Дэвид Эллиотт

 

— в прошлом куратор музеев современного искусства в Оксфорде, Стокгольме и Стамбуле, а ныне консультант по вопросам развития нового современного центра искусств, расположенного в центре Гонконга на территории бывшего полицейского участка, тюрьмы и суда.


Куратором Arsenale 2012 англичанин Дэвид Эллиотт был назначен неслучайно: он хорошо знаком с советским и постсоветским искусством, не раз приезжал в Москву и Киев в девяностых, а 1999 году организовал ставшую уже легендарной выставку «После стены: искусство и культура в посткоммунистической Европе». Коллеги отзываются об Эллиотте как о кураторе, собирающем только самых интересных художников и организовывающем невероятно красивые выставки. В рамках отбора работ для Arsenale 2012 он посетил Одессу, Харьков и Львов. Об особенностях украинской арт-сцены, о закрытии скандальной выставки «Украинское тело», о своём опыте и роли куратора Дэвид Эллиотт рассказал The Village.

 

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 1.

 

На ваш взгляд, каково влияние первой Киевской международной биеннале современного искусства Arsenale 2012 на Киев?

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 2.

 

Как человеку, что называется, со стороны, мне сложно сказать, но я предполагаю, что проведение такого большого международного шоу современного искусства высокого уровня впервые должно оказать большое влияние на город. Выставка была сделана специально для Киева и представляет некоторые аспекты украинской культуры в весьма неожиданном для многих ключе. Одна из основных идей, которые стоят за выставкой, — установление связей с искусством за границами Украины, и эта задача успешно выполнена.


Киев в том, что касается современного искусства, до сих пор находится в ситуации переживания непростого и достаточно травматичного постсоветского опыта.


Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 3.

 

Каковы ваши впечатления от Украины в целом и от украинской арт-сцены в частности?

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 4.

 

Ну, безусловно, это очень большая страна. В Одессе и Харькове я бывал раньше. Сейчас в Одессе всё гораздо спокойнее, чем было в конце девяностых, когда я в последний раз там был. А вот Харьков по-прежнему очень силён, там выросло новое поколение талантливых художников. Львов стал для меня откровением. Мне очень понравился центр города, и хотя львовская арт-сцена не слишком активна, несколько отличных художников живут там (например, участник основного проекта биеннале Андрей Сагайдаковский живёт и работает во Львове). Киев в том, что касается современного искусства, до сих пор находится в ситуации переживания непростого и достаточно травматичного постсоветского опыта. Именно с этим я старался работать. 

 

Дэвид Эллиотт находит львовскую арт-сцену не слишком активной, но работы Андрея Сагайдаковского его впечатлили и были включены в основной проект биеннале. Изображение № 5.Дэвид Эллиотт находит львовскую арт-сцену не слишком активной, но работы Андрея Сагайдаковского его впечатлили и были включены в основной проект биеннале

 

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 6.

 

У вас есть опыт работы директором музея в Великобритании, Северной Европе и Азии, а также опыт курирования биеннале в Австралии. Теперь вы больше месяца провели в Киеве, готовясь к открытию Киевской биеннале. Можете ли вы сказать, где вам было комфортнее всего работать?

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 7.

 

Токио — один из моих самых любимых городов. Там огромная, хорошо проинформированная и высококультурная аудитория, для которой главным в искусстве является его эстетическая составляющая. Но все места, где мне доводилось жить и работать, безусловно, имеют свои сильные стороны, так же как и слабые, иначе и быть не может.

 

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 8.

 

Когда в Киеве закрыли выставку «Украинское тело», вы выступили с открытым письмом в ее поддержку, почему?

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 9.

 

Потому что это не только факт злоупотребления властью, но и неоправданный акт цензуры по отношению к группе художников. На самом деле с выставкой всё было в порядке — некоторые работы были хорошими, другие не слишком, — но реакция руководства Киево-Могилянской академии была несколько оскорбительной и ограничивала право свободного художественного выражения, что возвращает страну обратно во времена Хрущёва.

 

Я здесь не для того, чтобы представлять определённый аспект украинского искусства. Так как это первая биеннале, я хотел показать разницу между поколениями.

 

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 10.

 

Украинское арт-сообщество активно обсуждало ваш выбор местных художников. Вы пригласили нескольких молодых, но не взяли представителей старшего поколения, почему?

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 11.

 

Мне показалось важным представить различные поколения украинских художников, ведь я здесь не для того, чтобы представлять определённых мастеров или конкретное направление, для меня важно было продемонстрировать весь спектр. Например, художники старшего поколения, такие как Михайлов, Братков и Кабаков, жили при советском режиме, и их работы иллюстрируют именно этот период в истории вашей страны. Савадов и Цаголов представляют среднее поколение украинских художников, они активно развивались в конце советской эпохи, в девяностые и двухтысячные. Группа «Р.Э.П.», Никита Кадан, Вова Воротнев, Леся Хоменко, Николай Ридный представляют молодое поколение. Вова Воротнев зацепил меня тем, что он совсем молодой и неоформившийся мастер, и мне кажется правильным среди сотни художников показать несколько вот таких молодых ребят.

 

Атор картины «Призрак революции» Василий Цаголов куратору Arsenale 2012 интересен как представитель поколения, оказавшегося на перекрестке в конце советской эпохи. Изображение № 12.Атор картины «Призрак революции» Василий Цаголов куратору Arsenale 2012 интересен как представитель поколения, оказавшегося на перекрестке в конце советской эпохи

 

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 13.

 

Поясните, почему в качестве названия биеннале вы выбрали слова из «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса «Лучшие времена, худшие времена»? О чём должна говорить выставка с таким названием?

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 14.

 

Как и все большие выставки, которые я когда-либо делал, эта — о специфическом взгляде на то, что сейчас происходит в мире. И о том, почему лучшие образцы современного искусства становятся центральными и приобретают значимость и признание по всему миру. Я также хочу показать, что прошлое может быть одновременно и клеткой, и платформой для изменений.

 

Главная задача — увидеть мир таким, какой он есть, а не таким, каким его изображают.

 

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 15.

 

В таком случае, какова роль куратора, особенно когда он работает над такой большой выставкой?

Arsenale 2012: Куратор Дэвид Эллиотт — об украинской арт-сцене и отборе художников для биеннале . Изображение № 16.

 

Что ж, цель всегда одна — сделать хорошую выставку. Чтобы достичь этой цели, куратору необходим открытый разум, живое любопытство, тяжкий труд, но прежде всего нужно всем сердцем любить искусство и быть готовым рисковать — в мыслях и взглядах на искусство. Главная задача — увидеть мир таким, какой он есть, а не таким, каким его изображают. Это означает отстранённость от партийности, тенденций и личных интересов, СМИ и политической сферы, которая предлагает очень узкий взгляд на мир. В конце концов, искусство должно иметь дело с правдой. Множество кураторов не могут позволить себе заходить так далеко и не хотят рисковать.