«ТУРИНСКАЯ ЛОШАДЬ»
A TORINOI LO

Режиссер: Бела Тарр
В главных ролях: Янош Держи, Эрика Бок, Михай Кормош

Финальная работа классика венгерского авторского кинематографа, знаменитого своими экспериментальными черно-белыми картинами с экстрадлинными планами. Автор семичасового «Сатанинского танго» и фильма-нуар «Человек из Лондона» с Тильдой Суинтон, Бела Тарр получил за «Туринскую лошадь» Гран-при в Берлине и со сцены объявил о своем уходе на пенсию. 

Формально в основе картины — исторический анекдот о том, как побитый извозчиком конь свел с ума Фридриха Ницше: философ заглянул несчастному животному в глаза, вернулся домой, лег и перестал разговаривать. Все это Бела Тарр сообщает в прологе закадровым голосом; а дальше начинается неторопливая картина про лошадь, пожилого фермера и его дочь, обитающих где-то в безвременье, на продуваемых ветром бесплодных холмах. Это медитативная, построенная на монотонных повторах история конца света в самом прямом смысле: герои изо дня в день одеваются, топят печь, носят воду и едят картошку. Зашедший за водкой сосед и проехавший мимо табор цыган оказываются вестниками грядущего апокалипсиса — сначала лошадь отказывается выходить из сарая, потом пропадает вода, затем мир постепенно погружается во тьму (хотя мира как такового здесь нет — за холмами, по-видимому, пустота). В год триумфа черно-белого и почти бессловесного кино самое время взглянуть, каким оно бывает в экспериментальном формате.

АНТОН ДОЛИН

Кинокритик, 
«Искусство кино»

 

«Оказывается, чистить вареную картофелину или тянуть ведро из колодца можно с такой же экспрессией, как любить, убивать или умирать. Однако энергия пустого действия иссякает на глазах, съедает саму себя, угасает, как лучина. Так жизнь переходит в смерть в контексте как частном, так и универсальном. Из всех специалистов по эсхатологии, исследовавших в кинематографе вопросы апокалипсиса в последнее десятилетие, Тарр оказался самым последовательным. Он не задается вопросом, как выжить во время конца света (подобно Роланду Эммериху), и не спрашивает о том, как жить после конца света (подобно тому же Ханеке). Конец — значит, конец. Тушите свет. Хотя он и без вас погаснет».