод Абрамович направлен на подготовку тела и мыслей будущих реперформеров к очищению, осознанию собственных возможностей, времени и пространства и, как говорит сама художница, „умению быть здесь и сейчас“».


Марина Абрамович «В присутствии художника»
ЦСИ «Гараж»
Ул. Образцова, 19а
+7 (495) 645-05-20
8 октября — 4 декабря 2011
Вход: 100-200 рублей
Фото на обложке: garageccc