Группа АЕС+Ф, озаглавленная по инициалам участников — Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса, — существует больше двадцати лет. Правда, художников больше знают по их последним сложносочиненным ожившим картинам, созданным из огромного количества фотографий, анимированных на компьютере и дополненных 3D-графикой. На сегодняшний день АЕС+Ф — одни из самых известных и дорогих российских художников в мире.

«Аллегория сакра» — третий по счету масштабный фотовидеопроект группы после «Последнего восстания» и «Пира Трималхиона», работа над которым длилась полтора года и была закончена в 2011 году. Предыдущие проекты были показаны на Венецианской биеннале в 2007 и 2009 годах.

Эту трилогию можно охарактеризовать как рай — ад — чистилище, хотя определить, что где, не так просто. Эта работа заявлена чистилищем и является аллюзией на картину Джованни Беллини «Священная аллегория» 1490 года, где художник сталкивает на террасе совершенно не связанных друг с другом персонажей: младенцев, апостола Петра, Павла, старца Иеронима, простую венецианскую женщину. АES+F действуют по тому же принципу, только сюжет осовременен: видеофреска вместо картины, аэропорт вместо средневековой террасы, гей-пара с усыновленными близнецами вместо апостолов и младенцев.

Персонажи — случайно встретившиеся пассажиры, ожидающие своих рейсов в разные части света в международном аэропорту. Терминал и играет в некотором роде роль чистилища, что безусловно поймут все, кто пытался вылететь из Москвы в канун прошлого Нового года (и эту отсылку авторы, кажется, тоже имеют в виду). Это именно та ситуация, когда не существует никакой иерархии между людьми, все равны и покорно ждут вылета.

«Священная аллегория» — метафора современной цивилизации, призыв к толерантности. Все это достигается большим количеством разнообразных архетипичных персонажей: беженцев из Пешавара, туземцев, геев и воинов с мечами, афроамериканцев и детей славянской внешности. Как и в прошлых проектах, АЕСы используют значимые фигуры отечественного медиапространства. Кроме Данилы Полякова, здесь также снялся идеолог группы «Война» Алексей Плуцер-Сарно. «Аллегория сакра» была показана на 4-й Московской биеннале месяц назад — сейчас это скорее послесловие, камерный разговор со зрителем.

 

В галерее «Триумф» открылась выставка группы AES+F. Изображение № 1.Выставка Уильяма Блейка открылась в Пушкинском музее
В галерее «Триумф» открылась выставка группы AES+F. Изображение № 2.В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо
В галерее «Триумф» открылась выставка группы AES+F. Изображение № 3.«ИСКУССТВО
есть ИСКУССТВО
естьИСКУССТВО» в ММСИ
В галерее «Триумф» открылась выставка группы AES+F. Изображение № 4.Завтра в Москве открывается ретроспектива Рут Оркин

 

Видеоинсталляция в «Триумфе» уже не шестиканальная, а трехканальная, линейная и специально смонтирована для галерейного, а не музейного пространства. Проще говоря, чтобы охватить всю работу взглядом, больше не нужно вертеть головой. Дополнено произведение 40-минутным фильмом — историей создания работы, включая интервью художников. Также представлены три больших фотополотна, отсылающие зрителя к видеоработе. На стенах — около 20 стоп-кадров из «Аллегории сакра», благодаря которым можно детально разглядеть грим туземцев, туфельки и платья на дамах и марки обуви, используемой в съемках — от Adidas до Lacoste. В экспозиции применили модный сейчас метод «токийской развески», нетипичный для московских выставок — фотографии повесили ниже привычного.


В галерее «Триумф» открылась выставка группы AES+F. Изображение № 5.
ТАТЬЯНА АРЗАМАСОВА

 
«Для нас нет никакой разницы, происходит ли выставка в музее или же в галерейном пространстве, данный проект в галерее "Триумф" — это более детальный разговор, акцент сделан на имиджи, на картины, на стиллз. Другое рассмотрение того же самого проекта, что и в ММАМ: одно дело — большое кино, совсем другое — когда внимание зрителя можно сфокусировать на отдельных фрагментах и образах проекта. Мы всегда сохраняем все фирменные ярлыки, бренды одежды, ничего не замазываем, нам не платят за продакт-плейсмент, у нас нет никаких спонсоров. Мы считаем, что это своего рода срез, срез эпохи: например, беженцы из Пешавара так и ходят в красных штанах Adidas — это все делает правильный акцент работе. Это как красный камзол на персонажах картин Веласкеса. Персонажи одеты согласно духу времени».


Галерея «Триумф»
8 — 30 декабря 2011
Ильинка 3/8
Вход бесплатный