В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка Караваджо. Факт почти что беспрецедентный: это вторая в мире столь крупная экспозиция художника, чьи работы рассеяны по всей Италии, от Ватикана до Неаполя, от именитых музеев и банковских коллекций до провинциальных церквей. Самым обширным собранием его полотен до сих пор могла похвастаться римская галерея Боргезе, где представлено шесть картин; единственный подлинник Караваджо в России — знаменитый «Юноша с лютней» 1595 года — хранится в Эрмитаже. Но на протяжении следующих трех месяцев у москвичей будет возможность увидеть за раз 11 первостепенных полотен революционного мастера барокко, не объезжая Италию вдоль и поперек.

Караваджо оставил удивительный след в истории. Его биография — путь бунтаря, вечного беглеца с буйным нравом и дурными манерами, страстной любовью к жизни, богу, вину и азартным играм, мужчинам и женщинам. Прошедшего через взлеты и падения, нищету, преследования и тюрьмы, вплоть до убийства. С той же непокорностью художник подходил и к живописной традиции. Революционный дух, присущий и его работам, вызывал у современников противоречивые чувства: его или восхваляли, подражали ему, или, напротив, называли антихристом от искусства.

Караваджо наотрез отказывался копировать классиков и идти на поводу у церковных канонов. Он писал не красоту человеческого тела, не выспренные жизнеописания святых, а то, что видел вокруг себя: нищих, опустившихся людей, продажных женщин, — вплетая своих специфических моделей в религиозные сюжеты (у его Мадонны Лоретто, к примеру, ступни нищенки). Грязные ногти, сбитые ноги, подгнивший виноград, червивые фрукты, тщательно прописанные дырки на одеждах — взгляд зрителей приковывало именно это, а вовсе не благоговейный воспитательный элемент полотна, что порядком раздражало церковь. Он привнес в искусство высоких сюжетов жизнь, которая его окружала. В его картинах то, что должно было быть светлым, погрязало во тьме, святость всегда шла рука об руку с греховностью. Как это часто бывало с гениальными художниками, Караваджо умер в нищете и одиночестве, не дожив до 40 лет: в церковной больнице, за пару дней до прихода письма о помиловании от Папы Римского.

 

В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 1.«ИСКУССТВОесть ИСКУССТВОесть
ИСКУССТВО» в ММСИ
В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 2. В Москве проходит выставка «Десять дней до»
В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 3. На «Красном Октябре» Яннис Кунеллис показывает свою инсталляцию

 


КАРАВАДЖО
(1571–1610)
КАРТИНЫ ИЗ СОБРАНИЙ ИТАЛИИ И ВАТИКАНА

 

В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 4.

 

«Мальчик с корзиной фруктов», 1593 

Галерея Боргезе, Рим

Одна из первых картин Караваджо, точная дата ее создания неизвестна. Подрабатывавший до этого прорисовкой цветов и фруктов на крупных полотнах, здесь художник добавил им гнили, а героя срисовал, возможно, с самого себя. За реалистичное изображение мятых плодов и обкусанных насекомыми листьев живописца называют предтечей фотографии.

 

 

В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 5.

 

«Ужин в Эммаусе», 1606

Пинакотека Брера, Милан

Это вторая версия картины «Ужин в Эммаусе», написанная Караваджо после убийства партнера по игре в мяч, когда художник был вынужден бежать из Рима. Эмоциональное состояние сказалось на полотне, жесты фигур гораздо сдержаннее. Добавлены два персонажа, угощение на столе более скупое. Первый вариант картины датирован 1599 годом и хранится в лондонской Национальной галерее.

 


В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 6.

 

«Иоанн Креститель», 1602

Капитолийский музей, Рим

Одна из лучших однофигурных картин Караваджо. Художник стремится сделать образ как можно более реалистичным. На религиозную принадлежность героя намекают лишь его традиционные атрибуты: баран (символ священной жертвы) и листва винограда, красный сок которого символизирует кровь Христа и источник жизни.



В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 7.

 

«Иоанн Креститель в пустыне», 1603–1604

Галерея Корсини, Рим

Караваджо уже не рисует обнаженную натуру, а из атрибутов фигуры остался лишь посох. Картина не такая жизнерадостная, приглушенные тона, персонаж не похож на пухлощекого путти, наоборот, изображен с полускрытым в тени задумчиво-скорбящим лицом.  

 


В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 8.

 

«Обращение Савла», 1600

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Религиозный сюжет, из которого Караваджо выкинул всех лишних героев, показан с трагической выразительностью. Массивный круп лошади занимает почти всю верхнюю часть картины, отвлекая зрителя от фигуры поверженного божественным видением будущего апостола Павла. По сути, работа уничтожает традиционную иконографию: на вопрос возмущенного церковника, почему лошадь заменяет Бога, художник ответил, что она стоит в его свете.

 


В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 9.

 

«Молитва святого Франциска», 1606

Палаццо Барберини, Рим

Картина написана художником в 35-летнем возрасте, за несколько лет до смерти. Святой Франциск (символизирующий у Караваджо зрелость так же, как Иоанн Креститель — юность) вглядывается в череп, словно ее автор — в свое собственное будущее. Примечательно и то, что «Гамлет» Шекспира был написан примерно в то же время.

 


В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 10.

 

«Бичевание Христа», 1607

 Церковь Сан-Доменико, Неаполь

Картина — метафора пережитой Караваджо пытки в Риме, написанная им в бегах в Неаполе. Есть версия, что у истязателей Христа лица палачей, издевавшихся над Караваджо в тюрьме, а сама картина является своеобразной личной местью художника. 



В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 11.

 

«Положение во гроб», 1602–1603

Ватиканская пинакотека, Рим

Полотно было написано для алтаря римской церкви Кьеза Нуова, посвященной Оплакиванию. Эта работа сразу же приглянулась священникам; персонажи переживают огромный спектр эмоций: от бурного отчаяния и ужасающей горечи до абсолютного покоя, который обрел после своих страданий Иисус. Помимо завораживающей игры света и тени, стоит отметить диагональную композицию, даже каменная плита развернута подобным образом.

 

 

В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 12.

 

«Спящий Амур», 1608

Галерея Палатина, Флоренция

Написана на Мальте, где художник работал по заказу местного ордена и был посвящен в рыцарский сан. Впрочем, благонравного поведения Караваджо хватило лишь на пять месяцев: после ссоры с вельможей он был брошен в тюрьму и бежал на Сицилию. Автор обошелся без идилличности, характерной для иконографических изображений подобных сюжетов. Тень падает на младенца таким образом, что мы не можем установить его пол, он погружен в беспокойный, болезненный сон.  



В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 13.

 

«Поклонение пастухов», 1609

Национальный музей Мессины, Сицилия.

Одна из поздних картин автора. Пастухи пришли поклониться уставшей Богородице, только что разрешившейся от бремени. Все персонажи крайне бедно одеты, но высвечены таким образом, что создается впечатление яркого людского треугольника в унылом, сером хлеву. 


В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо. Изображение № 14.

 

«Мученичество святой Урсулы», 1610

Коллекция итальянского коммерческого банка «Интеза», Неаполь

Последняя работа Караваджо, написанная им за месяц до собственной смерти. Художник изобразил святую в последний момент перед мученической гибелью — ее сердце уже пронзила стрела язычника-гунна. Картина пережила несколько неудачных реставраций из-за того, что заказчик решил выставить ее на солнце для скорейшего высыхания, что было грубым нарушением технологии.