«Цирк дю Солей» в Москве осваивает всё большие площадки: два года назад представление состоялось в небольшом, специально построенном шатре, год назад — в Кремлёвском дворце. И вот теперь знаменитый цирк — в «Олимпийском», с шоу, посвящённым Майклу Джексону. Все зрители спорткомплекса, по словам организаторов, должны почувствовать присутствие ушедшего поп-короля. Специальный корреспондент The Village Олеся Шмагун побывала на премьере и, напротив, остро почувствовала нехватку Майкла Джексона.

 

За кулисами

Закулисье цирка занимает добрую половину арены спорткомплекса. Большая часть пространства отведена гардеробным, всего их три. Одна находится прямо под круглой сценой, она очень маленькая и носит название «Кроличья нора» — там происходят какие-то экстренные переодевания во время представления. Другая гардеробная находится за большой сценой, там отдельные комнаты для женщин и мужчин и уже больше места, поэтому они называются «Лисьими норами». У каждого артиста есть и немного личного пространства на верхних этажах спорткомплекса.

Все костюмы аккуратно развешены в том порядке, в котором будут нужны артистам, более мелкие предметы тоже разложены по номерам представления. Например, если заглянуть в контейнер с надписью «Gangster», обнаружишь шляпы и парики на гипсовых головах для номера под Smooth Criminal.

 

49

танцоров
из 15 стран

 

178

человек персонала путешествуют с туром

Цирк приехал: Как выглядит за кулисами Cirque du Soleil . Изображение № 1.

38

фур необходимо, чтобы перевозить реквизит

Цирк приехал: Как выглядит за кулисами Cirque du Soleil . Изображение № 2.

За кулисами можно споткнуться о гигантские ботинки — копию обуви Майкла Джексона размером с человеческий рост. Неподалёку валяется и гигантская белая перчатка, вышитая стразами, — ещё один фирменный знак Майкла времён Billie Jean.

У каждого артиста за шоу должно быть несколько переодеваний, и за кулисами постоянно дежурят костюмеры, которые помогают сделать это максимально быстро. Каждый отвечает за отдельный предмет гардероба: за перчатки артистов, за ботинки, за штаны и так далее. Там же, среди реквизита, есть комната, где гладят и чинят костюмы и парики.

В постоянной починке нуждаются костюмы с лампочками, которые появляются в последнем номере: внутри пиджаков и светящихся штанов сложная сеть из тонких проводов, которые часто рвутся во время выступлений и репетиций. На российской премьере шоу у некоторых артистов какие-то части костюмов не светятся — видимо, проводки всё-таки порвались до выхода на сцену.

За несколько часов до спектакля за кулисами тихо, артистов почти нет, только на огромном шесте флегматично разминается акробатка. Она принимает на 10-метровой высоте причудливые позы и одновременно переговаривается со стоящими внизу людьми (артисты канадского цирка из 15 стран мира общаются между собой на английском), потом разводит ноги в шпагат и замирает так минут на пять.

Цирк приехал: Как выглядит за кулисами Cirque du Soleil . Изображение № 12.

Неподалёку тренируется гуттаперчевый человек: не спеша, в течение двадцати минут он разминает стопы, всё это время стоя на руках. Тут же упражняется с гантелями акробат. Пресс-атташе шоу Лаура Сильверман объясняет, что обычно «Цирк дю Солей» устраивает на каждой площадке целый тренажёрный зал, но в этот раз не получилось и комнату для упражнений заменяет небольшое пространство за шторкой со спортивными ковриками и гантелями.

Часть артистов — постоянная труппа цирка, других набирали специально под это мировое турне. К слову, в его создании принимали участие люди, работавшие с самим Майклом Джексоном. Постановщик спектакля Джейми Кинг в 1992−1994 годах был одним из основных танцовщиков тура Dangerous. Музыкальный директор шоу Грег Филлингейнс работал над большинством альбомов музыканта, созданием костюмов занимался Залди Гоко, он же придумывал костюмы для так и не состоявшегося тура Джексона This is It.

 

Представление

«Цирк дю Солей» с его сюжетами, музыкой, костюмами всегда выглядел очень трогательно, красиво и со вкусом. Никогда там не было барабанной дроби и конферансье с надрывными криками «выступает..!», «невиданный аттракцион…», характерных для советского цирка. Зато были лучшие в мире акробаты и гуттаперчевые люди, эквилибристы и клоуны. Новость о создании цирком нового шоу по мотивам творчества и жизни Майкла Джексона обрадовала многих, но многих и испугала: когда два громких имени ставят в ряд без запятой, это далеко не всегда идёт на пользу каждому из них.

После просмотра The Immortal World Tour появляется много вопросов, главный из которых: правильно ли называть это цирком? В двухчасовом представлении всего пять в чистом виде цирковых номеров — эффектных, мягких, отточенных, в стиле «Цирка дю Солей», и занимающих процентов десять всего шоу. Остальное время на сцене выступают танцоры.

 

Цирк приехал: Как выглядит за кулисами Cirque du Soleil . Изображение № 21.

250

костюмов

 

1 200

элементов одежды

 

2−3

смены одежды
у каждого артиста

 

9

человек занимаются костюмами

Вызывает вопросы и выбор «Олимпийского» в качестве площадки. Если номер эквилибристов под куполом более-менее виден на трибунах спорткомплекса, то танцоры работают фактически на один партер, а это около 40 % аудитории. Зрителям на трибунах, заплатившим за билеты до пяти тысяч рублей, выступающих видно очень плохо.

Вообще происходящее очень похоже на то, что можно наблюдать на видео концертов Майкла Джексона: лунная походка, постоянные смены костюмов, женщины, играющие то ли на виолончели, то ли на каком-то невиданном инструменте. Нет только Майкла Джексона. 

Цирк приехал: Как выглядит за кулисами Cirque du Soleil . Изображение № 22.

Артистический директор «Бессмертного мирового тура» Тара Янг поясняет, что короля поп-музыки, конечно, не сможет заменить никто, поэтому в представлении даже нет такой роли. «Но вы обязательно почувствуете присутствие Майкла, — добавила она, — ведь будет его музыка, его танцы».

Но ни танцы, ни гигантские двигающиеся копии чёрных ботинок Джексона, ни лунная походка, ни все 49 танцующих артистов вместе взятые, конечно, не тождественны Майклу Джексону. Они лишь сильнее подчёркивают его отсутствие. Оттого одним из самых эмоциональных моментов программы становится тот, когда при пустой сцене и тёмном зале на экранах в течение пары минут просто показывают видео с Майклом.

Фотографии: Аня Шиллер, Globolvision